Урок по теме "Лишайники" 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями строения лишайников.

Задачи урока:

А. Образовательные: сформировать понятие о лишайниках как симбиотических организмах, об их особенностях как индикаторов чистоты воздуха, об их строении, питании, размножении, умение узнавать лишайники в природе, классифицировать по внешнему виду.

Б. Развивающие: развивать экологическое мышление на основе изучения роли лишайников в природе, умение сравнивать с другими организмами.

В. Воспитательные: эстетическое воспитание на основе изучения природы, воспитание экологического поведения в природе, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: познавательного интереса, наблюдательности, способности к самооценке.

Тип урока: комбинированный урок.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: таблица, диск “Многообразие живых организмов”, “Ботаника. Электронный адрес для школьника”, “Новый диск”, интерактивная доска.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: проблемное обучение, групповые технологии, ИКТ

Используемый УМК: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин “Многообразие живых организмов”. 7 класс.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

Учитель рассказывает: Во время долгих странствий древнееврейского народа по пустыне (они продолжались согласно Библии, сорок лет) люди вначале сильно бедствовали от нехватки пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на земле непонятный налет, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивленно стали спрашивать друг друга: “Манна?” (В переводе на русский – “Что это?”) Манна (так и назвали этот налет) оказалась съедобной, ее мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из нее лепешки. Все сорок лет странствий, говорится в Библии, каждое утро евреи собирали принесенную ветром или упавшую с неба манну, “небесный хлеб”, что помогало им прокормиться в пустыне. (Отсюда и произошло выражение “манна небесная”.) Как вы думаете, о чем здесь идет речь?

Учитель выслушивает предположения обучающихся. Подводит итог: современные ученые считают, что речь идет, вероятно о комочках лишайника аспициллии съедобной, которую называют лишайниковой манной.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Учащиеся формулируют цели урока)

3. Изучение нового материала.

Учитель предлагает разделиться на три группы. Каждая группа получает проблемные вопросы:

1. Почему лишайники Климент Тимирязев назвал первопроходцами?

2. Почему лишайники Климент Тимирязев назвал сфинксами?

3. Как слова загадки связаны со строением лишайников?

Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые.

4. Может показаться странным, но наиболее пострадавшей социальной группой после ядерных испытаний в Арктике оказались коренные народы севера – саамы, лапландцы, эскимосы, ненцы. Почему?

5. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год-два?

В распоряжение учащихся предоставляется литература и оборудование:

1. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин “Многообразие живых организмов”.7класс

2. Энциклопедия для детей. “Аванта+”, М.,1997

3. Атлас серии “Линия жизни” “Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения”, “Просвещение”, 2005

4. Диск “Многообразие живых организмов”, мультимедийное учебное издание, “Дрофа”

5. “Ботаника. Электронный адрес для школьника”, “Новый диск”.

Обучающиеся имеют доступ и к Интернет-ресурсам.

Школьникам на подготовку отводится 15 минут.

По истечении времени координатор каждой группы выступает с сообщением. Сообщения сопровождаются показом слайдов из предложенных дисков.

Примерные ответы на каждый вопрос таковы:

1. Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение. Это первопроходцы, пионеры растительности. Лишайники находили в Антарктиде на 86 градусе южной широты (показывают на карте) и на раскаленных камнях пустынь (в опытах они переносили 200-градусную жару. Они живут на таких малопригодных для жизни предметах, как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, старинные пушки, фарфор, стекло. Эти организмы выделяют особые лишайниковые вещества, которые разъедают и разрушают горные породы, и тем самым создают почву для других растений. Наиболее неприхотливы накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки. Они настолько плотно врастают в скалы и горные породы, что их невозможно отделить, не повреждая. Некоторые лишайники продолжают фотосинтез при температуре до -35 градусов по Цельсию.

2. Сфинкс 1) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку сфинкса (''кто утром ходит на 4 ногах, в полдень на двух, вечером на трех'') разгадал Эдип (его ответ: ''человек – в детстве, зрелости и старости''); после чего сфинкс бросилась со скалы. 2) В Др. Египте статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, реже животного.

Лишь во второй половине 19 века удалось ученым разгадать главную тайну лишайников. Открытие заключалось в том, что лишайник состоит из двух совершенно разных организмов: гриба и водоросли. Ученым давно было известно, что в лишайниках имеются какие-то зеленые шарики, оплетенными нитями, похожими на нити грибницы. Но никто не предполагал, что эти шарики могут жить сами по себе. В 1867 году русские ботаники Андрей Фоминцын и Осип Баранецкий проделали несложный опыт. Они размельчили лишайник и положили его в банку с водой. Вскоре грибные нити сгнили, а зеленые шарики спокойно продолжали жить и размножаться. Они оказались обыкновенными одноклеточными водорослями. В том же году немецкий ботаник Швенденер повторил этот опыт и сделал смелый вывод о том, что лишайник представляет собой симбиоз (совместная жизнь) гриба и водоросли. Гриб защищает водоросли от высыхания, а водоросли создают органические вещества в процессе фотосинтеза.

3. Тело лишайников называют слоевищем, потому что оно состоит из слоев: верхнего и нижнего корковых слоев, состоящих из гифов грибов (укрепляют слоевище и защищают от чрезмерного освещения, и сердцевины, где среди нитей грибов находятся клетки водорослей. Цвет слоевища лишайников может быть самым разнообразным. От серовато – белого, почти бесцветного до ярко окрашенного. Само слоевище состоит из двух различных организмов – гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Если срезать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине – зеленые водоросли. Кто такие сине – зеленые водоросли? Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).

4. Так случилось потому, что основой рациона этих народов является оленина. А до 90% рациона оленей в зимнее время составляют лишайники. Лишайники – многолетние организмы, они покрывают большие площади и усваивают питательные вещества и микроэлементы из атмосферных выпадений, потому что не имеют корней. То есть, это идеальная система для сбора и концентрирования любых веществ, поступающих из атмосферы, в том числе и загрязнителей – тяжелых металлов и радионуклидов. Олени объедают лишайники с больших площадей, и радионуклиды накапливаются в них, а потом переходят в организм человека. Поэтому лишайники являются индикаторами чистоты воздуха). Особенно чувствительны лишайники к сернистому газу. При большом загрязнении первыми исчезают кустистые формы, затем листоватые, в последнюю очередь – накипные.

5. Ягель, или олений мох – группа лишайников рода Кладония: .

Растет как в холодном, так и теплом климате, в хорошо осушаемой, открытой среде. В основном произрастает в альпийской тундре, обладает чрезвычайно высокой морозостойкостью. Имеет кустистое, сильно ветвистое слоевище.

Растет очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

В течение долгих зимних месяцев эти лишайники – единственный корм северных оленей. Олени добывают лишайники из-под снега, разрывая его копытами. Хотя в лишайниках недостаточно белков, и поэтому летом оленям обязательно надо подкрепляться сочной травой, но без лишайников олени гибнут от кишечных болезней. Сохранять здоровье оленям помогают лишайниковые вещества.

Учитель подводит итоги. Предлагает ребятам отметить выступление, которое им больше всего запомнилось.

Учитель предлагает охарактеризовать роль лишайников в природе и жизни человека.

Закрепление знаний.

1. Распределите лишайники по типу слоевищ (работа с диском “Многообразие живых организмов).

2. Рассмотрите рисунок строения лишайника и подпишите названия его частей. (Задание на интерактивной доске)

3. Вставьте пропущенные слова:

Лишайники – это_____________ организмы. Они состоят из гриба и ___________ водоросли. Зеленая __________ образует органические вещества, используемые _____________, который снабжает __________ водой и растворенными в ней _____________ солями. Вегетативное тело лишайников представлено _____________, или талломом. Лишайники размножаются в основном ____________ – частями ______________.

4. Каждой группе предлагается составить пищевую цепь с участием лишайников.

Рефлексия. Учитель:

Что нового для себя вы узнали на уроке? (Выслушивает ответы учащихся.)

Задание на дом. Параграф “Лишайники”. Подготовить презентацию пищевой цепи с участием лишайников.