Коляда в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Расширять интерес к прошлому народа. Прививать любовь к народному творчеству.

Предшествующая работа: Проведение родительского собрания на тему:

“Кто такая Коляда”. Изготовление костюмов и атрибутики к празднику, разучивание с детьми хороводов, народных игр, песенок-колядок. Просмотр отрывков из фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Хороводы и игры, используемые в празднике:

Народная песня “Светит месяц”, хоровод “А я по лугу”, игра “Пирог”.

Группа оформлена под деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Колядующие с ведущей становятся полукругом возле дома. У колядующих в руках – солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами – символ коляды.

Хозяйка: Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Праздник дожидаетесь? Хотелось бы мне узнать у вас, какой праздник приближается?

Дети. Новый год.

Хозяйка: Издавна люди с добрым словом провожали старый год, стараясь забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, богатство, добрых друзей. Перед новогодними праздниками юноши и девушки наряжались и ходили по дворам с песнями да прибаутками. Такие песни назывались колядками, а те, кто их пел, – колядующими.

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили,
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
– Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой – Зимой.

1-й ребенок.

Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник.
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

2-й ребенок.

Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг.

(Танец под фонограмму песни “Светит месяц”, движения по показу взрослого.)

Хозяйка. А теперь пойдем с вами колядовать. Песни петь да играть.

(Дети направляются по группам.)

– Здравствуйте хозяюшка! Мы споем вам Колядки, а вы нас угостите.

Взрослый.

Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку, маслену головку.
А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.

Дети.

Коляда! Коляда!
На пороге Рождества.
Хозяюшка добренька!
Пирожка бы сдобненька!
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
Двоим, троим,
Мы давно все тут стоим,
Под окошечком, да все с лукошечком.

Ряженные.

Спасибо хозяйка за угощение!

С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Спасибо этому дому, пойдем к другому.

(Идут на кухню.)

Щедрики-ведрики! Дайте вареники,
Вареника мало – кусочек сало.
Сало мало – ветчинки, колбаски,
Ложечку кашки.
Тетенька, добренька,
Дай, что-нибудь, сдобненько.
Выносите поскорей
Не морозьте, вы, детей!

Ряженные.

Спасибо хозяйки, за угощение! С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Спасибо этому дому, пойдем к другому.

(Идут в группу.)

Пришла Коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату. Здравствуйте, ребята!

1-й ребенок.

Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.

Ведущий.

А как первая звезда, да (Имя Отчество воспитателя.)
А вторая звезда – (И.О. воспитателя.)
А третья звезда – помощница, (И.О. няни.)
А деточки-то, что часты звездочки, один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!
Прикатила коляда, коляда-то молода,
Что за славный денек, становись в хоровод,
Будем кругом ходить, да ребят веселить.

(Проводиться хоровод “А я по лугу”, движения по показу воспитателя.)

Колядующие.

Спасибо хозяева за угощение. С Новым годом, с новым здоровьем! С новым счастьем! Спасибо этому дому, пошли к другому.

(Колядующие идут в другую группу.)

Пришла Коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату. Здравствуйте, ребята!

1-й ребенок.

Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.

Ведущий.

А как первая звезда, да (Имя Отчество воспитателя.)
А вторая звезда – (И.О. воспитателя.)
А третья звезда – помощница,(И.О. няни.)
А деточки-то, что часты звездочки, один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!
Коляда, коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем, с комариным сердцем.

(Проводится игра “Пирог”.)

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.

Во время пения “высок”– поднимают руки вверх, “широк”– разводят в стороны, “мякошь”– гладят по животу. Сразу после слов “Режь его да ешь” к “Пирогу” бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется “пирога” , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать “пирог” . Выигрывает та команда, набравшая больше “пирогов”.

Ведущий. Спасибо хозяева за угощения. С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Ну, хватит, ребятушки, полный мешок накалядовали!

Два пшеничных пирога,
Черепушку творога,
Блинов стопку, оладушек сотню,
Маслице каточек, ветчины шматочек.

(Возвращаются в свою группу).

Ведущий.

Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Новый год пришел, старый угнал, себя показал,
Иди, народ, солнышко встречать мороз прогонять.
А теперь будем чай пить, угощения кушать, да вести беседу.