Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация" в коррекционно-развивающей занимательной деятельности детей с нарушением зрения предшкольного возраста по теме "Краски осени (деревья, кустарники)"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Уточнить и закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью.
  2. Уточнить у детей знания примет осени, последовательности осенних месяцев.
  3. Уточнить у детей знания о деревьях и кустарниках (строение; названия; сходства и различия).
  4. Способствовать развитию зрительно восприятия и познавательного интереса детей.
  5. Развивать внимательность, наблюдательность, мелкую моторику кисти руки.
  6. Воспитывать любовь к природе родного края – Южного Урала.

Ход совместной занимательной деятельности

Организационный момент: приход в группу игрушки – Старичка-Лесовичка (обыгрывание темы занимательной деятельности).

1 часть – чтение отрывка из стихотворения Ивана Бунина:

“Лес, точно терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной”.

Беседа. Вопросы воспитателя:

  1. О каком времени года говорится в этом произведении?
  2. Сколько времен года вы знаете?
  3. Какое сейчас время года?
  4. Какое время года было перед осенью?
  5. Почему осенью лес – пестрый?

2 часть – Совместно со Старичком – Лесовичком: познавательные коррекционно-развивающие игры и заучивание стихотворения И. Винокурова “Подарки осени” (с применением мнемотаблиц).

Коррекционная игра “Отгадай и покажи” (дети отвечают на вопросы воспитателя, выходят и показывают на соответствующей табличке правильный ответ-картинку).

Вопросы воспитателя:

  1. Что выглядывает из-за тучи?
  2. Какого цвета листья осенью?
  3. Какой ветер дует осенью? (Теплый, холодный, пронизывающий)
  4. Что делает ветер? (Воет, гудит, ревет, стонет)
  5. Что капает осенью из тучи? (Дождь)
  6. Что делает дождь? (Моросит, шумит, льет, сеет)
  7. Как изменилось небо осенью?
  8. Сколько месяцев осени вы знаете? (На мнемотаблице написано слово “СОН”– “С”-сентябрь, “О”– октябрь, “Н”– ноябрь; уточнить с детьми: осенью природа начинает готовиться к долгому зимнему сну, осень-начало засыпания, сна природы; сезонные изменения: становится холоднее, с деревьев опадают листья– листопад).

Физминутка “Выросли деревья в поле”

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается к небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Потягивания – руки в стороны.

Потягивания – руки вверх.

Помахивание руками.

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, вперед-назад.
Вращение туловищем.

Коррекционная игра: “Назови деревце”.

Воспитатель, совместно с детьми, уточняет (и закрепляет) знания о строении дерева (корень, ствол, ветви, листья). На магнитную доску выставляются картинки с изображением деревьев. По характерным признакам – уточняет название деревьев. Далее – детям предлагается нарисовать дерево (сосну, клен, березу, карагач) на выбор.

Коррекционное упражнение: “Найдите общее и различия”.

Предложить детям найти, что общего у разных деревьев и чем они отличаются (рассматривание и ощупывание):

1 – Коры дерева карагач (с внешней и внутренней стороны);
2 – Веток и листочков уральского клена.

Коррекционная игра: “ С какой ветки эти детки”.

Воспитатель: “Сейчас мы со Старичком – Лесовичком будем показывать картинки деревьев, а вы попробуйте отгадать: название дерева и его “деток”– листочков. Дети – отгадывают и показывают на картинках: клен – кленовый лист – лист клена; береза – березовый лист – лист березы; рябина – рябиновый лист – лист рябины; дуб – дубовый лист – лист дуба).

Коррекционная игра “Угадай-ка”.

  1. Воспитатель задает вопросы, дети – отвечают и показывают по мнемотабличкам и картинкам.
  2. Листья какого дерева похожи на звезды? (Похожи на звезды листья клена – кленовые листья).
  3. Листья какого дерева похожи на сердечки? (Похожи на сердечки листья березы– березовые листья).
  4. На каком дереве осенью созревают горькие ягоды красно и оранжевого цвета? (На рябине осенью созревают ягоды красного и оранжевого цвета).
  5. Как называется явление природы, когда опадают листья с деревьев? (Листопад).

Физминутка: “Листопад”.

Листопад-листопад.
Листья по ветру летят,
Желтые, красные –
Разные, разные. (Дети проваривают слова с одновременными произвольными движениями с листочками клена из ткани).

Заучивание стихотворения И. Винокурова “Подарки осени” ( с помощью мнемотаблиц).

“Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень дарит нам”.

3 часть – Обобщающая беседа:

Старичок – Лесовичок, совместно с детьми и воспитателем, подводит итог занимательной деятельности:

  1. Что нового мы сегодня с вами узнали (и уточнили) во время проведения занимательных игр (время года, месяцы, изменения в природе, деревья)?
  2. Какое стихотворение мы сегодня с вами разучили при помощи мнемотаблиц?
  3. Какие занимательные дела (игры) были вам наиболее интересны?

– “Итак, ребята, мы с вами знаем – наступил первый месяц осени – сентябрь, осень только началась. Сентябрь – ранняя осень. Еще не очень холодно. Еще много зеленых листочков на деревьях и мало на земле. Только-только начинают желтеть березки и клены, краснеть листья рябины. Осень украшает природу разноцветным сказочным красочным узором ”!

Далее: Старичок – Лесовичок предлагает детям просмотр музыкальной Интернет – презентации “Осень, осень – 1, 2, 3 – ты нам краски подари”!

Во второй половине дня – творческая мастерская: совместное с детьми изготовление коллажа “ Красавица – осень”.

Более полная информация по занимательной деятельности проекта (план и фотоматериалы) представлена в приложениях №1 и №2 (к данной статье).

Литература:

  1. КРО – “ Ознакомление с окружающим миром” Морозова И.А., Пушкарева М.А.(стр.14-17,23-25)
  2. КРО – логопедия: “Ознакомление с природой и развитие речи” Селихова Л.Г.(стр.5-8, стр.50-56).