***
Здесь все улочки знакомы.
Каждый дом и каждый вяз.
Притулился у парома
Обносившийся баркас.
Лодок тих уснувший улей,
Лишь вдали жужжит одна.
Ветер где-нибудь в загуле,
Не волнуется волна.
За селом – полунамеком
Солнце. Ожило. Встает.
Освещая зорким оком
Полутемный небосвод.
Улицы полупустые
Ждут движенья ног и шин.
Целый мир душе – пустыня
Без родной моей глуши.
(Лилия Вереина. Из книги стихов “Верую в завтра” с. Красный Яр 2001 г.)
Ни для кого не секрет, что изучая родной край педагоги сталкиваются с множеством проблем. Дети знают свой домашний адрес, своих родителей, а вот почему село так назвали, какие люди живут на селе, чем живет село не знают.
Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины связывается с местом, где он родился и живет. Наша цель: углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения опорных задач:
- Формирование эстетических разновидностей личности. Эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения. Исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи. Воспитание толерантности.
- Развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника. Через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
- Совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.
- Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке, не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Намечено четыре основных направления работы по данной теме:
1) познавательное;
2) развитие речи;
3) музыкальное;
4) художественно-творческое.
Проблема, воспитания патриота, направлена на сохранение человеческого в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их наиболее устойчивыми, научить правилам общения и умению жить среди людей. Нужно научить детей не отвечать на жестокость, быть терпимыми, уметь осознавать поступки свои и других людей. Детей отличает любознательность, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка. Дети принимают с большим удовольствием любую роль “Примиряя ее на себя”: экскурсовод, путешественник, переводчик. Дети с увлечением рисуют свой дом, маму, папу, родственников, делятся впечатлениями о традициях в своей семье, что вызывает гордость за причастность к семье…
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Дети старших возрастных групп самостоятельно делают зарисовки с мест экскурсий по родному краю, фоторепортажи с мест событий…Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы. Этому способствуют такие мероприятия, как: 9 мая – возложение цветов к памятнику в Братском садике (фото 4.); Акция “Георгиевская ленточка”(фото 5); субботник– “Посадим саженцы Туи”(фото 6.); утренник “Лицо Победы”; экскурсия в краеведческий музей “Война глазами односельчан”(фото 3); Экскурсия в детскую библиотеку “И помнит мир спасенный…”(фото 2)
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, казахского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. В группе создан мини – музей, все экспонаты которого с любовью и трепетом создавались детьми, родителями, сотрудниками детского сада.
Куклы, барышни, матрешки
Рядом с нами все живут.
Удивляют, восхищают
И покоя не дают.
Шьем мы куклам всем наряды,
Изучаем старину.
Познаем с какого края
Мы во сне иль наяву?
Вместе с кочевым народом
Ставим юрту, ждем гостей.
Пьем мы чай из самовара,
А кочевник пьет кумыс.
В дом идем мы отдохнуть,
А кочевник лег в куйзи
Ну попробуй загляни.
Люди разные живут…
Все по – своему поют,
Носят разную одежду
Верят в бога как и прежде… (Лариса Александровна Круглова)
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность
патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения
за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением
птиц, насекомых, животных
(фото 1). Все эти
наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной
жизни человека во всей его целостности и многообразии. Совместно с детьми
сделаны альбомы: “Птицы Астраханского края”, “Животные Красной книги”; для
расширения кругозора детей был создан макет “Птицы Астраханского
заповедника”(расположился макет в необычном месте на окне, что позволяет
рассматривать экспонаты со всех сторон, под разным углом, освещением ) – все
экспонаты созданы руками детей, родителей, что позволило познакомить детей с
особенностями внешнего вида птиц, заботливому отношению к живому(фото
7). Изучая родной край пришли к необходимости создания кружка
“Родничок”– основной целью которого является изучение родного края, людей
живущих и работающих на селе.
Проводя утренники: “Масленица”(фото 8), “Рождество”, “Наурыз”, “Пасха”, “Курбан– байрам”… Дети вместе с родителями шили костюмы характерные для народностей проживающих на территории Астраханской области, изучали традиции, ремесла, песни, стихотворения, пекли блины, куличи, участвовали в конкурсах(фото 9, 10). Узнавая о других народностях дети пришли к выводу, что все народы имеют общее, каждый привносит неповторимость и самобытность, частичку себя.
Приложение. Презентация.