Непосредственно образовательная деятельность "Что такое вежливость"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обобщить представления детей о вежливом человеке.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о том, что вежливый человек поступает по совести, честно, может в любой сложившейся ситуации увидеть побудительные мотивы действий других людей и действовать согласно общепринятым нормам морали.
  • Закреплять употребление слов речевого этикета в повседневной жизни (слова приветствия, знакомства, благодарности, сочувствия, прощания).
  • Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.
  • Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Оборудование: воздушный шар со словом «здравствуйте», корзинка для игры с именами, настольный театр «Два ежа», элементы мимики лица мальчика и девочки, лампа в виде сердца, открытки в виде сердца, ТСО – серия слайдов «А как поступишь ты?»

Предварительная работа:

  • Коммуникация:
    • Беседы по изучаемым разделам речевого этикета.
    • Разбор ситуаций «Если вы вежливы».
  • Познание:
    • Рассказ воспитателя: «Вежливые сказки», «Добрые советы».
    • Заучивание стихов и загадок: О. Дриз «Добрые слова», Н. Юсупова «Простите», А. Кузнецовой «Две подружки».
    • Рассматривание сюжетных картин, фотографий, детской периодики, нацеливающие на решение речевых задач.
    • Дидактические, познавательно-речевые и пальчиковые игры: «Назовите имя», «Остановимся – познакомимся», «Как вы скажете».
  • Чтение художественной литературы:
    • Чтение стихотворений, рассказов, сказок по данной теме: Е.А. Пермяк «Самое страшное», В. Осеева «Синие листья», «Хорошее», «Волшебное слово», Г. Ладонщиков «Я не плачу», В. Толянский «Спасибо»
  • Социализация:
    • Сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Банк», «На почте».
    • Обыгрывание сказок «Как петушок и курочка иголку просили», «Лиса и журавль», «Как желтый цыпленок знакомился».
  • Труд:
    • Изготовление сердечек к дидактической игре «Подбери слово»
  • Художественное творчество:
    • Рисование «Портрет лучшего друга».
    • Аппликация «Подарок для души».
  • Музыка:
    • Прослушивание песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», «Улыбка».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал, встают рядом с воспитателем. Влетает воздушный шар, на котором написано слово «здравствуйте».

– Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шар. На нем что-то написано… Вы не знаете что это? Может быть, кто-то из вас сможет его прочитать? Нет? Тогда послушайте меня.

У меня работы много,
Целый день меня зовут.
Лишь знакомого ты встретишь –
Я уж снова тут как тут.
Чтоб здоровья пожелать,
Надо … сказать. [2]

– А кто из вас может сказать, что означает слово «Здравствуйте»? (Для чего мы произносим его при встрече с друзьями или знакомыми?)
– Молодцы, правильно.

Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров!»
Вечером расстались –
Встретились с утра,
Значит, снова «здравствуй»
Говорить пора. [2]

Дидактическая игра «Знакомство» [2]

– Ребята, а сейчас мне бы хотелось с вами познакомиться поближе. Посмотрите, у меня в руках корзинка. Я возьму и положу в нее свое имя – Наталья Михайловна. Когда я была маленькой, такой, как вы, меня ласково называли Наташенькой. А как вас ласково называют ваши близкие? Давайте вы, как и я, положите свои имена в корзинку. Интересно, что там с ними происходит? Давайте приподнимем крышку и посмотрим.
– Ой, ребята, все наши имена разлетелись. Что же нам теперь делать?
– Ребята, я поймала имя Дашенька. Где у нас Дашенька? Возьми свое имя. Я очень рада с тобой познакомиться.
– Ребята, а давайте ловить имена и, отдавая их «хозяину», говорить «очень приятно с тобой познакомиться», а в ответ будем говорить «спасибо».
– Какие вы молодцы, ребята, вы замечательные – дружные, приветливые и вежливые.
– А почему я назвала вас вежливыми?

Просмотр и обсуждение сказки «Два ежа» (настольный театр)

– Ребята, а хотите услышать интересную сказку? Тогда подойдите, пожалуйста, ко мне. (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся декорации к настольному театру «Два ежа».)
– Присядьте на стульчики. Все готовы меня слушать? Сказка начинается… (Сказка рассказывается с демонстрацией.)

В одном сказочном лесу жили-были два ежа. Они были очень уверенны в себе и считали, что лес и все, что в немнаходится, принадлежит только им одним. Однажды теплым летним днем ежи отправились на прогулку. Посреди этого леса протекала река, через которую был проложен очень узкий мост. И надо ж было такому случиться, что ежи решили этот мост перейти, каждый со своей стороны в одно и то же время. Дойдя до середины, ежи встретились и остановились. Никто не хотел уступать дорогу. Ничего не говоря каждый, пыхтя и толкаясь, старался обойти другого. Настойчивости у ежей было много, а места было очень мало…
И, сами понимаете, дело закончилось тем, что оба ежа упали в воду. Страшного с ними, конечно, ничего не случилось, ведь ежи умеют плавать … однако дело могло закончиться по-другому…

– Вам понравилась сказка? О ком она?
– Что случилось с ежами?
– Почему это произошло?
– Как вы считаете, с чего должна была начаться встреча ежей?
– Что каждый из них мог сказать друг другу?
– Ребята, а давайте придумаем к этой сказке другой конец.
– Ребята, а почему же все должны быть вежливыми?

Физкультминутка

– А сейчас, ребята, давайте отдохнем и ненадолго представим, что вы стали ежами. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте движения за мной.

Утром в лес ежи пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклониться вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались еще три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали (наклоны вперед, вниз)
Ежи в школу опоздали. (руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

– Замечательно, я вижу, что вы очень старались! Ну а теперь вы снова станете мальчиками и девочками.
– Ребята, а вы знаете, вежливые люди очень добры ко всем и эта доброта всегда отражается на их лицах.

Разбор ситуаций, нацеленных на решение речевых задач

– А сейчас, пожалуйста, сядьте на стульчики, мы рассмотрим с вами интересные слайды, на которых изображены мальчики и девочки. С этими ребятами приключились разные истории. Однако эти истории не закончены. Давайте подберем конец к каждой истории.
– Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на этом слайде?
– Что произошло потом?
– Ребята, посмотрите, на этом слайде мы видим два варианта завершения этой истории (Приложение 1). Подумайте, каким из них должна закончиться история?
– Объясните, почему вы выбрали именно такой конец? (Так поступил бы вежливый человек.) (2 истории)
– Ребята, вы молодцы! Как хорошо вы разобрались во всех ситуациях! Именно так и должны поступать вежливые, воспитанные люди.

Дидактическая игра «Составление пиктограмм»

– Ребята, а вы хотели бы еще поиграть? Тогда идите ко мне. Встаньте свободнее. Посмотрите, у меня есть два рисунка. Вы догадались, кто изображен на них? Какие вы молодцы! Да, это мальчик и девочка. Но мне кажется, что тут чего-то не хватает? Правильно, на этих рисунках не хватает частей лица.
– Ребята, а у меня есть идея! Вот недостающие части. Давайте составим лица этих ребят, но так, чтобы они получились добрыми и приветливыми. Я предлагаю мальчикам составить лицо мальчика, а девочкам – девочки.
– Готовы? С чего начнем?
– А почему вы не выбрали другие элементы лица? Например, эти брови, или этот рот?
– Вы все молодцы! И мальчики и девочки! Вы очень хорошо играли и у вас получились улыбчивые лица, которые светятся добротой!

Заключение

– Ребята, посмотрите, что у меня есть! Что это? Да, это большое, красивое сердце. Но случилась беда, сердце опустело… Давайте сделаем его вновь большим и прекрасным. Кто знает, как это можно сделать?
– А я предлагаю наполнить его добрыми словами. Ведь вежливый человек знает очень много добрых, приятных слов, таких, которые радуют наши сердца. (Добро, любовь, счастье, здоровье, нежность, ласка, радость, улыбка, щедрость…)
– Скажите, пожалуйста, вежливому человеку нужно знать такие слова? Почему?
– А какое у таких людей сердце и душа?

– Какие вы молодцы! Мне бы очень хотелось, чтобы вы взяли сердечки, которые вы друг для друга сделали и всегда дарили друг другу улыбки и добрые слова.