ХОД УРОКА
1. Рапорт
2. Подготовительная беседа. Мотивация
1) Выберите из предложенных цветов тот, который
преобладает на глобусе или географической карте.
– Какой это цвет? (Cиний)
Слайд «Физическая карта мира»
– Что изображается синим цветом на карте? (океаны, моря, реки, озера)
Слайд «Океан. Море. Озеро. Река.»
– Из предложенных на карточке определений выберите «Что такое море»
1) … – весь водный покров Земли или его часть
между материками.
2) … – замкнутый в берегах большой естественный
водоем.
3) … – часть океана; большое водное пространство
с горько–соленой водой.
4) … – постоянный водный поток значительных
размеров с естественным течением по руслу от
истока до устья.
Слайд «Определение моря»
2) Море – настоящее чудо природы. Оно красиво в любом состоянии. Эти фотографии моря говорят сами за себя.
Слайды «Штиль», «Прибой», «Шторм».
Словарная работа (Стол справок)
3. Сообщение темы и цели урока
Чарующая красота моря издавна привлекала к
себе внимание поэтов, писателей, художников.
Стихотворение М.Мельниковой.
Сегодня нам предстоит познакомиться с картиной
И.К.Айвазовского «Девятый вал» и подготовиться к
ее описанию.
4. Краткое знакомство с биографией И.К.Айвазовского
У И.К.Айвазовского был большой и счастливый жизненный путь. Почти всю свою жизнь художник прожил в маленьком черноморском городке Феодосии.
Слайд «Общий вид Феодосии»
За долгие годы он написал более 6 тысяч картин. Писал море – штиль, бури, морские сражения…
Словарная работа. Художник, изображающий море, называется маринистом. А картины на морскую тему – марины.
Картины И.К.Айвазовского разошлись по всему
миру. Однако свою картинную галерею художник
завещал своему родному городу Феодосии. О
памятнике.
Слайд «Памятник И.К.Айвазовскому»
2) Совершим небольшую заочную экскурсию в галерею И.К.Айвазовского.
Слайды: «Ночь. Голубая волна»; «Море перед бурей»; «В бурю»; «Спокойное море»; «Кораблекрушение»; «Черное море» и «Восход солнца в Феодосии»; «Солнечный день».
5. Физминутка под шум прибоя.
Сядьте поудобнее. Сделайте глубокий вдох и выдох (2 раза). Закройте глаза. Представьте берег моря. На него с шумом накатываются волны. Они выбрасывают на берег морские подарки: мелкие ракушки, водоросли… Вдали слышны крики чаек.
6. Словарная работа
– Каким вы увидели море? Подберите
прилагательные.
Море – спокойное, ласковое, синее, черное,
зеленое, бурное, грозное, соленое, теплое,
холодное и т.д.
7. Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал». Слайд.
1) Молчаливое разглядывание картины.
2) Впечатления учащихся о ней.
3) Чтение описания картины (№ 354, с.271)
4) Составление плана.
План.
1. Море после бури.
2. Спасение на обломках корабля
3. Еще одно испытание.
4. Люди устоят!
Слайд «План»
5) Заполнение таблицы. Подготовка к сочинению.
План | Сущ. + прил. |
Глагол |
|
6) Ответы на вопросы (с.272) с использованием
таблицы.
7) Запись описания на черновиках
8) Чтение составленного описания.
Перед нами картина художника-мариниста
И.К.Айвазовского «Девятый вал». Он изобразил на
ней море после ночного шторма.
Утреннее солнце осветило морские волны. Сильные
и мужественные люди спасаются на обломках
корабля. Всю ночь они боролись со стихией.
Наконец ночная буря утихла.
Но отважных мореходов ждет еще одно испытание.
Надвигается свирепая волна. Это девятый вал. Он
вот-вот обрушится на людей.
Но художник верит, что люди устоят и доберутся до
берега. Поэтому он наполнил картину радостным
светом.
8. Итог
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кем был И.К.Айвазовский?
– Как называются картины с изображением моря?