О том, что такое опорные конспекты я узнала много лет назад, будучи ещё студенткой, на лекциях по методике преподавания физики. Имя донецкого учителя В.Ф.Шаталова запомнилось навсегда. Далее, как я ни старалась, ничего конкретного о технологии педагога – новатора не нашла. В статьях, которые мне попадались больше рассказывалось о трудностях, которые ему приходилось преодолевать, чтобы доказать свою правоту, чем о его методах работы. Проработав несколько лет, опыт, больше горький, я приобрела. Главным для меня, как и для большинства начинающих учителей, был пресловутый вопрос о дисциплине на уроках. Так вот, попробовав многочисленные способы «оптимизации урока», я сделала для себя очень важный вывод: этого вопроса не существует там, тогда и у тех учителей, где дети работают весь урок, где сам процесс работы интересен. Другое дело – как это сделать? Сразу скажу – изощрялась я по-всякому: сотнями писала карточки, мучила детей самостоятельными работами, зачётами, рефератами и докладами. Результат же был такой эфемерный, такой несоизмеримый с затратами моей энергии и времени, что опускались руки и оставался вопрос – ну как же всё устроить? Сначала была прочитана книга В.Ф.Шаталова «Куда и как исчезли тройки». Написанная простым и понятным языком, это была первая книга по методике преподавания, которую мне интересно было читать. Потом оказалось, что в нашем городе есть учителя, которые используют опорные конспекты в работе. Один из них – В.Н. Лобов тогда сказал мне, что у учителя появляется возможность учить всех, каждого и прямо на уроке.
Как то сразу решила, что составлю свои опорные конспекты и что главное в этом деле – постепенность. Я поняла, что процесс составления опорных конспектов очень полезен для учителя, особенно начинающего. По учебнику ещё раз просматриваешь тему, по которой будешь составлять конспект, выбираешь в ней самое главное, руководствуясь требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть сформированы по теме у каждого ученика. Дальше – с помощью символов рисуется сам конспект. Его первоначальный вариант был нарисован, в духе времени, на отмытой от снимка рентгеновской плёнке, которой щедро снабжали меня родители учеников. Набора из шариковых ручек четырёх цветов было вполне достаточно. Кодоскоп – чудо техники того времени, позволял мне работать несколько лет с опорными конспектами, но всегда что-то менялось: темы соединялись, делились, конспекты становились разборными т.д., а если нет кодоскопа, то конспект рисовался цветными мелками на доске. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: одно движение руки и конспекта нет (Приложение 1).
После того, как в моём кабинете был установлен компьютер с проектором, появилась идея перевести всё в электронный формат. К работе над конспектами подключилась Г.Н.Турбина – учитель информатики. После уроков в её кабинете традиционно собираются старшеклассники, для которых работа с компьютером давно стала жизненной необходимостью, вот им-то мы и предложили придать новую форму опорным конспектам. Такая работа была интересна нашим ученикам ещё и потому, что три года назад ребята начали изучать физику по этим самым опорным конспектам, были с ними хорошо знакомы. Наши ученики – наши соавторы, назвать их в этой статье просто необходимо: Лебедев Игорь, Гордиенко Антон, Григус Владислав.
Под руководством Галины Николаевны ребята ещё в пятом классе освоили приёмы работы с программой «PowerPoint». Перед учителем стояла задача: используя возможности этой программы, знания и творческие способности своих учеников, придать новый формат опорным конспектам по физике.
Начать мы решили с самых первых тем, изучаемых в седьмом классе: «Строение вещества», «Механическое движение», «Силы в природе». Как всегда, по ходу работы, появлялись идеи, которые возникали из умения ребят работать с компьютером, из их видения физических явлений. В результате опорные конспекты приобрели слайдовую форму, стали «живыми», наши ученики приобрели опыт практического использования программы «PowerPoint», повторили некоторые разделы физики. Работа была интересна и учителям: поиск правильных решений, совместное творчество объединило нас, появилось желание продолжить совместную работу.
На первом уроке по изучаемой теме я рассказываю сразу весь материал, сопровождая рассказ показом опытов, которые есть в учебнике. Опорный конспект рисую на доске белым мелом. После того, как рассказ закончен, весь конспект показываю на экране через проектор. Ребята его срисовывают за 2-3 минуты на черновик, а дома воспроизводят в цветном варианте в специальной тетради для опорных конспектов. Со следующего урока начинается работа с каждым блоком конспекта отдельно, теперь у меня есть возможность, в зависимости от необходимости, показать с помощью компьютера весь опорный конспект или любой отдельный его блок. При изучении физических величин, их единиц измерения или формул, по которым они определяются в соответствующем слайде можно, например, убрать правую часть равенства и предложить ученикам дописать её самостоятельно. С некоторым сомнением и далеко не сразу я стала разрешать своим ученикам переносить электронную версию готового конспекта в свои компьютеры. Считаю, что делать это нужно, но не сразу после объяснения материала, а по мере проработки отдельных блоков. Готовый опорный конспект позволяет прочно запомнить теоретическую часть изучаемого материала, при этом значительно сокращает время для изучения теории, освобождая его для решения задач, практических и лабораторных работ и т.д. Не будем забывать, что теория без практики мертва. Повторение любой темы, из проблемы, с которой сталкивается любой учитель, с помощью опорного конспекта становится делом нескольких минут. У большинства моих учеников до конца учёбы в школе конспекты по всем темам, начиная с 7-го класса, записываются в одной тетради, которая у ребят всегда с собой. С помощью анимации стали подвижными некоторые элементы опорных конспектов. Это значительно оживляет материал, добавляет в него наглядности, делает работу интереснее (Приложение 2). Работа с электронным вариантом опорных конспектов совершенно не исключает такие формы работы, как устный рассказ материала у доски или друг другу, «тихий опрос», лабораторные и практические работы, решение задач и т.д. В этих, традиционных формах работы с опорными конспектами в электронном формате появилось множество дополнительных возможностей. Мы увидели, что это интересно не только ребятам: и тем, кто создаёт новый формат конспектов и тем, кто по ним учится, но и учителям. Эта работа – живая, делалась не для конкурса, а для повседневной работы в классе, наверное, поэтому она получила высокую оценку на школьном фестивале педагогических идей. В нашей работе сделаны первые шаги, получены первые результаты: для наших учеников материал стал доступнее, интереснее, удобнее в использовании. Мы поняли, что на правильном пути, что работу необходимо продолжить, привлекая новых учеников.
Уважаемые коллеги, перед вами результат нашего совместного труда (Презентации 1-4), надеемся, что он будет, не только интересен, но и полезен вам. Мы также надеемся на конструктивное сотрудничество с вами и с большим вниманием отнесёмся ко всем вашим предложениям.