Повторение темы "Простое предложение". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • повторить изученный материал, закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, мышления, памяти;
  • привить интерес к изучению русского языка.

Тип – урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма – урок-практикум.

Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, проблемный.

Наглядность: карточки, словари (толковые и орфографические), мультимедийный проектор, фотографии.

План:

I. Организационный момент.

II. Повторение теоретических сведений по изученной теме:
а) фронтальный опрос;
б) создание кластера.

III. Выполнение практических заданий:
а) опрос (устный);
б) работа по карточкам;
в)работа с текстом.

IV. Контрольное списывание.

V. Задание на дом.

VI. Комментирование оценок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграф урокаю

“…всегда и всем стремитесь к большой цели,
тренируйте свою волю, не отступайте ни перед чем,
что кажется трудным”
Ю.А.Гагарин

II. Повторение теоретических сведений по изученной теме.

Задание. Послушайте утверждения и ответьте: “Верю! Не верю!”.

Верите ли вы, что:

  • Синтаксис –  раздел грамматики?
  • Только предложения являются синтаксической единицей?
  • В грамматическую основу предложения входит только подлежащее?
  • Простые предложения могут быть осложнены однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями, междометиями?
  • Однородные члены предложения соединяются друг с другом сочинительной и подчинительной связью?
  • слова, не связанные в предложении с другими словами ни сочинительной, ни подчинительной связью являются обращением, вводными словами и междометиями?
  • Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно?
  • Могут обособляться дополнения, состоящие из существительного с предлогами вдоль, вокруг, мимо?
  • Обособленные обстоятельства выражены деепричастиями, деепричастными оборотами?
  • Обособленные определения могут быть выражены прилагательными, причастиями, причастным оборотом?

Задание. Создание кластера с опорным словом “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

III. Выполнение практических заданий.

Задание (мультимед. проектор). Определите грамматическую основу, вид следующих предложений:

Космическое пространство.
Для нас сияли мириады звезд.
Изучай историю космонавтики!
В Москве встречали космонавтов.
Гляжу на безмолвное звездное небо.
Ударило. Загрохотало.
Степь. Тюльпаны. Байконур.
Небо свежо и безмолвно.
Трудимся, верим, ищем и спорим, рвемся навстречу звездам и зорям.
Поехали!

Вопрос. Какого вида односоставного предложения здесь не оказалось?

Работа по карточкам (3 ученика работают у доски).

Задание 1. Из двух простых предложений составьте одно с причастным оборотом. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

1. Байконурская степь очаровала гостей. Она спокойно лежала у ног.

2. Весенний воздух радует нас. Он напоминает о скором тепле.

3. Идея полета человека в космос осуществилась. Она была исследована К.Э.Циолковским.

Задание 2. Распространите предложения однородными членами, расставьте знаки препинания.

1. Я люблю читать книги о О о О о О.

2. Везде на О на О на О висели фотографии родителей.

3. Кое-где на дороге попадается О либо О.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Найдите грамматическую основу, определите, чем осложнено предложение.

1. Люблю тебя мой Байконур!

2. Жду весна твоих первых дней освещенных яркими лучами солнца.

3. Кажется в этот раз мне это дело удалось.

Задание (в микрогруппах). Составьте 2–3 предложения (осложненные) по фотографиям.

Задание. Текст.

В 1955 году в бескрайних степях Казахстана началось строительство совершенно секретного объекта, известного сейчас всему миру как космодром “Байконур”. Эта стройка была грандиозной. На нее были брошены огромные материальные, технические и людские ресурсы. Это позволило в 1957 году осуществить первый испытательный пуск ракеты. Мечта о космических полетах, сопровождавшая поколения людей, сбылась!12 апреля 1961 года отсюда поднялся в небо Ю.А.Гагарин.

Космодром сегодня – крупнейший в мире космический порт. Он является ключевым звеном для выполнения космических программ России и Казахстана.

В жизни космодрома были взлеты и падения, ликование и скорбь. Несмотря на все трудности, он выжил. Огромная заслуга в этом принадлежит людям – строителям-первопроходцам, испытателям, монтажникам, военным, рабочим и служащим, военным строителям.

В настоящее время космодром продолжает развиваться. С его площадок поднимаются в высь космические корабли.

Задания:

– о чем говорится в тексте?
– составьте устно план;
– название текста;
– определите стиль речи (научный, разговорный, публицистический, художественный, официально-деловой);
– определить значение слова ресурсы (по словарю), ликование, скорбь;
– объясните, как вы понимаете значение сочетаний слов ключевым звеном;
– объясните, как вы поняли предложение В жизни космодрома были взлеты и падения, ликование и скорбь;
– подберите синонимы к слову грандиозный;
– назовите способ образования слова первопроходцы;
– найдите в тексте простые осложненные предложения, запишите, сделайте синтаксический разбор.

IV. Контрольное списывание.

Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

А). Калужский мечтатель.

Калуга. Мален…кий деревян…ый домик. Комната ученого. Скромная немного суровая обстановка солдатская кр…вать н...большой письмен…ый стол большая модель дирижабля. Циолковский всегда боролся за свои идеи верил что они сбудут…ся. (По В.Сытину)

Б). Приближалось время старта. Нас должны были отправить на космодром Байконур расположен…ый восточнее Аральского моря. Корабль, на котором предстояло лететь, получил название “Восток”. Видимо назвали его так потому, что на востоке восходит со…нце и дневной свет теснит ночную тьму двигаясь с востока. (Ю.Гагарин “Дорога в космос”)

В). Приш..л Главный конструктор. Впервые я видел его усталым. И все же мя…кая улы…ка витала на его твердых крепко сжатых губах. Увидев космонавтов и поговорив с ними он стал более бодрее. В созвездии имен один из самых ярких конечно имя Главн… конструктора С.П.Королева.

(Ю.Гагарин “Дорога в космос”)

Г). Акбара б...жала как сумасшедшая не разбирая пути по воде по камням мимо костров мимо злобных собак. Так б..жала она одинокая и обезумевшая…И вновь обратилась Акбара к волч...ей богине Бюри-Ане и долго плакалась скуля и воя долго жаловалась на свою суд…бу и пр…сила богиню взять ее к себе на луну…(Ч.Айтматов “Плаха”)

Д). Мать скоро научился узнавать по походке по шелесту платья. По натуре он был очень ж…вым и подвижным ребенком но месяцы шли за месяцами и слепота все более налагала свой отпечаток на темперамент мал…чика начинавший определяться. Живость движений понемногу т...рялась. Он стал забивать...ся в уголки и с...дел там к чему-то прислушиваясь. Когда в комнате бывало тихо, ребенок казалось думал о чем-то.

(В.Короленко “Слепой музыкант”)

Е). Байконурцы с радостью встречали Токтара Аубакирова и Талгата Мусабаева. Они вн…сли свой вклад в развитие от…чественной космонавтики. Казахстанский космос продолжает свое развитие.

V. Домашнее задание. Выписать несколько предложений (односоставных) из газеты “Байконур” .

VI. Комментирование оценок.