Цели:
- Уточнить и закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью.
- Уточнить у детей знания примет осени, последовательности осенних месяцев.
- Уточнить у детей знания о деревьях и кустарниках (строение; названия; сходства и различия).
- Способствовать развитию зрительно восприятия и познавательного интереса детей.
- Развивать внимательность, наблюдательность, мелкую моторику кисти руки.
- Воспитывать любовь к природе родного края – Южного Урала.
Ход совместной занимательной деятельности
Организационный момент: приход в группу игрушки – Старичка-Лесовичка (обыгрывание темы занимательной деятельности).
1 часть – чтение отрывка из стихотворения Ивана Бунина:
“Лес, точно терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной”.
Беседа. Вопросы воспитателя:
- О каком времени года говорится в этом произведении?
- Сколько времен года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- Какое время года было перед осенью?
- Почему осенью лес – пестрый?
2 часть – Совместно со Старичком – Лесовичком: познавательные коррекционно-развивающие игры и заучивание стихотворения И. Винокурова “Подарки осени” (с применением мнемотаблиц).
Коррекционная игра “Отгадай и покажи” (дети отвечают на вопросы воспитателя, выходят и показывают на соответствующей табличке правильный ответ-картинку).
Вопросы воспитателя:
- Что выглядывает из-за тучи?
- Какого цвета листья осенью?
- Какой ветер дует осенью? (Теплый, холодный, пронизывающий)
- Что делает ветер? (Воет, гудит, ревет, стонет)
- Что капает осенью из тучи? (Дождь)
- Что делает дождь? (Моросит, шумит, льет, сеет)
- Как изменилось небо осенью?
- Сколько месяцев осени вы знаете? (На мнемотаблице написано слово “СОН”– “С”-сентябрь, “О”– октябрь, “Н”– ноябрь; уточнить с детьми: осенью природа начинает готовиться к долгому зимнему сну, осень-начало засыпания, сна природы; сезонные изменения: становится холоднее, с деревьев опадают листья– листопад).
Физминутка
“Выросли деревья в поле”
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается к небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?Потягивания – руки в стороны.
Потягивания – руки вверх.
Помахивание руками.
Наклоны вперед.
Наклоны вправо-влево, вперед-назад.
Вращение туловищем.
Коррекционная игра: “Назови деревце”.
Воспитатель, совместно с детьми, уточняет (и закрепляет) знания о строении дерева (корень, ствол, ветви, листья). На магнитную доску выставляются картинки с изображением деревьев. По характерным признакам – уточняет название деревьев. Далее – детям предлагается нарисовать дерево (сосну, клен, березу, карагач) на выбор.
Коррекционное упражнение: “Найдите общее и различия”.
Предложить детям найти, что общего у разных деревьев и чем они отличаются (рассматривание и ощупывание):
1 – Коры дерева карагач (с внешней и внутренней стороны);
2 – Веток и листочков уральского клена.
Коррекционная игра: “ С какой ветки эти детки”.
Воспитатель: “Сейчас мы со Старичком – Лесовичком будем показывать картинки деревьев, а вы попробуйте отгадать: название дерева и его “деток”– листочков. Дети – отгадывают и показывают на картинках: клен – кленовый лист – лист клена; береза – березовый лист – лист березы; рябина – рябиновый лист – лист рябины; дуб – дубовый лист – лист дуба).
Коррекционная игра “Угадай-ка”.
- Воспитатель задает вопросы, дети – отвечают и показывают по мнемотабличкам и картинкам.
- Листья какого дерева похожи на звезды? (Похожи на звезды листья клена – кленовые листья).
- Листья какого дерева похожи на сердечки? (Похожи на сердечки листья березы– березовые листья).
- На каком дереве осенью созревают горькие ягоды красно и оранжевого цвета? (На рябине осенью созревают ягоды красного и оранжевого цвета).
- Как называется явление природы, когда опадают листья с деревьев? (Листопад).
Физминутка: “Листопад”.
Листопад-листопад.
Листья по ветру летят,
Желтые, красные –
Разные, разные. (Дети проваривают слова с одновременными произвольными движениями с листочками клена из ткани).
Заучивание стихотворения И. Винокурова “Подарки осени” ( с помощью мнемотаблиц).
“Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень дарит нам”.
3 часть – Обобщающая беседа:
Старичок – Лесовичок, совместно с детьми и воспитателем, подводит итог занимательной деятельности:
- Что нового мы сегодня с вами узнали (и уточнили) во время проведения занимательных игр (время года, месяцы, изменения в природе, деревья)?
- Какое стихотворение мы сегодня с вами разучили при помощи мнемотаблиц?
- Какие занимательные дела (игры) были вам наиболее интересны?
– “Итак, ребята, мы с вами знаем – наступил первый месяц осени – сентябрь, осень только началась. Сентябрь – ранняя осень. Еще не очень холодно. Еще много зеленых листочков на деревьях и мало на земле. Только-только начинают желтеть березки и клены, краснеть листья рябины. Осень украшает природу разноцветным сказочным красочным узором ”!
Далее: Старичок – Лесовичок предлагает детям просмотр музыкальной Интернет – презентации “Осень, осень – 1, 2, 3 – ты нам краски подари”!
Во второй половине дня – творческая мастерская: совместное с детьми изготовление коллажа “ Красавица – осень”.
Более полная информация по занимательной деятельности проекта (план и фотоматериалы) представлена в приложениях №1 и №2 (к данной статье).
Литература:
- КРО – “ Ознакомление с окружающим миром” Морозова И.А., Пушкарева М.А.(стр.14-17,23-25)
- КРО – логопедия: “Ознакомление с природой и развитие речи” Селихова Л.Г.(стр.5-8, стр.50-56).