Цель: коррекция и развитие психоэмоциональной сферы, посредством собственной творческой активности ребенка.
Задачи:
- Коррекционные:
- снять внутреннее напряжение, связанное с неуверенностью в собственных творческих возможностях;
- развивать коммуникативные навыки посредством совместного творчества;
- приобретение эмоционального опыта.
- Образовательные:
- формировать навыки восприятия музыкальных произведений контрастных по настроению и характеру, учить сравнивать их, определять характер, сопоставлять;
- учить петь в ансамбле, передавать настроение и характер песен соответственно их содержанию;
- учить двигаться ритмично, пластично, передавать в движениях характер музыки.
- Развивающие:
- развивать образное мышление и воображение;
- стимулировать речевую творческую, двигательную активность;
- развивать изобразительную технику «кляксографии».
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, к окружающему миру;
- моделировать положительное эмоциональное состояние, активность, самостоятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под музыку «Осень» (Л.Вивальди) дети входят в зал. Дети сполняют приветствие
Музыкальный руководитель (М.Р.): Ребята, а у нас сегодня на занятии гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: (поют) Здравствуйте гости дорогие!
Госты отвечают.
М.Р.: Ребята, когда вы входили в зал, звучала музыка, а кто композитор? А какая музыка?(Веселая, радостная, яркая, танцевальная)
М.Р.:
Следом за летом осень идет
Желтые песни ей ветер поет
Красную под ноги стелет листву
Желтый лоскутик дрожит на ветру.
– Посмотрите сколько лоскутиков, давайте спляшем с ними.
Упражнение с платочками
Дети берут желтые и оранжевые платки и выполняют упражнение.
Звучит «Осенний сон» (А.Джонса)
М.Р.: Ребята, а как называется последний осенний месяц? (Ответы детей)
М.Р.: Давайте споем песню об осени, она услышит ее и придет, ведь скоро кончится ее время. Мы еще раз с ней поиграем да и попрощаемся. Но перед тем, как петь, пусть наш язычок, губки, ротик сделают гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Попевка:
Листики летят – это листопад,
Листики шуршат – это листопад.
Дождик, дождик льет,
Осень к нам дет.
Дождик так стучит,
Осень к нам спешит.
Входит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Дети: Осень, Осень, в гости просим!
Исполняется песня «Веселая Осень»
М.Р.: Ребята, мы сейчас спели песню об Осени, но ведь Осень бывает разная. Какая она по характеру?
Дети дружно отвечают на вопрос
Осень: Ребята, а грустную, печальную вы будете меня любить?
Дети дружно отвечают на вопрос
М.Р. Вот послушай Осень песню.
Исполняется песня «Осенняя песня» (А. Александрова)
М.Р.: Ребята, о какой Осени поется в
песне? (Дети отвечают на вопрос.)
– Какой характер 1-й части? (Дети отвечают на
вопрос.)
– Какой характер 2-й части? (Дети отвечают на
вопрос.)
Осень:
Я осень золотая
В гости к вам пришла
И дождик осенний
С собой принесла.
Пальчиковая гимнастика «Дождь»
Дождик, дождик, что ты льешь – соединяют пальцы вместе, затем будто отталкивают ими что-то и разжимают
Погулять нам не даешь – указательный и средний палец ходят по ладошке.
Яводою дождевою землю мою, мою, мою – гладят ладошками тыльную сторону меняя руки.
Мою крышу и забор – ладонями делают «крышу» ладошки к верху пальцы соединены – «забор»
мою улицу и двор – гладят ладошки
М.Р.: Налетел осенний ветерок, подсушил листья, и они полетели шурша.
Дыхательное упражнение
Ветерок осенний дул – « у-у-у-у-у-у...»
Все листочки быстро сдул – «ф-ф-ф-ф-ф...»
С ветерком они летят – «с-с-с-с-с-с...»
Грустно, грустно шелестят – «ш-ш-ш-ш-ш...»
М.Р.: Ребята, посмотрите, мне в ладошку
опустился листик, а на нем, что-то написано.
Хотите послушать, что здесь написано?
Усаживайтесь поудобнее, возьмите металлофоны и
помогите мне.
Однажды одна маленькая девочка играла на
металлофоне, звуки, которые жили в нем, были очень
довольны и радостно подавали свои голоса – показ
на доске и металлофоне нот с веселыми лицами –
Но вдруг девочка увидела, что пошел дождь – звуки
дождя – бросила палочку и убежала к окну
полюбоваться \ дождиком и осенней картиной.
Она воскликнула: «Ах, какой дождик! Какие мокрые
деревья и листья, а какие прозрачные и смешные
капли». Она сразу забыла о своем инструменте,
звуки замерли в молчании – ноты на доске с
грустными лицами – им стало одиноко и грустно,
а один звук не захотел мириться с тем, что
произошло. Этот звук был самый нетерпеливый – нота
в центре, она больше других, выражение удивления –
этот звук был очень любопытным. Ему не хотелось
молчать и ждать когда кто-нибудь заставит его
подавать голос, ему очень хотелось увидеть дождь
и осенний пейзаж. Он хотел понять, почему девочка
восхищалась какой-то каплей. А что если и мне
стать капом, меня заметят? – звучит тема звуков
на фортепиано и металлофоне – Не успел звук
прыгнуть, как попал в воду и превратился в каплю,
а капля тут же угодила в краски, которые стояли
рядом, – показ – а затем на белый лист.
Осень: Посмотрите, что из этого получилось? Клякса!
М.Р.: Все краски оживились и клякса, которая была звуком, услышала их голоса. Она поняла, что краски, как и звуки все совершенно разные, среди них есть веселые и грустные, злые и добрые.
Осень: Ребята, а как вы думаете, какие краски грустные, какие холодные, какие злые? (Черные, серые, коричневые, темно-зеленые – злые и грустные.)
На фортепиано «звучат» грустные краски. Дети делают на бумаге кляксы из грустных красок.
М.Р.: А теперь сделайте веселые кляксы из добрых красок. А какие они? (Желтые, оранжевые, красные, голубые, ярко-зеленые.)
На фортепиано «звучат» добрые краски.
М.Р.: Послушайте музыку и скажите, о каких кляксах она рассказывает.
Деты слушают пьесы «Камаринская» (русская народная мелодия) и «Зима» (Свиридова), сравнивают настроение музыкальных образов, характер звучания музыки. Затем дорисовывают кляксы или складывают листки, раскрывают, дорисовывают рисунок монотипия.
М.Р.: Ребята, посмотрите, какие у вас получились рисунки, в группе вы сочините для них рассказы или сказки. Интересная у нас получилась сказка? А что помогло нам рассказать ее? (Звуки и краски)
М.Р.: Если бы звук не превратился в каплю и не попал в краски, мы бы не узнали, что звуки и краски совсем, как живые … бывают какими? (Веселые и грустные, злые и добрые, сердитые и озорные, подвижные и спокойные)
М.Р.: А теперь давайте станцуем вальс, и пусть звуки и краски дружат и будут добрыми.
Танец: Вальс «Дружба»
М.Р.: Попрощаемся, ребята!
Дети прощаются песней. Под спокойную музыку выходят из зала.