Цели и задачи урока:
- Формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за свою страну.
- Развивать речь, память, внимание, артистические способности.
- Расширять кругозор, представление об окружающем мире.
- Воспитывать нравственность, патриотизм.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Березовый веник, деревянные ложки, деревянная посуда, матрешки, мазь Вишневского, активированный уголь, березовый сок.
- Рисунки учеников.
- Герб класса.
Ход урока
1. Подготовка к занятию.
Слайд. Презентация – песня “С чего начинается Родина?”
– Что такое Родина?
1 ученик.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки береза – скромница
И ромашковый бугор…
2 ученик.
А другим. Наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скамейкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
3 ученик.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2. Цель занятия.
Ученик.
Мы вас приглашаем в гости к березке,
Всегда наряд ее весел.
Стоит она в поле, на перекрестке
Русских дорог и песен.
Ученик.
Березонька в платьице белом
Приветливо машет с холма.
Для нас она песенку спела –
И песенкой стала сама.
3. Вступительная часть.
Воспитатель.
Березку милую, родную издавна считают символом России, символом нашей Родины. Березка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, в живописи и фольклоре.
Слайд.
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.
Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.
Слайд.
Всего на планете насчитывается 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.
В нашей стране растет до 70 видов берез. Но некоторые виды из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в “Красную книгу” четыре вида, из них дальневосточная береза и мегрельская, растущая на Кавказе.
Ученик.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез!
Ученик.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
4. О пользе, которую приносит береза.
Воспитатель.
На Руси с древних времен наши предки не представляли себе жизни без березы. Как вы думаете, почему?
Слайд (дети отвечают, высвечивается вторая часть предложений).
В этом дереве – четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Второе – людям колодец,
Третье – от зимы свет,
Четвертое – дряхлым пеленанье.
Я предлагаю разобраться, за что русский народ любит и чтит это дерево. И обратимся мы к более опытным людям. (Подходит к избушке, в которой находится: старинная посуда, поделки из дерева, пучки с травами, банный веник. Его встречают Хозяин и Хозяйка, наряженные в русские народные костюмы).
Хозяйка.
Заходите, гости дорогие!
Воспитатель.
Мы пришли к вам разобраться, за что же русский народ любит березку?
Хозяин.
Да как же ее не любить! Ведь березу мы в хозяйстве используем. Вот, к примеру, дрова березовые дают больше тепла, чем из любой другой древесины. Как затопишь печь, сразу тепло в доме. Да много чего можно сделать из березы. Мебель, посуду, игрушки (показывает). Из древесины делают дёготь. Он заживляет раны.
Хозяйка.
Да, да, дёготь входит в состав лечебных мазей, которые помогают при экземе, от чесотки, от лишаёв. Деготь входит в состав мази Вишневского (показывает). Да еще лекарственными считаются отвары почек и листьев березы. Они помогут при расстройстве желудка, гастрите, при ангине, бронхите, туберкулезе, а так же при пищевых отравлениях.
Хозяин.
А еще я люблю испить березового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы приливают.
Хозяйка.
Правильно, ведь березовый сок содержит фруктовый сахар, органические кислоты, витамины и много других веществ, которых так не хватает весной.
А еще береза доставляет нам большую радость в бане. Вот мы и веники заготовили.
Хозяин.
Постёгивания и растирания веником помогают при мышечных и суставных болях.
Хозяйка.
А испарения от распаренных веточек и листочков благотворно влияет на органы дыхания, укрепляют и успокаивают организм.
Воспитатель.
Спасибо большое за интересный рассказ. Действительно, береза и обогреет, и излечит, как говорят, “ по заслугам и честь”.
Хозяин.
А вы сходите к березовой роще, там девушки собираются. Вы с ними поталкуйте.
5. Береза в русском народном творчестве.
Девочки танцуют хоровод “Во поле береза стояла”.
Воспитатель.
Здравствуйте, красны девицы. Хотели вас расспросить, за что же русский народ любит березку?
1 девушка.
Да за красоту, конечно же. Послушайте, как поэт описывает березку в своем стихотворении:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яркую, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется – но не ломится! А. Прокофьев.
2 девушка.
А сколько пословиц и поговорок придумал народ о березе.
Воспитатель.
Знание пословиц мы сейчас и проверим.
Раздаются карточка, на которых написаны части пословиц. Задача – составить пословицу и объяснить их значение.
- Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
- Бела береза, да деготь черен.
- Для врага и береза – угроза.
- Тонка береза, да разуму учит.
3 девушка.
А какие частушки народ придумал.
Дети поют частушки.
Что за чудо симбиоза
Повелось из века в век –
Там, где русская береза,
Там и русский человек.Закопай хоть сто китайцев
Под березонькой в тени,
Все равно под ней родятся
Только русские одни!Мы в крещенские морозы,
В баньку парится идем –
Крепкий веник из березы
Для парилочки берем!А когда к березам нашим
Чья – то тянется рука
Мы березовою кашей
Щедро потчуем врага!
4 девушка.
И приметы есть связанные с березкой.
Воспитатель.
Некоторые из них вспомним. А я вам помогу. Начало приметы я буду называть, а вы должны продолжить.
Слайд.
- Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
- Если на березах много серег – к урожаю гороха.
- Когда лопаются сережки у березы – время сеять хлеб.
- Когда березовый лист станет распускаться, пора сеять овес.
5 девушка.
Мы и игры играем у березы.
Воспитатель.
Игра называется “ПЛАТОК”.
Все играющие, кроме одного – ведущего, взявшись за руки, становятся в круг. Ведущий обегает позади круга и бросает платок за одним из игроков; тот должен схватить платок, погнаться за ведущим и накинуть платок ему на шею, прежде чем тот успеет обежать круг и вскочить в него. Если успеет, то ведущий встает в круг, ведущим становится другой; если не успеет, то ведущий остается прежним.
Воспитатель.
Спасибо вам, девушки. Много интересного мы узнали.
6. Береза в геральдике.
Воспитатель.
Береза присутствует на гербах некоторых географических пунктах.
Слайд.
Герб города Березов, герб Финского округа, герб поселка на Украине Великий Березный, герб коммуны в Швейцарии Безенбюрен.
Готовясь к занятию, ребята решили создать герб класса. Расскажет о нем ….
Щит говорит о том, что мы всегда готовы защищать честь класса,
Цвет щита – мы живем в России,
Медведь (символ Хабаровского края) – мы дальневосточники,
Дуб символизирует силу нашей дружбы,
Береза символизирует красоту наших помыслов: потому что мы думаем и мечтаем только о хорошем.
7. Береза и Великая Отечественная война.
В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо – татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… воины погибали в бою за матерей, за Родину и … русскую березу.
Под фонограмму песни “В лесу прифронтовом” дети читают стихотворение.
1 ученик.
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы
По изувеченной коре.
2 ученик.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
Воспитатель.
В годы войны береза была символом непокоренной Родины.
Ученик.
Затихли военные грозы,
Свинцовый не грохает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом хранят.
Воспитатель.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны.
Ученик.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.
В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ.
Слайд.
Звучит песня “Где же вы теперь друзья – однополчане…”, на экране фото памятников героям – освободителям.
8. Поэт – дальневосточник Петр Комаров о березе.
Воспитатель.
Многие поэты воспевали березу, упоминали о в своих произведениях. Вот и наш дальневосточный поэт Слайд. Петр Комаров упоминает о ней в своих произведениях.
1 ученик.
“Золотая просека” (отрывок).
Ни шороха, ни звука. Тишина.
Осенней паутины поволока.
И неба голубая вышина.
И просека, зовущая далеко.
Грибная прель, знакомая давно.
Березы в запоздалой позолоте.
Озерных далей синее окно,
Скучающая цапля на болоте…
2 ученик.
“Приамурье” (отрывок).
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озер.
И любая березка знакома нам,
Только крикнешь – на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
9. Береза в произведениях композиторов и художников.
Не только поэты, но и композиторы, и художники восхищались русской березой. Я предлагаю вам посмотреть некоторые картины и послушать вариацию на тему “Во поле береза стояла” из Симфонии №4 Петра Ильича Чайковского.
Слайд.
Ученики тоже приготовили рисунки на тему “Моя Россия – русские березы”.
Защита рисунков.
10. Береза в нашем городе.
Береза стала олицетворением России.
1 ученик.
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы.
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
2 ученик.
“Россия” – шепчут камыши,
“Россия” – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь”.
3 ученик.
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь.
В каждом крае, в каждом городе есть уголок, в котором растут эти дивные деревья. И в нашем городе есть такие уголки.
Слайд. Под песню “От чего так в России березы шумят…” уголки природы нашего города.
11. Итог занятия.
Наш рассказ о символе России – белоствольной березке подошел к концу.
Слайд.
1 ученик.
Вот она, раскидистая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно – зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: “Мир вам, добрые люди!”.
2 ученик.
Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить и сохранить ее и даже послать зеленую русскую красавицу в заоблачные выси Вселенной. Но самое главное – нужно беречь березу и помнить о ее необычных свойствах.
Воспитатель.
Я надеюсь, что занятие вам понравилось и узнали много нового и интересного. Перед вами березка. Если вам очень понравилось занятие, прикрепите зеленый листочек. Если занятие не очень понравилось, прикрепите желтый листочек. Если не понравилось – красный листочек.