Урок-путешестиве по теме "Однородные члены предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Однородные члены предложения».

Задачи:

  • Образовательные: отработка умений
    • находить в текстах однородные члены предложения и определять их  роль;
    • правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения;
    • составлять схемы предложений с однородными членами;
    • различать предложения с однородными членами и сложные предложения;
    • правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий;
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.
  • Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
  • Музыкальный файл с песнями «Голубой вагон» и «Гардемарины, вперёд!»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

ХОД  УРОКА

Учитель: Сегодня на уроке русского  языка, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на нашем весёлом поезде, увидим много интересного, ещё ближе познакомимся со страной, которая называется «Русский язык». Изучая русский язык,  постигая его трудности, мы открываем для себя удивительный мир.

Слайд 3

Послушайте, что сказал о русском языке  К. Паустовский: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Благодаря чему мы почувствовали огромные возможности русского языка? Верно, благодаря однородным членам. И мы сегодня на уроке сядем в весёлый поезд и отправимся в гости к однородным членам предложения.

Слайды 1, 2

Пока наш поезд набирает ход,  мы откроем тетради, запишем число и тему нашего урока.

(Звучит песня «Голубой вагон»)

Слайд 4

А вот и первая станция «Орфографическая». И нас встречают словарные слова. Нам нужно заполнить кроссворд, угадывая слово по его лексическому значению.  (Приложение 1)

Слайд 5

Кроссворд заполнен, нам пожелали счастливого пути. Первые волнения нашего путешествия позади, и наш поезд прибывает на станцию «Теоретическая».

Слайд 6

Однородные члены предложения хотят убедиться, что мы знаем их и не зря приехали к ним в гости.

Ответьте на вопросы:

– Какие члены предложения называются однородными?
– При помощи каких союзов соединяются однородные члены предложения?
– Как отличить однородные определения от неоднородных?
– Когда ставятся запятые при однородных членах? Когда не ставятся?
– Расскажите о знаках препинания при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения.
– Мы с вами продолжаем путь. Следующая станция «Практическая».

Слайд 7

Перед нашим взором удивительная картина. Посмотрите, у самой дороги стоит белоствольная берёза.  А перед вами лежит текст  №1 с описанием этой берёзы.  (Приложение 2)

(Проверка работы проводится выборочно учителем, а затем на слайде № 8).

Учитель: А теперь мы направляемся к небольшому соседнему лесочку.

Слайд 9

Работа с текстом № 2. (Приложение 3)

Слайды 10, 11

Задание №3

Делая остановку на станции  «Теоретическая»,  мы с вами говорили, что однородные члены предложения дружат с сочинительными союзами. И у нас есть возможность проверить, а дружите ли вы с ними?

Слайд 12

Работа по карточкам (Приложение 4)

Слайды 13- 15

Учитель: Мы вновь в пути. Вы слышите музыку? Она становится всё громче и громче. Да это же станция «Музыкальная». Здесь мы с вами отдохнём и отправимся дальше. Но не забывайте, мы в гостях у однородных членов предложения. Нам необходимо найти «хозяев» и поблагодарить их за гостеприимство.

Задание: послушайте песню из кинофильма «Гардемарины, вперёд!» и назовите, какие однородные члены предложения используются в тексте песни.  (Приложение 5)

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы на станции «Сообразительная».

Слайд 17

Задание 1. Объясните, почему в предложении

Метель бушевала ночью, и утром, и днём.

запятая перед союзом и ставится, а в предложении

Метель бушевала и ночью, и утром, и днём.

этой запятой нет?

Слайд 18

Задание 2.

В небе сверкнула первая звёздочка …
Сильный ветер загудел в вышине …

Достройте предложения дважды, чтобы  1. получить предложения с однородными членами, соединёнными союзом И; 2. чтобы получить сложносочинённые предложения с тем же союзом.

Учитель:  Наше путешествие подходит к концу. Мы завершаем свой путь на станции «Творческая».
Нами проделана большая работа. Чем мы занимались в течение урока?
Верно, мы находили однородные члены предложения, строили схемы, расставляли знаки препинания, решали пунктуационные задачи.
И завершают нашу работу творческие задания. Каждый ученик самостоятельно определит, над чем он будет работать.

Слайд 19

(Приложение 6)

Слайды 20-21

Рефлексия. Оценки за урок

– Что повторили во время урока – путешествия?
– Что удалось? Какие трудности испытывали в работе?

Домашнее задание: написать путевые заметки об уроке, используя однородные члены предложения.