Пояснительная записка
Российская система образования
претерпевает существенные изменения в связи с
вхождением в мировое образовательное
пространство. Предлагаются иное содержание, иные
подходы, иной педагогический менталитет.
Развитие личности обучаемого становится
основной ценностью образовательного процесса.
Реализация модели обучения, ориентированной на
эту ценность, невозможна без дифференциации
содержания и процесса обучения в зависимости от
познавательных потребностей и способностей
школьников.
Одна из важных задач модернизации образования –
разностороннее развитие детей, их творческих
способностей, умений и навыков самообразования,
формирования навыков адаптации к меняющимся
социальным условиям жизни общества. Именно
поэтому одним из важнейших направлений
обновления школьного образования является
введение профильного и предпрофильного
обучения.
Основными задачами предпрофильной подготовки являются:
- Развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций для будущей профессиональной деятельности.
- Оказание психолого-педагогической помощи в самоопределении школьников, выявлении их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и определения в нем места иностранного языка.
Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать разработка курсов по выбору, в частности, такого интегрированного курса английского языка и психологии, как «Правильный выбор – успешное будущее», который с полным правом можно назвать востребованным и актуальным.
Содержание предпрофильного курса может включать в себя:
- содержание базового курса с расширением тематики, обогащением лексики профильно-ориентированной терминологией;
- привлечение дополнительного профильно-ориентированного материала;
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих
Данный курс по выбору предполагает приобщение школьников к английскому языку, совершенствование их умений во всех видах речевой деятельности, а в основе этого – эмоциональное, активное восприятие языка. Добиться этого можно на материале, который интересен и актуален для учащихся и способствует повышению их мотивации к изучению иностранного языка.
Для подростков востребованным, интересным и актуальным является материал психологического содержания, направленный на самопознание, саморазвитие и самоанализ. В центре психологического развития старшего подростка стоит профессиональное самоопределение. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции.
Исходя их выше названных теоретических и нормативных положений, мной разработан интегрированный курс по выбору «Правильный выбор – успешное будущее». Программа курса предназначена для учащихся 8-9 классов и направлена на развитие их интереса к самопознанию, расширению и углублению знаний в области английского языка и психологии, на получение навыков самоанализа, саморегуляции, на оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении.
Цель данного курса –
совершенствовать иноязычную коммуникативную
компетенцию и оказать практическую помощь
подросткам в профессиональном самоопределении
Цель курса определила его задачи:
- Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к английскому языку и психологии.
- Развивать языковую, речевую, социо-культурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.
- Обучить навыкам самоанализа и саморегуляции.
- Оказать практическую помощь в выборе профессии и в подготовке к экзаменам.
- Формировать чувство ответственности за выбор своего будущего.
Продолжительность курса 8 часов. Это оптимальное количество времени, необходимое для приобретения начальных навыков самоанализа, изучения своих способностей, интересов и склонностей к профессиям, получение элементарных навыков саморегуляции и снятия нервного напряжения в период подготовки и сдачи экзаменов.
В языковой области данный курс по выбору основан на базовом уровне, расширяет и углубляет знания и умения, приобретенные на уроках, за счет расширения словарного запаса, речевых конструкций, профессиональной терминологии. Все лекционные, диагностические, дидактические, информационные материалы разработаны на английском языке с учетом возрастных особенностей и языковых возможностей учащихся.
Этому способствует разнообразие форм проведения занятий:
- мини-лекция
- микро-тренинг
- диагностическое исследование
- анкетирование
- конференция
- дискуссия
- ролевая игра
- презентация
Для успешной реализации задач курса необходимо соблюдение определенных условий:
- Ведение курса на английском языке.
- Организация занятий в первой половине учебного года.
- Численность группы – от 10 до 14 человек.
- Наличие классной комнаты, оборудованной для проведения микротренингов, игр, упражнений и работы с тестовыми материалами.
- Наличие технических средств.
Уровень усвоения предложенного материала и уровень оценки достижений учащихся возможно проверить с помощью следующих форм контроля:
- Заполнение анкеты и устная самопрезентация.
- Участие в дискуссии «Престиж профессии».
- Выполнение диагностического теста «Определение темперамента».
- Выполнение диагностического теста «Карта интересов».
- Устное сообщение о профессиях.
- Участие в конференции «Путь к вершине» (доклады о знаменитых людях).
- Написание эссе «Мой профессиональный выбор».
- Участие в ролевой игре « На приеме у психолога» и в «Мозговом штурме».
- Разработка психологических памяток по снятию напряжения в экзаменационный период.
Наглядным итогом работы в рамках курса может стать оформление отчетных материалов, включающих в себя:
- результаты диагностик
- тексты докладов и сообщений
- эссе учащихся
- памятки для выпускников
- отзывы учащихся о занятиях
- фотографии
- презентации
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся достигнут более высокого уровня
владения английским языком за счет обогащения
словарного запаса, освоения новых речевых
конструкций, практики составления сообщений,
работы с новой терминологией.
2. Учащиеся выполнят предложенные диагностики
по изучению своего темперамента, интересов и
склонностей и на основе полученных результатов
наметят дальнейший образовательный маршрут и
определятся с выбором профессии.
3. Участники курса научатся элементам
самоанализа и саморегуляции.
4. Они разовьют навыки самостоятельной работы,
сотрудничества и взаимодействия в группе.
5. Осознают личную ответственность за выбор
своего будущего.
6. Получат практическую помощь в психологической
подготовке к экзаменам.
7. Закрепят навыки работы со справочной,
словарной, специальной литературой.
Курс по выбору может представлять практическую ценность для учителей английского языка, школьных психологов, заинтересованных не только в обучении английскому языку, но и в личном росте своих учащихся. Эта программа может быть успешно реализована и в условиях летне-оздоровительной работы с отрядом по интересам. Также, являясь доступным по содержанию и востребованным и актуальным по форме, он может стать привлекательным и эффективным для учащихся основной общеобразовательной школы.
Тематическое планирование курса по выбору для учащихся 8-9 классов «Правильный выбор – успешное будущее»
Название темы |
Вид деятельности |
Форма контроля |
Кол-во |
I часть «Мы выбираем профессию» |
|||
1. Введение в курс | Вводная лекция, анкетирование |
Анкета и самопрезентация | 1 |
2. В мире профессий | Дискуссия «Самые популярные и престижные профессии» | Участие в дискуссии | 1 |
3. Темперамент и выбор профессии | Диагностика темперамента | Тест «Определение темперамента» | 1 |
4. Интересы и выбор профессии | Изучение собственных интересов | Тест « Карта интересов» | 1 |
5. Склонности и профессиональная направленность | Изучение собственных склонностей. Анализ полученных диагностических результатов | Эссе «Мой профессиональный выбор» | 1 |
6. Как достичь успеха в профессии | Конференция «Путь к вершине» | Доклады о знаменитых людях | 1 |
II часть «Мы готовимся к экзаменам» |
|||
7. Психологическая подготовка и стратегии поведения на экзаменах | « Мозговой штурм». Ролевая игра « На приеме у психолога» |
Разработка памятки. Участие в «мозговом штурме». Диалоги |
1 |
8. Способы снятия нервного напряжения и усталости | Диагностическая игра «Пантомима» Рефлексия по итогам курса |
Разработка памятки. Оформление отчетных материалов по курсу. Написание отзыва |
1 |
Содержание курса
Тема 1. Introduction lesson – Особенности данного курса. Правила работы в группе. Важность самоопределения. Самопрезентация.
Тема 2. In the world of Professions – Разнообразие профессий в современном мире. Причины популярности и престижности профессий. Ошибки при выборе профессий.
Тема 3. Temperament and the Choice of Profession – Типы темперамента. Экстраверсия. Интроверсия. Влияние темперамента на выбор профессии. Определение собственного темперамента.
Тема 4. Interests and the Choice of Profession – Понятие интереса. Сферы интереса. Профессиональные интересы. Управление своими интересами. Познавательная активность и положительные эмоциональные реакции.
Тема5. Gifts and Professional Directions – Склонность как стремление заниматься определенным видом деятельности. Склонности к профессиям типа «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». Требования к профессиям определенного типа.
Тема 6. How to Achieve Professional Success – Биографии знаменитых людей. Зависимость профессионального успеха от личностных качеств. Роль мотивации и целеполагания в достижении успеха.
Тема 7. How to Prepare for Exams and How to Behave at Exams – Условия успешной подготовки к экзаменам: режим дня, питание, организация рабочего места. Поддержка работоспособности в период подготовки к экзаменам.
Тема 8. How to Reduce Nervous Tensity at the Exam Time – Способы снятия нервно-психического напряжения в период подготовки и сдачи экзаменов. Обобщение результатов диагностик и творческих работ.
Список литературы:
- Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачева И.П., Лытаева М.Ф. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иняз) // Иностранные языки в школе. 2003, №6
- Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы// ИЯШ. 2004, №6
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., Academia, 1995
- Кузьменкова Ю.Б. Составление программ и подбор учебного материала к элективным курсам по английскому языку для профильной школы // Первое сентября, English, 2006 №№23, 24
- Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку// ИЯШ ,2005, №2
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия». Программа профессионального самоопределения для подростков// – М: Генезис, 2000г.
- Савинков Ю.А. Пособие по подготовке к ЕГЭ: психологический аспект. – Воронеж.: ВОИ ПКРО, 2003г.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: «ВАКО», 2005г.
- Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // ИЯШ, 2004, №3