Цели: предметные: создать условия для знакомства детей с новыми звуками и буквами; содействовать формированию навыков чтения, развитию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, развитию умения анализировать, сравнивать.
Метапредметные: регулятивные: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Познавательные: содействовать формированию умения добывать новые знания.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками.
Личностные: формировать интерес к предмету через ситуацию успеха
Тип урока: «открытие» новых знаний
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрация к русской народной сказке «Лиса, заяц и петух», сигнальные карточки, буквы, слоги, слоговые таблицы, карточки для индивидуальной работы, муляжи грибов, знаки ?!.
Ход урока
I. Организационный этап.
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить ребят к общению
Прозвенел звонок веселый.
Он позвал сейчас вас в класс.
Вы к открытиям готовы?
За работу! В добрый час!
- Рефлексия на начало урока
Цель: обеспечить освоение учащимися принципов сотрудничества
Уч. Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?
Уч-ся. Хорошее настроение
Уч. Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте плодотворной работы.
- Актуализация знаний
Цель: обеспечить мотивацию школьников и включение в совместную деятельность.
Уч. Как гогочут гуси?
Уч-ся. Га-га-га. Гы-гы-гы.
Уч. А гусята?
Уч-ся. Ги-ги-ги. Ге-ге-ге.
Уч. Какие новые звуки услышали?
Уч-ся. [Г], [Г`]
Уч. Эти звуки обозначаются буквами Г г.
- Формирование темы и цели урока
Цель: сообщение темы и цели совместно с учащимися.
Слайд 1.
Уч. Охарактеризуйте свою работу на уроке при помощи опорных слов:
- Познакомиться…
- Учиться читать…
- Узнать…
- Участвовать в диалоге…
II. Этап усвоения новых знаний.
- Анализ буквы Г
Букву на плече носил
На лугу траву косил. Слайд 2
- Упражнение на внимание
Уч. Какие буквы «спрятались» в буквах Б и П? Слайд 3.
Работа на листиках. Зачеркнуть букву, отличающуюся от остальных. Слайд 4.
- Физкультминутка.
Гуляли по дороге
Гепарды, гуси, доги. Слайд 5.
Уч. Гепард – крупное животное из семейства кошачьих. Дог – самая крупная короткошерстная служебная собака.
- Игра в слова. Работа с буквами.
Уч. Нужно решить примеры. Из некоторых слов с помощью вычитания получите новые слова.
- Исследование в группах.
Уч. Прочитайте слова и дайте характеристику новым звукам.
Проверка при помощи светофоров.
Уч. Что вы знаете о гимне?
- Работа с текстом.
Хорошо читающим детям выдаются карточки для индивидуального чтения и выполнения заданий. Слайд 6
Чтение прямых слогов га, го, гу, гы, ге, гя радостно, вопросительно, таинственно, уважительно.
- Чтение слов по слоговой таблице.Слайд 7.
- Работа в парах
- Игра «Составь слова» Слайд 8.
- Игра «Скажи по-другому».
Произнести слова ласково.
Дидактическая задача: обогащать речь детей.
- Работа с учебником. Работа в парах.
Чтение текста на странице 123.
Уч. Распространите 1 и 3 предложения. Назовите главные слова, которые помогут подобрать заголовок. Озаглавьте текст. Каков жанр этого произведения? Объясните свой выбор.
- Работа у доски.
Составить из букв разрезной азбуки слова гриб, грибы, грипп.
Уч. Что общего у слов гриб и грипп? Объяснить правописание звонких и глухих согласных в конце слов. Назвать лишнее слово. Доказать, почему это слово лишнее. Запомнить, как пишется слово грипп.
- Познавательная беседа о грибах. Слайд 9.
Съедобные и не съедобные грибы.
Уч. Все ли грибы съедобны? Почему нужно бережно относиться к мухоморам?
- Физкультминутка.
Уч. Если слышен звук Г в самом начале слова, то вы хлопаете. Если в середине, то шагаете.
Гуси, вагон, голубь, попугай, гром, сапоги, гири, бегемот.
- Развитие зрительной памяти.
Проверка выполнения индивидуальной работы с текстом у хорошо читающих детей. Слайд 10.
Остальные учащиеся читают текст по карточкам.
Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
- Развитие мышления. Сходство и отличие предметов. Работа со словом иголка.
Уч-ся. Это слово многозначное.
Сходство: у ежа, дикобраза иголки, и у елки иголки.
Отличие: еж, дикобраз – животное, елка – растение.
У ежа дикобраза серые иголки, у елки зеленые.
Уч. Это слово употребляется в переносном смысле. Сидеть как на иголках – чувствовать себя неспокойно.
III. Итог урока. Рефлексия.
Цели: познавательные: контроль и оценка процесса и результата действий (организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке);
коммуникативные: умение выражать свои мысли
- Я доволен (а) своей работой, потому что …
- Теперь я умею…
- Я испытывал (а) затруднения…