Девиз: “Когда я слышу – я забываю,
когда вижу – я запоминаю,
когда действую – я понимаю”.
Цели урока:
- вырабатывать у учащихся твердые навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
- развивать умения анализировать ход решения, делать выводы, выбирать оптимальный способ при выполнении различных математических упражнений;
- развивать внимание и память;
- развивать положительное отношение к учебе, воспитывать чувство коллективизма, сопереживания и дружбы;
- воспитывать любовь к родному краю через познание традиций и обычаев казаков;
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Методы обучения:
- метод бесед;
- метод самостоятельной работы;
- частично-поисковый метод.
Оборудование:
Изображение Ростовской области, границы Боковского района, перфокарты, карточки с заданиями, интерактивная доска с мультимедийным проектором, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика – урок.
Каждый должен найти прок,
Складывай, вычитай
Багаж знаний пополняй.
Математика-наука, без которой
В жизни скука.
Предков прошлое никак
Без неё нам не узнать,
Вы поверьте мне друзья
Жить без прошлого нельзя.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня, работая по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, мы совершим путешествие в прошлое нашей малой Родины. Во время путешествия будем закреплять умения решать примеры, задачи и уравнения на сложение и вычитание десятичных дробей.
А для того, чтобы отправиться в путешествие проверим вашу готовность к уроку и умение выручать друг друга.
На экране изображение Ростовской области. (Слайд №1)
ИГРА “Заполни клетку”. Лист с заданием кладется на первую парту. Количество учеников на ряду совпадает с количеством примеров. Ответ первой пустой клетки, записать в пустую клетку второго примера и передать следующему ученику, сидящему позади т.д. Ответ первого ряда записать на доску первым, второго вторым и т.д. Мы узнаем год образования Ростовской области.
1937 – год образования Ростовской области. (Слайд №2)
2. Решим задачу. (Слайд №3)
Площадь Боковского района равна 1, 93 тыс. км2, это на 98,87 тыс. км2 меньше площади нашей области. Вычислите площадь Ростовской области.
(100,8 тыс. км2., на мультимедийной доске изображение Ростовской области и контуры Боковского района).
Велики просторы Ростовской области. Здесь живут люди с большой и щедрой душой. В этом мы убедимся, посетив казачий курень.
(Слайд №4)
Войти во двор казака мы не можем, поэтому чтобы попасть туда мы должны отгадать ключевое слово.
3. Работа с перфокартами.
Перед вами перфокарты, выполнив задание в них, вы получите слово.
Первый вариант.
Второй вариант.
ПРОВЕРКА.
– Какое слово получилось у первого варианта? (ЗДОРОВО)
– Какое слово получилось у второго варианта? (ДНЕВАЛИ)
– Какие ключевые слова мы получили? (ЗДОРОВО ДНЕВАЛИ)
“Слава Богу” – отвечает хозяин и приглашает в курень.
– А сейчас мы узнаем, в какое время мы попали в гости. Для этого решим уравнения.
4. Уравнения на доске для трех вариантов.
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
16?х = 30,47 + 1,53 |
10?х – 0,69 = 59,31 |
72 : х = 11,28 + 12,72 |
Ответы выносятся на доску.
– Вычислите сумму корней всех решенных уравнений. (11)
– А знаете ли вы, что именно в 11 часов казаки пили свой любимый напиток “кохвий”. Сегодня пили у одних, завтра шли к другим. Не зря казаки славились гостеприимством и хлебосольством.
– Скажите ребята, а чем знаменита наша станица?
Верно. Здесь жил и начал писать свои первые “Донские рассказы”, пьесы всемирно известный писатель М.А.Шолохов. (Слайд №5, Слайд 6)
В карточках зашифрованы слова на тему: “Герои М.А.Шолохова”. Решив примеры, вы разгадаете эти слова.
1) 5 – 4,6 | 7) 30, 1 – 0,1 |
2) 4 + 0,05 | 8) 1,8 + 0,2 |
3) 5,08 – 4,2 | 9) 18 + 2,4 |
4) 0,1 – 0,09 | 10) 8 – 7,3 |
5) 0,02 + 3, 16 | 11) 13,7+7,9 |
6) 14 – 5,6 |
(Слайд№ 7)
Вот и подошло к концу наше путешествие по родному краю. Мы много узнали о традициях и обычаях казаков, но нам предстоит еще не раз окунуться в атмосферу, в которой жили наши предки. Я надеюсь, у вас выработались твердые навыки сложения и вычитания десятичных дробей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Выставление оценок.
Домашнее задание: № 933, № 936 (а, б, в).
Творческое задание. Найти самые крупные реки Ростовской области. Почему реку Дон величают Ивановичем и называют Тихим? Какую реку в Ростовской области фашисты предали анафеме?