1. 11-й класс, русский язык и литература
2. Педагогические задачи:
Новые условия, в которых оказалось современное общество, ставят учителя русского языка и литературы перед выбором: “натаскивать” детей на сдачу ЕГЭ, запоминать цвет глаз героев, место их встречи и т.д. или все-таки учиться думать, рассуждать, анализировать, формировать свою точку зрения. Скажу честно, решать сегодня воспитательные задачи на уроке становится все труднее, формирование личности ученика отходит на второй план. Да и в воспитательной работе это уже делать нелегко: родители учеников, особенно старшеклассников, против того, чтобы их ребенок принимал участие в каком-то конкурсе или интересной встрече. Так как все это отвлекает от подготовки к сдачи ЕГЭ, отнимает много времени. А если это мероприятие еще и намечено в урочное время, то это точно не приветствуется ни ребенком, ни родителями.
Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей, – сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников-гуманистов дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.
Эта педагогическая цель совпадает с основной функцией русского языка и литературы – силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание, этическое мировоззрение, умение выстраивать и отстаивать свою, личную позицию. Открывать “секреты”, сообщать нечто новое, ранее не известное ученикам, делать тайное явным , уметь ставить себя на место героев, принимать решение за них, – вот что необходимо для учителя литературы и литературного творчества – это не только возможная, но и существенная задача преподавания.
3. Педагогическое “кредо”: я учу детей своему предмету, чтобы они научились общечеловеческим ценностям, научились мыслить, понимать себя и других, умели выразить свою мысль правильно, грамотно и красиво, быть общительным и уметь сотрудничать с другими людьми.
4. Программа исходит из того, что доминирующим на уроках литературы должен стать процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которая не замыкается только в рамках времени его создания, а также актуальна и для сегодняшнего ученика, что позволяет ему воспринимать произведение творчески, личностно. Эстетический подход к произведению, осознание учениками художественного образа позволяет учителю на качественно ином уровне осуществлять межпредметные связи с другими видами искусства. При истинно эстетическом изучении художественного произведения доминирующей должна стать творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.
Воспитательные задачи развития: воспитание и формирование идеала как общечеловеческой ценности. Образовательные задачи развития: формирование развития умений творческого, эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности, формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
5. Учебные тексты, устные (информационные речи учителя) и письменные (учебники, хрестоматии, текст произведения). В зависимости от содержания и способа учебного материала тексты могут нести самое разное развивающее значение – будить мысль, настраивать на ценностную позицию или эстетическое восприятие, учить структурировать или творить. У каждого вида текста свои возможности и ограничения, свои приоритеты, свои развивающие задачи. Например:
Задание 1. Прочитайте текст.
Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время. Сегодняшние подростки родились в послевоенные годы. Они не видели, как взрываются бомбы, не слышали сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это страшно потерять хлебные карточки. Им не приходилось бежать по снегу босиком к партизанам, спасаясь от фашистов. Это счастье, что наши дети избежали ужасов и тягот военного времени. Но плохо, что некоторые взрослые, испытавшие войну на себе и прошедшие сквозь нее, стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот сегодня, в мирное время. Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.
С. Михалков.
Выполните задание:
1. Разделите текст на абзацы.
2. Озаглавьте текст.
3. Выделите главную мысль текста.
4. Сформулируйте проблемы, поставленные автором в данном тексте.
5. Сформулируйте вопросы к данному тексту.
Задание 2. Прочитайте текст.
Мелочи жизни?
Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.
Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли. Сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.
“В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.
Как же стать таким человеком?
Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.
С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.
С. Михалков.
Выполните задание:
1. Выделите главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Сформулируйте проблемы, поставленные автором в данном тексте.
4. Сформулируйте вопросы к данному тексту.
Задание 3. Прочитайте текст.
Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
– Ты читал “Тома Сойера”?
– Нет.
– А “Вия”?
– Нет
– Счастливый, – вздохнул с завистью старший.
И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Все это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не
прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это
взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В
детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота
восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на
всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых
лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем
самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
– “Войну и мир” читал?
– Смотрел в кино.
– А “Белые ночи”?
– Тоже. Не понравилось. “Дама с собачкой” лучше.
Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: “Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!” Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из “Деда Мазая” ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. С. Михалков
Выполните задание:
1. Сформулируйте проблемы, поставленные автором в данном тексте.
2. Сформулируйте вопросы к данному тексту.
6. Учебные задания могут носить чисто репродуктивный характер и развивать исключительно память, простейшие логические операции, усидчивость и исполнительность. Они могут развивать способность самостоятельно добывать и структурировать знания, размышлять и приходить к умозаключениям, выдвигать гипотезы, применять знание на практике. Управляя содержанием учебных заданий, учитель имеет возможность осуществлять целенаправленное развитие мышления, способностей, коммуникативных и личностных качеств ребенка. Например:
Задание 1. Прочитайте текст.
(1) Блюстители чистоты языка часто восстают против того вульгарного жаргона,
который мало-помалу внедрился в разговорную речь некоторых кругов молодежи.
(2) Фуфло, потрясно, шмакодявка – в каждом этом слове мне чудится
циническое отношение к людям, вещам и событиям.
(3) В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет
чувихой?
(4) С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в
библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:
(5) – Возьми эту: ценная вещь.
(6) – Эту не бери! Лабуда.
(7) – Вот эта жутко мощная книжка!
(8) Неужели тот, кто подслушает такой разговор, огорчится лишь этих детей, а
не тем низменным уровнем их духовной культуры, которым определяется эта пошлая
лексика?
(9) Ведь вульгарные слова – порождение гарных поступков и мыслей, и потому очень
нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой
пройдет мимо тебя молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице.
(10) И в каждом слове этого жаргона мне видится печать того душевного,
убожества, которое Герцен называл тупосердием.
(11) С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих тупосердых (и таких
самодовольных) юнцов.
(12) Но можем ли мы так безапелляционно судить этот жаргон?
(13) Ведь у него есть немало защитников.
(14) Выслушаем их внимательно и беспристрастно.
(15) – В сущности, из-за чего вы волнуетесь? – говорят они нам.
(16) Во всех странах во все времена мальчики любили и любят напускать на себя
некоторую развязность и грубость, так как из-за своеобразной застенчивости им
совестно обнаружить перед своими товарищами мягкие, задушевные, лирические,
нежные чувства.
(17) А во-вторых, не забудьте, что юным умам наша обычная, традиционная
“взрослая. Речь нередко кажется пресной и скучной.
(18) Им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых, экзотических слов –
таких, на которых не говорят ни учителя, ни родителя, ни вообще “старики”. Все
это в порядке вещей.
(19) Это бывает со всеми подростками, и нет ничего криминального в том, что они
стремятся создать для себя язык своего клана, своей “касты” – собственный
молодежный язык.
(20) Не стану оспаривать утверждения защитников.
(21) Пусть они правы.
(22) Но остается неразрешенным вопрос: почему же этот защищаемый ими жаргон
почти сплошь состоит из пошлых и разухабистых слов, выражающих беспардонную
грубость?
(23) Почему в нем нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества – никаких
качеств, свойственных юным сердцам?
(24) И можно ли отрицать, что в грубом языке чаще всего отражается психика
грубых людей?
(25) Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только
вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведет к обеднению чувств.
(26) Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном жаргоне, и у вас
непременно появятся вульгарные замашки и мысли (К. Чуковский).
Выполните задание:
1. Какая из проблем не поднята автором в данном тексте?
1) Проблема взаимоотношений отцов и детей.
2) Проблема низкого уровня духовной культуры.
3) Проблема чистоты языка.
4) Проблема взаимосвязи языка и культуры.
2. Какое из утверждений противоречит позиции автора?
1) Низменный уровень духовной культуры молодежи заставляет задуматься о ее жизни
и поступках.
2) Жаргон опасен не сам по себе, а “тупосердием”, душевным убожеством тех, кто
им пользуется.
3) Защитники молодежного жаргона недооценивают опасности этого явления.
4) Использование жаргона в речи человека допустимо, ибо это не связано с уровнем
его духовности.
3. После какого предложения в тексте должно следовать предложение : “Ибо кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!”? 1) 1; 2) 4; 3) 6; 4) 11.
7. Учитель выбирает методы и приемы работы с учащимися в соответствии с типом урок, его целями и задачами. Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемой теме использует наглядные методы (работа с иллюстрацией, репродукцией, рисунком, звукозаписью, музыкальным произведением и тд). В кабинете накоплен большой иллюстративный материал. Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу использует поисковые методы. Развитию творческих способностей помогает внеклассная работа .Учащиеся получают и перспективные задания исследовательского характера. В целях повышения эффективности урока необходимо переключение на различные виды деятельности. Стараясь повысить работоспособность, активность, необходимо использование технических средств обучении, опорных сигналов и др. Для привития интереса к предмету используются групповые и индивидуальные опережающие задания.
Хочется следовать мудрому совету В. Сухомлинского – беречь “детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний”.
Чему учить и как учить? Центр внимания первый – объем и содержание программы. Центр внимания второй – личность ученика. Исходя из этого и выбираются методы – способы достижения цели.
8. Внеурочные формы: экскурсии, литературно-музыкальные вечера, викторины, игры (я журналист, я биограф, я критик и др.), проба пера и т.д.
9. Работать над собой, учиться у детей, искать новое, быть для детей вдохновителем, примером, образцом.