Викторина по лексической теме "Мой любимый город"

Разделы: Коррекционная педагогика


Программное содержание.

Цели викторины:

  • уточнение и расширение знаний детей о достопримечательностях и истории Москвы;
  • активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • расширение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по данной теме;
  • знакомство с понятием “акростих” (акростих – стихотворение, в котором начальные буквы строк, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу);
  • совершенствование навыка употребления предлогов, падежных и родовидовых окончаний;
  • развитие навыка составления рассказов описательного и описательно-повествовательного характера;
  • совершенствование просодических компонентов речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового внимания и памяти;
  • развитие навыка разгадывания ребусов;
  • совершенствование речи как средства общения;
  • освоение форм речевого этикета.

Воспитательные:

  • формирование навыка командной работы;
  • формирование умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению товарищей;
  • развитие навыка соблюдения определенных ситуативных правил;
  • воспитание патриотических чувств.

Предварительная подготовка.

  1. Разучивание совместно с воспитателем стихотворения К. Аксакова (текст см. далее) и уточнение значения непонятных слов.
  2. Ознакомительная беседа о достопримечательностях города и некоторых исторических событиях, связанных с ними.
  3. Составление рассказов о различных учреждениях города по плану (план см. далее).

Оборудование и материалы:

  • магнитная доска;
  • герб и флаг города Москвы;
  • аудиозапись гимна Москвы;
  • иллюстрации исторических мест и достопримечательностей города;
  • картинки с изображением городских учреждений в соответствии с конспектом занятия;
  • план-схема для составления рассказа (по количеству команд).

Ход викторины

1. Организационный момент: разъяснение правил проведения викторины, уточнение темы.

Ведущий предлагает детям вспомнить стихотворение К. Аксакова (напечатанный текст стихотворения находится на магнитной доске). По первым буквам каждой строки дети угадывают тему викторины (“МОСКВА”).

Мои мечты и силы молодые
Одной тебе я отдал, посвятя,
Судьбой своей чудесной в дни былые
Как сильно ты тревожила дитя!
Всю жизнь свою останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной красотою.

Ведущий знакомит детей с понятием “акростих”.

2. Беседа о символах Москвы.

  • Вспомнить (прослушать) строки из гимна Москвы, уточнить авторов (музыка И.О. Дунаевского, слова М.С. Лисянского, С.И. Аграняна).
  • Рассмотреть флаг и герб Москвы, уточнить, кто изображен на гербе.

3. “Узнай объект по описанию”.

Команды получают по три карточки с изображениями учреждений города (цирк, школа, поликлиника; театр, библиотека, парикмахерская). Участники команд, не называя учреждение, рассказывают о нем по плану.

  • Для чего создано это учреждение?
  • Кто в нем работает?
  • Что (кто) там находится?

Команда соперников угадывает, о чем идет речь.

*Если отгадка верна – обе команды получают по 1 баллу.

4. Разрезные картинки.

Каждая команда получает по 12 фрагментов, из которых необходимо собрать по три картинки с изображением достопримечательностей Москвы (Покровский собор, Цирк на проспекте Вернадского, Царь-колокол; Храм Христа Спасителя, Большой театр, Царь-пушка).

*За правильно собранную картинку присуждается 1 балл и за узнавание объекта – второй балл (максимальное количество баллов – 2).

5. “Узнай памятник по описанию”.

Ведущий выдает каждой команде по две картинки с изображением исторических мест и памятников г. Москвы (памятник М. Ломоносову, памятник Минину и Пожарскому; памятник Юрию Долгорукому, памятник первопечатнику Ивану Федорову). Затем, не называя памятника, рассказывает краткую историю о нем или о том, кому посвящен памятник.

*За узнавание памятника по описанию присуждается 1 балл и за называние исторического персонажа – второй балл (максимальное количество баллов – 2).

6. Составление рассказа “Мой выходной день” по плану-схеме.

Участникам каждой команды предлагается рассмотреть план-схему (Рисунки 1, 2), разгадать ребусы и узнать изображенные места семейного отдыха; составить рассказ о том, как они провели свой выходной день, путешествуя по городу.

*Рассказ оценивается по пятибалльной шкале.

Рисунок 1.

ДМО (дом) → Зоопарк → А←ФЕ (кафе)→Красная площадь → Дом.

Рисунок 2.

МОД (дом) → Дельфинарий → РЕ→А (река) → Цирк → Дом.

*Картинки с изображением зоопарка, Красной площади, дельфинария и цирка взяты из ресурсов сети Интернет.

7. Подведение итогов викторины.

Жюри объявляет результаты викторины, поздравляет победителей, оценивает активность участников.