(Звучит песня Газманова “Я рождён в СССР”)
Ведущий:
Наш вечер посвящён истории нашего государства в ХХ веке (Слайд 1)1 чтец:
Каким он был нелегким для земли!
Какие клокотали в нем идеи!
Какие люди сквозь него прошли!
Герои, боги, гении, злодеи...
Чтец 2:
Какие громы грохотали в нем!
Какие революции сверкали!
Каким испепеляющим огнем
С лица земли враги врагов сметали!
Чтец 3:
Какой во всем достигнут, был прогресс!
Как изменил он вид и суть планеты!
Метро... кино... автомобили... стресс...
Телеэкраны... радио... ракеты...
Ведущий:
ХХ век в истории нашего государства – это история СССР.
Великое советское прошлое надо знать и о нём надо постоянно напоминать. Зачем?
Во-первых, в знак благодарности нашим предкам за их героические военные и трудовые подвиги.
Во-вторых, надо знать своё прошлое, чтобы было с чем сравнивать настоящее.
В третьих. В этом году 30 декабря исполнится 90 лет со дня образования СССР.
Сегодня классы попытаются воссоздать атмосферу прошедшего века.
Их выступления будут оценивать:
По каким критериям они будут оценивать выступления?
- Передан ли колорит эпохи (костюмы, события, предметы…)
- Музыкальное сопровождение выступления.
- Артистизм выступающих
20-е годы…Это время окончания гражданской войны и образования СССР. Именно в эти годы нищая, голодная страна будет строить планы всеобщей электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО).
А ещё это время контрастов: новая Россия с её новой идеологией, и – нэпманы, отголосок России старой. (Cлайд 2)
2 чтец:
20-е годы над миром летели
Разруха и голод в глаза нам глядели,
Лихие тачанки нас в бой увозили…
Легенды расскажут какими мы были…(Слайд 3)
Выступление о 20-х гг. – 10-й класс
Ведущий (к залу):
А я к выступлению класса хочу добавить, что захлестнувшая страну мода на аббревиатуры в 20е годы отразилась и на именах.
В стране, где правили Совнарком и Главначпупс, уютнее было не Иванам или, упаси бог, Серафимам,, а людям с соответствующими именами.
И если знаменитое Даздраперма уже тогда казалось перебором, то, например, мальчиков по имени Ким и ВИНУН в 20-х годах было полно. Расшифруйте эти имена?(Слайд 4)
Ведущий: Предвоенные, 30-е годы – это годы первых пятилеток. Годы, когда Советский Союз, удивил весь мир, вышел на 2 место в мире по объемам производства.
1 чтец:
Я слышал легенду,
Будто когда-то
Нашу страну населяли гиганты.
Будто бы жили
Странной судьбою:
Были готовы к работе и к бою,
2 чтец:
Магнитка, Харьков, Днепрогэс…
Собрав умы в кулак шарашки,
мы шли к ракетам от упряжки
и жили логике вразрез… (Слайд 5)
Выступление 11б – 30-е годы
Ведущий: Пока следующий класс готовится к выступлению, давайте обратим внимание на экран. Перед вами карикатура, шарж на событие 30-х годов. КАКОЕ? (Слайд 6)
Ведущий:
А потом была Вторая мировая война и восстановление разрушенного хозяйства. Западные специалисты считали, что восстановление экономики займёт у СССР не менее 25 лет. Однако восстановительный период в промышленности составил 5 лет!
(Возможно выступление класса о военном времени)
А потом были: первый атомный ледокол, первая атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли, освоение целины…
1 чтец
Россия! Ты не зря слыла для стран других загадкою.
Но не всегда судьба была страны великой гладкою.
Порой не радость, а печаль царила над Россией,
И часто защищала сталь её озёра синие.
Порой невзгоды над страной кружили чёрным вороном,
Плечом к плечу вставал народ, чтобы сразится с ворогом. (Слайд 7-8)
Послевоенный СССР нам представляет 9А класс
Ведущий:
Сейчас я предлагаю вам вспомнить добрые советские фильмы. Попробуйте по фразам, которые уже стали крылатыми, определить, что это за фильм?
(Слайд 9-13)
2 чтец:
От недостатка
Хлеба и мяса
Бредили Марксом, Победой и Марсом,
Снежной тайгой,
Арктикой хмурой,
Яркими звёздами над Байконуром,
Пламенем жарким,
Бездной бездонной…
Строили шахты, плотины и домны.
И заблуждались,
И побеждали.
Ждали гостей из немыслимой дали…(Слайд 14)
60-е г.г. Время, когда казалось, что светлое коммунистическое будущее уже почти рядом.
Выступление 11А
Ведущий: А сейчас попробуйте угадать о каком фильме идёт речь в этой истории (Слайд 15).
Этот фильм начала 1970-х гг. долго не разрешали к широкому показу.
Однажды фильм попался на глаза главе Министерства внутренних дел. Тот смеялся так, что иной раз заглушал реплики персонажей, а потом порекомендовал эту ленту самому Брежневу.
По поводу не совсем стандартной лексики, употребляемой в фильме, Брежнев заметил: "Не вздумайте резать! Половину этих слов у нас и без того каждый мальчишка знает". А, возвращая ленту, генсек сказал создателям фильма: "Ну, ...". Далее он упомянул название фильма, правда, произнес его как пожелание.
Назовите этот фильм.
Ведущий: 70-е вошла в историю, как эпоха “застоя”. Трудно согласиться с этим эпитетом, зная сколько крупных всероссийских строек шло тогда (самая известная – БАМ), каких успехов достигла советская космонавтика – первая стыковка в космическом пространстве кораблей “Апполон” США и “Союз” СССР! А равных нашим спортсменам тогда не было, их имена знал весь мир! Московская летняя Олимпиада навсегда осталась в памяти людей в образе доброго Миши, летящего над трибунами стадиона. Удивительно добрые, трогательные кинокомедии, которые смотришь с удовольствием и сейчас. (Слайд 16)
1 чтец
Мы шли от колхозной
Луковой грядки
К Олимпиаде, Афгану, разрядке.
Шли сквозь шаблоны
И трафареты,
2 чтец:
Шли, за собой увлекая планету,
Кровью писали
Добрую сказку.
Даже ошибки их были гигантски. (Слайд17)
Выступление 9б – 70-е годы
1 чтец
Мы теперь заявляем гордо:
Продолжаем тех, кто до нас
В тех далёких двадцатых огненных
Мчался в бой на лихих скакунах,
Целил в будущее биноклями
И каналы чертил в степях.
2 чтец:
Кто боролся с чумой коричневой
Строил ГЭСы…
Писал стихи…
Ордена городов привинчивал
На зелёный лацкан тайги.
1 чтец:
По дорогам шёл непротоптанным
И не дрогнул в суровый час
Вы для нас не просто история
Вы теперь продолжаетесь в нас.
2 чтец:
И ты, мой современник, мой ровесник,
Творящий биографию свою,
Шагай по жизни так, чтобы остаться в песне,
И пусть потомки о тебе споют! (Слайд 18)
Пока жюри подводит итоги – вопросы залу:
Ведущий:
- В ХХ веке вошло в обычай, одеяльце
новорождённому мальчику обвязывать голубой
лентой с голубым бантом, а девочке – розовой
лентой.
С чем связан этот обычай? (Ответ: Пётр1 Дарил высокопоставленным чиновникам у которых рождались дети ордена с лентами: в честь сына-орден Св.Андрея Первозванного с голубой лентой; в честь дочери– орден св.Екатерины с розовой лентой) (Слайд 19) - Часовщики чистопольского завода "Восток", обратив внимание на одну особенность Президента России В.В.Путина, выпустили партию необычных наручных часов "Кремлевские". А в чем необычность этих часов, и какая особенность Президента привлекла их внимание? (Путин носит часы на правой руке, и часовщики выпустили часы, у которых заводная кнопка находится с левой стороны, а не с правой, как у обычных. То есть, часы для левши.) (Слайд20)
Слово жюри. Награждение.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Песня “Я рождён в Советском Союзе”
Литература:
- Е.Горелкин И.Ровнягин Наш адрес Советский СоюзЭстрадный сборник. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1980.
- http://www.dolsky.ru/show_arhive.php?id=284
- 20 век России в стихахhttp://www.predanieneo.com/t3273-topic