Программа интегрированного курса по выбору для 8—9-х классов "Правильный выбор — успешное будущее"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Российская система образования претерпевает существенные изменения в связи с вхождением в мировое образовательное пространство. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет. Развитие личности обучаемого становится основной ценностью образовательного процесса. Реализация модели обучения, ориентированной на эту ценность, невозможна без дифференциации содержания и процесса обучения в зависимости от познавательных потребностей и способностей школьников.
Одна из важных задач модернизации образования – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования  навыков адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Именно поэтому одним из важнейших направлений обновления школьного образования является введение профильного и предпрофильного обучения.

Основными задачами предпрофильной подготовки являются:

  • Развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций для  будущей профессиональной деятельности.
  • Оказание психолого-педагогической помощи в самоопределении школьников, выявлении их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и определения в нем места иностранного языка.

Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать разработка курсов по выбору, в частности, такого интегрированного курса английского языка и психологии, как «Правильный выбор – успешное будущее», который с полным правом можно назвать востребованным и актуальным.

Содержание предпрофильного курса может включать в себя:

  • содержание базового курса с расширением тематики, обогащением лексики профильно-ориентированной терминологией;
  • привлечение дополнительного профильно-ориентированного материала;
  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих

Данный курс по выбору предполагает приобщение школьников к английскому языку, совершенствование их умений во всех видах речевой деятельности, а в основе этого – эмоциональное, активное восприятие языка. Добиться этого можно на материале, который интересен и актуален для учащихся и способствует  повышению их мотивации к изучению иностранного языка.

Для подростков востребованным, интересным и актуальным является материал психологического содержания, направленный на самопознание, саморазвитие и самоанализ. В центре психологического развития старшего подростка стоит профессиональное самоопределение. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции.

Исходя их выше названных теоретических и нормативных положений, мной разработан интегрированный курс по выбору «Правильный выбор – успешное будущее». Программа курса предназначена для учащихся 8-9 классов и направлена на развитие их интереса к самопознанию, расширению и углублению знаний в области английского языка и психологии, на получение навыков самоанализа, саморегуляции, на оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении.

Цель данного курса – совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию и оказать практическую помощь подросткам в профессиональном самоопределении
Цель курса определила его задачи:

  • Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к английскому языку и психологии.
  • Развивать языковую, речевую, социо-культурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.
  • Обучить навыкам самоанализа и саморегуляции.
  • Оказать практическую помощь в выборе профессии и в подготовке к экзаменам.
  • Формировать чувство ответственности за выбор своего будущего.

Продолжительность курса 8 часов. Это оптимальное количество времени, необходимое для приобретения начальных навыков самоанализа, изучения своих способностей, интересов и склонностей к профессиям, получение элементарных навыков саморегуляции и снятия нервного напряжения в период подготовки и сдачи экзаменов.

В языковой области данный курс по выбору основан на  базовом уровне, расширяет и углубляет знания и умения, приобретенные на уроках, за счет расширения словарного запаса, речевых конструкций, профессиональной терминологии. Все лекционные, диагностические, дидактические, информационные материалы разработаны на английском языке с учетом возрастных особенностей и языковых возможностей учащихся.

Этому способствует разнообразие форм проведения занятий:

  • мини-лекция
  • микро-тренинг
  • диагностическое исследование
  • анкетирование
  • конференция
  • дискуссия
  • ролевая игра
  • презентация

Для успешной реализации задач курса необходимо соблюдение определенных условий:

  • Ведение курса на английском языке.
  • Организация занятий в первой половине учебного года.
  • Численность группы – от 10 до 14 человек.
  • Наличие классной комнаты, оборудованной для проведения микротренингов, игр, упражнений и работы с тестовыми материалами.
  • Наличие технических средств.

Уровень усвоения предложенного материала и уровень оценки достижений учащихся  возможно проверить с помощью следующих форм контроля:

  • Заполнение анкеты и устная самопрезентация.
  • Участие в дискуссии «Престиж профессии».
  • Выполнение диагностического теста «Определение темперамента».
  • Выполнение диагностического теста «Карта интересов».
  • Устное сообщение о профессиях.
  • Участие в конференции «Путь к вершине» (доклады о знаменитых людях).
  • Написание эссе «Мой профессиональный выбор».
  • Участие в ролевой игре « На приеме у психолога» и в «Мозговом штурме».
  • Разработка психологических памяток по снятию напряжения в экзаменационный период.

Наглядным итогом работы в рамках курса может стать оформление отчетных материалов, включающих в себя:

  • результаты диагностик
  • тексты докладов и сообщений
  • эссе учащихся
  • памятки для выпускников
  • отзывы учащихся о занятиях
  • фотографии
  • презентации

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся достигнут более высокого уровня владения английским языком за счет обогащения словарного запаса, освоения новых речевых конструкций, практики составления сообщений, работы с новой терминологией.
2.  Учащиеся выполнят предложенные диагностики по изучению своего темперамента, интересов и склонностей и на основе полученных результатов наметят дальнейший образовательный маршрут и определятся с выбором профессии.
3. Участники курса научатся элементам самоанализа и саморегуляции.
4. Они разовьют навыки самостоятельной работы, сотрудничества и взаимодействия в группе.
5. Осознают личную ответственность за выбор своего будущего.
6. Получат практическую помощь в психологической подготовке к экзаменам.
7. Закрепят  навыки работы со справочной, словарной, специальной литературой.

Курс по выбору может представлять практическую ценность для учителей английского языка, школьных психологов, заинтересованных не только в обучении английскому языку, но и в личном росте своих учащихся. Эта программа может быть успешно реализована и в условиях летне-оздоровительной работы с отрядом по интересам. Также, являясь доступным по содержанию и востребованным и актуальным по форме, он может стать привлекательным и эффективным для учащихся основной общеобразовательной школы.

Тематическое планирование курса по выбору для учащихся 8-9 классов «Правильный выбор – успешное будущее»

Название темы

Вид деятельности

Форма контроля

Кол-во
часов

I часть «Мы выбираем профессию»

1. Введение в курс Вводная лекция,
анкетирование
Анкета и самопрезентация

1

2. В мире профессий Дискуссия «Самые популярные и престижные профессии» Участие в дискуссии

1

3. Темперамент и выбор профессии Диагностика темперамента Тест «Определение темперамента»

1

4. Интересы и выбор профессии Изучение собственных интересов Тест « Карта интересов»

1

5. Склонности и профессиональная направленность Изучение собственных склонностей. Анализ полученных диагностических результатов Эссе «Мой профессиональный выбор»

1

6. Как достичь успеха в профессии Конференция «Путь к вершине» Доклады о знаменитых людях

1

II часть «Мы готовимся к экзаменам»

7. Психологическая подготовка и стратегии поведения на экзаменах « Мозговой штурм».
Ролевая игра
« На приеме у психолога»
Разработка памятки.
Участие в «мозговом штурме».
Диалоги

1

8. Способы снятия нервного напряжения и усталости Диагностическая игра «Пантомима»
Рефлексия по итогам курса
Разработка памятки.
Оформление отчетных материалов по курсу. Написание отзыва

1

Содержание курса

Тема 1.  Introduction lesson – Особенности данного курса. Правила работы в группе. Важность самоопределения. Самопрезентация.

Тема 2.  In the world of Professions  – Разнообразие профессий в современном мире. Причины популярности и престижности профессий. Ошибки при выборе профессий.

Тема 3.  Temperament and the Choice  of  Profession – Типы темперамента. Экстраверсия. Интроверсия. Влияние темперамента на выбор профессии. Определение собственного темперамента.

Тема 4. Interests and the Choice of Profession –    Понятие интереса. Сферы интереса. Профессиональные интересы. Управление своими интересами. Познавательная активность и положительные эмоциональные реакции.

Тема5. Gifts and Professional Directions  –  Склонность как стремление заниматься определенным видом деятельности. Склонности к профессиям типа «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». Требования к профессиям определенного типа.

Тема 6. How to Achieve Professional Success – Биографии знаменитых людей. Зависимость профессионального успеха от личностных качеств. Роль мотивации и целеполагания в достижении успеха.

Тема 7. How to Prepare for Exams and How to Behave at Exams  –  Условия успешной подготовки к экзаменам: режим дня, питание, организация рабочего места. Поддержка работоспособности в период подготовки к экзаменам.

Тема 8. How to Reduce Nervous Tensity at the Exam Time  –  Способы снятия нервно-психического напряжения в период подготовки и сдачи экзаменов. Обобщение результатов диагностик и творческих работ.

 Список литературы:

  1. Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачева И.П., Лытаева М.Ф. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иняз) // Иностранные языки в школе. 2003, №6
  2. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы// ИЯШ. 2004, №6
  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., Academia, 1995
  4. Кузьменкова Ю.Б. Составление программ и подбор учебного материала к элективным курсам по английскому языку для профильной школы // Первое сентября, English, 2006 №№23, 24
  5. Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку// ИЯШ ,2005, №2
  6. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия». Программа профессионального самоопределения для подростков//  – М: Генезис, 2000г.
  7. Савинков Ю.А. Пособие по подготовке к ЕГЭ: психологический аспект. – Воронеж.: ВОИ ПКРО, 2003г.
  8. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: «ВАКО», 2005г.
  9. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // ИЯШ, 2004, №3