Программное содержание.
Цели викторины:
- уточнение и расширение знаний детей по лексической теме “Посуда”;
- активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- расширение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по данной теме;
- совершенствование навыка употребления предлогов, падежных и родовидовых окончаний;
- овладение навыками словообразования (уменьшительно-ласкательная форма имен существительных, образование сложных слов);
- развитие навыка составления рассказа описательного характера;
- совершенствование просодических компонентов речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие навыка ориентировки в пространстве;
- развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- совершенствование речи как средства общения;
- освоение форм речевого этикета.
Воспитательные:
- формирование навыка командной работы;
- формирование умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению товарищей;
- развитие навыка соблюдения определенных ситуативных правил.
Словарь по теме: посуда, скатерть; тарелка, чашка, кружка, стакан, блюдце; вилка, нож, ложка, половник; чайник, кастрюля, сковорода; ваза, банка, бутылка; терка, ведро, поднос; масленка, кофейник, хлебница; кофемолка, мясорубка, самовар, холодильник; части посуды,
Оборудование:
- иллюстрации по теме “Посуда”;
- наборы кукольной посуды из разных материалов;
- разрезные картинки;
- мяч;
- фишки (для вручение за правильные ответы детей);
- отрывок из стихотворения К. Чуковского “Федорино горе”;
- сигнальные карточки (для демонстрации готовности к ответу).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Объяснение правил, по которым будет проводиться викторина.
- Определение темы викторины.
Дети собирают разрезные картинки, называют их и подбирают обобщающее слово.
2. Разминка (вопрос – ответ).
Вопросы ведущего:
– Назовите чайную посуду.
– Какая посуда нужна для обеда?
– Перечислите столовые приборы.
– В какой посуде готовят пищу?
– Для чего нужно тщательно мыть посуду?
– Как ухаживают за посудой?
– Где хранят посуду?
– Как надо вести себя за столом?
3. Отгадывание загадок.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)Разрежет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно!
(Нож)Деревянная темница,
В ней хлеб всегда хранится.
(Хлебница)Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)Я сверкаю боком гладким,
Угощаю соком сладким.
(Стакан)И блины тебе подарит,
И яичницу поджарит.
(Сковорода)Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.
(Самовар)
4. “Что из чего?” Назвать материал, из которого сделана посуда (употребление относительных прилагательных, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе).
Например,
стакан из стекла – стеклянный,
чашка из фарфора – фарфоровая,
самовар из меди – медный…
5. Игра с мячом “Скажи ласково” (употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).
Например,
чайник – чайничек,
ложка – ложечка,
тарелка – тарелочка…
6. “Трудные слова” (образование сложных слов).
На магнитной доске расположены картинки с изображением мясорубки, кофемолки, самовара.
Ведущий спрашивает детей:
– Какое слово получится, если “подружатся” два слова?
Например,
“кофе” и “молоть” – кофемолка…
7. Эстафета “Чудесный мешочек”.
Дети опускают руку в мешочек, ощупывают и описывают найденный предмет посуды, называют его и распределяют по категориям: “чайная” и “кухонная” посуда.
8. “Спряталось слово”.
Дети слушают отрывок из произведения К. Чуковского “Федорино горе”, затем называют услышанные предметы посуды.
9. Подведение итога викторины, подсчет набранных за правильные ответы фишек.