Согласные звуки [г], [г']. Буквы Г, г

Разделы: Начальная школа


Цели: предметные: создать условия для знакомства детей с новыми звуками и буквами; содействовать формированию навыков чтения, развитию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, развитию умения анализировать, сравнивать.

Метапредметные: регулятивные: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Познавательные: содействовать формированию умения добывать новые знания.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

Личностные: формировать интерес к предмету через ситуацию успеха

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрация к русской народной сказке «Лиса, заяц и петух», сигнальные карточки, буквы, слоги, слоговые таблицы, карточки для индивидуальной работы, муляжи грибов, знаки ?!.

Ход урока

I. Организационный этап.

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить ребят к общению

Прозвенел звонок веселый.
Он позвал сейчас вас в класс.
Вы к открытиям готовы?
За работу! В добрый час!

  • Рефлексия на начало урока

Цель: обеспечить освоение учащимися принципов сотрудничества

Уч. Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?

Уч-ся. Хорошее настроение

Уч. Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте плодотворной работы.

  • Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию школьников и включение в совместную деятельность.

Уч. Как гогочут гуси?

Уч-ся. Га-га-га. Гы-гы-гы.

Уч. А гусята?

Уч-ся. Ги-ги-ги. Ге-ге-ге.

Уч. Какие новые звуки услышали?

Уч-ся. [Г], [Г`]

Уч. Эти звуки обозначаются буквами Г г.

  • Формирование темы и цели урока

Цель: сообщение темы и цели совместно с учащимися.

Слайд 1.

Уч. Охарактеризуйте свою работу на уроке при помощи опорных слов:

  • Познакомиться…
  • Учиться читать…
  • Узнать…
  • Участвовать в диалоге…

II. Этап усвоения новых знаний.

  • Анализ буквы Г

Букву на плече носил
На лугу траву косил. Слайд 2

  • Упражнение на внимание

Уч. Какие буквы «спрятались» в буквах Б и П? Слайд 3.

Работа на листиках. Зачеркнуть букву, отличающуюся от остальных. Слайд 4.

  • Физкультминутка.

Гуляли по дороге
Гепарды, гуси, доги. Слайд 5.

Уч. Гепард – крупное животное из семейства кошачьих. Дог – самая крупная короткошерстная служебная собака.

  • Игра в слова. Работа с буквами.

Уч. Нужно решить примеры. Из некоторых слов с помощью вычитания получите новые слова.

  • Исследование в группах.

Уч. Прочитайте слова и дайте характеристику новым звукам.

Проверка при помощи светофоров.

Уч. Что вы знаете о гимне?

  • Работа с текстом.

Хорошо читающим детям выдаются карточки для индивидуального чтения и выполнения заданий. Слайд 6

Чтение прямых слогов га, го, гу, гы, ге, гя радостно, вопросительно, таинственно, уважительно.

  • Чтение слов по слоговой таблице.Слайд 7.
  • Работа в парах
  • Игра «Составь слова» Слайд 8.
  • Игра «Скажи по-другому».

Произнести слова ласково.

Дидактическая задача: обогащать речь детей.

  • Работа с учебником. Работа в парах.

Чтение текста на странице 123.

Уч. Распространите 1 и 3 предложения. Назовите главные слова, которые помогут подобрать заголовок. Озаглавьте текст. Каков жанр этого произведения? Объясните свой выбор.

  • Работа у доски.

Составить из букв разрезной азбуки слова гриб, грибы, грипп.

Уч. Что общего у слов гриб и грипп? Объяснить правописание звонких и глухих согласных в конце слов. Назвать лишнее слово. Доказать, почему это слово лишнее. Запомнить, как пишется слово грипп.

  • Познавательная беседа о грибах. Слайд 9.

Съедобные и не съедобные грибы.

Уч. Все ли грибы съедобны? Почему нужно бережно относиться к мухоморам?

  • Физкультминутка.

Уч. Если слышен звук Г в самом начале слова, то вы хлопаете. Если в середине, то шагаете.

Гуси, вагон, голубь, попугай, гром, сапоги, гири, бегемот. 

  • Развитие зрительной памяти.

Проверка выполнения индивидуальной работы с текстом у хорошо читающих детей. Слайд 10.

Остальные учащиеся читают текст по карточкам.

Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

  • Развитие мышления. Сходство и отличие предметов. Работа со словом иголка.

Уч-ся. Это слово многозначное.

Сходство: у ежа, дикобраза иголки, и у елки иголки.

Отличие: еж, дикобраз – животное, елка – растение.

У ежа дикобраза серые иголки, у елки зеленые.

Уч. Это слово употребляется в переносном смысле. Сидеть как на иголках – чувствовать себя неспокойно.

III. Итог урока. Рефлексия. 

Цели: познавательные: контроль и оценка процесса и результата действий (организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке);

коммуникативные: умение выражать свои мысли

  • Я доволен (а) своей работой, потому что …
  • Теперь я умею…
  • Я испытывал (а) затруднения…
Приложение.