В нашем детском саду № 5 “Хрусталик” для детей с нарушением зрения осуществляется тесная связь с родителями воспитанников. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, где мы используем нетрадиционные методы и формы, целью которых является формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами, внутри родительского коллектива группы. Не секрет, что появление в семье ребенка с нарушениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и других близких родственников. Непонимание родителями проблем ребенка, его особенностей, часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций в семье. Самое главное в работе с родителями: внушать родителям, что они должны понимать особенности развития своих детей.
Чаще всего родителей детей с отклонениями в развитии волнуют следующие проблемы: трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка; неадекватные поведенческие реакции ребенка; негармоничные отношения со сверстниками.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: объединение детей, пришедших из разных детских садов, в нормальный детский коллектив посредством развивающих, оздоровительных и образовательных мероприятий, совместных игр и прогулок; достижение сплоченности родителей для объединения в единый коллектив в ходе совместных мероприятий; формирование общности детей и родителей, посредством культурно-массовых мероприятий (участие в утренниках, спортивных занятиях, совместный выпуск газет), использование национальных обычаев и традиций (совместные постановки сказок, проведение народных праздников, создание генеалогического древа своей семьи); использование “ящика пожеланий”, куда родители опускают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
Наиболее интересной и для педагогов, и для родителей форма проведения собрания является устный журнал. Такое собрание было проведено ко Дню Матери. Основная цель этого собрания – способствовать развитию интереса у детей к профессии своих мам и бабушек.
По ходу данного мероприятия решались такие задачи: воспитывать в мальчиках уважительного, внимательного отношения к женщинам и девочкам, стремления оказывать им помощь; у девочек воспитывать заботливое отношение ко всем окружающим, стремления к аккуратности и порядку; закреплять знания детей о профессиях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Перед родителями была поставлена проблема, как лучше преподнести знания о профессиях и в какой форме.
В рамках подготовки к собранию решили привлечь детей через изготовление подарков для мамы, разучивание стихов и пословиц, песен и танцев, сюжетно-ролевых игр. Родители вели беседы с детьми на темы: “Почет и труд – рядом живут”, “Всякий человек в деле познается”. Были выпущены семейные газеты “Моя мама лучше всех”, “Советы доктора Айболита”, “Бабушкины рецепты”. Благодаря комплексной подготовке это мероприятие получилось интересным, познавательным, и, надеюсь, надолго запомнится детям и родителям.
Предварительная работа:
1. Приготовить для родителей открытки-приглашения с указанием темы.
2. Приготовить с детьми цветы для мам, на лепестках написаны комплименты каждой маме; большую ромашку для игры.
3. Провести беседу с каждым родителем отдельно, в какой форме они могут рассказать о своей работе.
4. Оформить выставку литературы по знакомству детей с трудом взрослых.
5. Выпустить газеты с помощью родителей “Бабушкины рецепты”, “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”, “Советы доктора Айболита”.
6. Приготовить памятки “Пальчиковые игры – массажи с изоматериалом”.
7. Информационный стенд (папка-передвижка) “Десять советов родителям”.
8. Разучить с детьми пословицы, поговорки о труде, о маме; чтение художественной литературы.
9. Приготовить атрибуты для игр, конкурсов “Драматический”, “Выбери полезные продукты”, “Цветик-семицветик”.
“Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
(Посвящено ко Дню Матери.)
Дети под музыку входят в празднично украшенный зал с цветами в руках и становятся полукругом. Мамы и бабушки сидят за столами по три человека. Газеты расположены на фланелеграфах.
Эвелина: Даша: Артем: Эмиль: Тимерлан: Кристина: Анжела: Миша: Катя: Все: (Дети дарят мамам цветы). Ведущая: |
Мама! В этом слове солнца свет! Мама! Лучше слова в мире нет! Мама! Кто роднее, чем она? Мама! У нее в глазах весна! На земле добрее всех! Дарит сказки, дарит смех! Из-за нас порой грустит. Пожалеет и простит. В этом слове солнца свет! Лучше в мире слова нет! Льется песенка ручьем Это мы о маме поем. |
Песня “Песенка для мамы”.
Ведущая: Сегодня праздник наших любимых и дорогих мам. Наши мамы не только воспитывают и растят детей, но и отлично трудятся на производстве. Среди них есть люди разных профессий. Мы с вами подробнее познакомимся с ними.
Даша и Артем: “Учительница”.
Они учат детишек
Читать и писать.
Природу любить,
Старших уважать.
Ведущая: Мама Артема, Людмила Юрьевна, работает учителем начальных классов. Она познакомит вас, будущих первоклассников, со своей работой, с некоторыми правилами. Слово Людмиле Юрьевне.
Людмила Юрьевна вкратце рассказывает о своей работе, уточняя знания детей, и раздает им книжки-малышки “Правила для будущих первоклассников”.
Ведущая: Мама Даши, Наталья Васильевна, учитель физкультуры. Учит детей быть сильными, ловкими. Вот как она это делает. Приглашаем всех на веселую разминку.
Наталья Васильевна проводит разминку с детьми и мамами.
Эвелина и Миша: “Врач”.
Все болезни лечит врач.
Он уколет – ты не плачь.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач ребятам друг.
Ведущая: Здоровье – самая главная ценность, данная человеку. Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (вначале спрашивает у детей, потом у родителей).
Ведущая: Вы все правильно сказали. Приглашаю всех на игру “Цветик – семицветик”.
Игра проводится в кругу. Ведущий раздает каждой паре – взрослый и ребенок – лепестки от цветка разного цвета.
– Посмотрите, пожалуйста, какого цвета ваши лепестки, и скажите, какие есть овощи и фрукты, ягоды такого же цвета, и чем они полезны. (Дети с взрослыми по очереди отвечают и выкладывают на полу “цветик – семицветик”. Например, лепесток желтого цвета – такого же цвета лимон, яблоко, перец. Богаты витаминами С , А.)
Ведущая: Молодцы! Мы теперь знаем, какие продукты полезны. Спасибо! (все садятся на свои места). Мама Миши, Ольга Станиславовна, работает отоларингологом. Послушайте, пожалуйста, ее советы: как вести себя осенью – зимой, чтобы не болеть. (Ольга Станиславовна проводит блиц-опрос детей и родителей и дает свои советы, используя плакаты.)
Ведущая: Спасибо. Надеюсь, все прислушаются к этим советам и будут здоровы.
Тетя Эвелины, Галина Ивановна, тоже медработник. Она поможет нам выбрать полезные продукты. (Игру проводит Галина Ивановна.)
Дидактическая игра “Выбери полезные продукты”.
(Соревнуются две команды: мамы и дети.)
Ведущая: Спасибо Галине Ивановне. Нам очень помогла.
Эмиль: “Мама”.
Я люблю твой звонкий смех,
Мама!
Ты на свете лучше всех,
Мама!
Двери в сказку отвори,
Мама!
Мне улыбку подари,
Мама!
Ведущая: Мама Эмиля, Евгения Андреевна, музыкальный руководитель. Вместе с детьми исполнит музыкальное произведение М.Глинки “Полка”.
А теперь дети послушают, как родители исполнят произведение П.И.Чайковского “Полька” (импровизация).
“Оркестр мам и бабушек”.
Ведущая: Большое спасибо Евгении Андреевне. Какие же все талантливые!
Тимерлан: “Мамин день”.
Е. Благинина.
Все хожу, все думаю, смотрю:
Что же я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет? Нет!
Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек – огонек!
Ведущая: Мама Тимерлана, Эльмира Рамилевна, предприниматель. А еще она выращивает цветы. Скоро новогодние праздники и Эльмира Рамилевна проведет мастер – класс: составит икебана к новогоднему столу. Ей поможет сын Тимерлан. (Эльмира Рамилевна составляет икебана, сопровождая свои действия словами).
Ведущая: Очень красиво! Спасибо большое. Мы знаем, что наши дети могут быть хорошими помощниками.
Катя: “Воспитатель”.
Кто улыбкой нас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит нас считать, лепить
И поделки мастерить?
Наши воспитатели –
Нам друзья, приятели.
Ведущая: Мама Кати, Эльмира Юлаевна, работает воспитателем. Она подготовила конкурс. Называется “Драматический”.
Эльмира Юлаевна: Команды выбирают сказку. Пожалуйста, подготовьте атрибуты и костюмы и покажите отрывок из своей сказки. Победит та команда, которая артистично, выразительно исполнит свою роль.
Конкурс “Драматический”. (Команды получают атрибуты героев известных сказок. Участникам предлагается разыграть диалоги сказочных героев.)
Эльмира Рамилевна: Все команды были очень активны, интересны. Аплодисменты всем!
Кристина: “Парикмахер”.
Ножницы мелькают
В умелых руках.
Вас подстрижет, причешет,
Подсушит теплым феном.
Ведущая: Мама Кристины, Олеся Михайловна, работает парикмахером. Она мастер своего дела. Вашему вниманию проведет мастер-класс: как быстро сделать красивую прическу девочкам. Слово Олесе Михайловне.
Мастер-класс “Модная прическа”.
Ведущая: Мы благодарим Вас. Очень красиво и празднично.
Анжела:
Чья-то мама кормит нас,
Чья-то мама шьет для нас.
Мамы в школе обучают,
Мамы песни сочиняют,
Мамы строят города.
Наших мам уже и в космос отправляют иногда!
Вот какие наши мамы!
Мы всегда гордимся ими,
Умными, спокойными.
Будем их достойны мы!
Ведущая: Мама Анжелы, Ирина Сергеевна, пока не работает: она ждет появления малыша. Попросим ее провести конкурс “Расскажем друг о друге”.
Слово Ирине Сергеевне.
Конкурс “Расскажем друг о друге”. У детей спрашивает, какая твоя мама? Затем мамы дают характеристику своим детям. Называя одно качество, отрывают лепестки у ромашки.
Ведущая: Большое спасибо! Давайте чаще говорить друг другу добрые слова, комплименты. Приглашаю всех на танец. Танец “Танцуем все!”
Ведущая: Сегодня в гости пригласили не только мам, но и бабушек. Они ведь тоже мамы наших мам и пап. Эти стихи для вас!
Даша:
Очень бабушку свою
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много,
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Ведущая: Сегодня мы еще лучше узнали своих мам и бабушек. И убедились, что они самые добрые, самые талантливые. Мы гордимся вами! Я хочу вручить вам благодарности (слова благодарности у всех разные, учитывая положительные качества своего ребенка: “Уважаемая,… Благодарим за то, что уделяете большое внимание развитию у дочери … ).
И памятки “Пальчиковые игры – массажи с изоматериалом” в помощь в развитии ребенка.
Эмиль: “Спасибо”.
Как жалко, что недели
Так медленно летят.
Что дети. Как родятся
Не сразу говорят.
А то бы только-только
Я маму увидал
Как тут же бы, как сразу
“Спасибо” ей сказал.
За то, что я родился.
За то, что я живой.
За то, что вместе с папой
Идем сейчас домой.
За то, что дверь откроем
И знаем наперед
Что мама напевает
И нас к обеду ждет.
(М.Яснов.)
Ведущая: Большое спасибо всем за активное участие. Приглашаю на чаепитие.