Цели:
- развитие словарного запаса учащихся;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие умения составлять текст по картинкам и опорным словам;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие бережного отношения к природе.
Оборудование:
- авторская презентация;
- музыкальная композиция «Голоса живой природы»;
- видеоролик « Голоса птиц в природе»
- картинки с изображением жизни птиц.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (музыкальная композиция «Голоса живой природы»)
II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока
(Слайд 1)
– Что такое речь?
– Что вы знаете о предложении?
– Что вы знаете о тексте?
– Сегодня, ребята, нам предстоит научиться
писать сочинение по картинкам. Но прежде давайте
посмотрим видеоролик и поймём, о ком
пойдёт речь в нашем сочинении.
III. Работа по теме урока
(Слайд 2)
– Внимательно рассмотрите картинки. Что вы
видите? (Изображена природа, птицы и дети)
– Кто главный действующий герой? (Птицы)
– Что объединяет все эти картинки? (Жизнь птиц)
(Слайд 3)
Физкультминутка (Слайд 4)
Птичка
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — злой орлан.
Птички, птички, по домам.
Работа над I картинкой с подбором опорных слов (Слайд 5)
– Какое наступило время года? (Суровая
зима, холодная зима)
– Что происходит в
лесу? (Кругом
гуляет вьюга, метут метели)
– Что укрыл
снег?
(Деревья, кусты, землю)
– Какое название мы можем дать этой картинке? (Приход
зимы)
Работа над II картинкой с подбором опорных слов (Слайд 6)
– Что испытывают птицы зимой? (Голод
и холод)
– Куда перебираются птицы? (К
людям, в поисках пищи)
– Какое название подходит к этой картинке? (Жизнь
птиц зимой)
Работа над III картинкой с подбором опорных слов (Слайд 7)
– Кто пришёл на помощь птицам? (Дети, ребята,
школьники)
– Что сделали ребята? (Кормушки)
– За чем следили дети? (За кормом)
– Какое название подходит к этой картинке? (Друзья
птиц)
Работа над IV картинкой с подбором опорных слов (Слайд 8)
– Что произойдёт весной? (Отблагодарят)
– Как птицы отблагодарят ребят? (Петь песни,
уничтожат вредных насекомых)
– Кто для нас птицы? (Друзья)
– Какое название подходит к этой картинке? (Благодарные
птахи)
Составление и запись плана (Слайд 9)
План
- Приход зимы.
- Жизнь птиц зимой.
- Друзья птиц.
- Благодарные птахи.
Устное составление рассказа по вопросам и опорным словам (Слайд 10)
Дети предлагают свои варианты.
Вариант текста:
Наступила суровая зима. В лесу гуляет вьюга, метут метели. Деревья надели снеговые шапки. Вся земля покрыта снежным покрывалом. Холодно и голодно стало лесным жителям. Птицы в поисках пищи перебираются ближе к людям. Ребята на уроках труда сделали кормушки и повесили их в школьном саду. Каждый день они приходят туда и следят за тем, чтобы корм не заканчивался. Весной благодарные птахи будут петь песни и съедят всех вредных насекомых. Птицы – наши друзья!
IV. Орфографическая подготовка (Слайд 11)
– Как оформляются предложения на письме?
– Как пишутся предлоги со словами?
– Как проверить безударный гласный?
Пальчиковая гимнастика (Слайд 12)
V. Самостоятельная запись текста и самопроверка (Слайд 13)
У каждой минуты – своё назначенье.
Сейчас соберись и за дело возьмись!
Не трать ни секунды, внимательным будь!
Поверь, что напишешь ты сочинение на «5»!
Удачи!
VI. Итог урока
– Чему мы сегодня научились? (Писать сочинение)
Можно зачитать несколько сочинений.