Программные задачи:
- формировать умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов;
- учить делать выводы из представленных фактов;
- учить исследовать работу внутреннего органа человека;
- закрепить знания детей о развитии человеческого организма;
- воспитывать любовь к здоровому образу жизни.
Словарная работа: сердце, пульс, фанендоскоп, ритм.
Предварительная работа: чтение сказки «Алеша из волшебной страны Вежливости», беседа на тему «Что такое пульс?», рассматривание иллюстрации о здоровом образе жизни.
Материал: коробка с макетами сердца, карточки №1 (символы, обозначающие действие), карточки №2 (символы, обозначающие ту или иную формулировку вопроса), фанендоскоп, картинки для игры «Что полезно, а что вредно?».
Ход проведения. Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь. Передают посылку детям. Воспитатель предлагает узнать содержимое посылки, не открывая ее. В помощь детям выставляются на стенде набор карточек №1. На этих карточках нарисованы:
1. «Восклицательный знак» – означает подумать самостоятельно.
2. «Книга» – посмотреть в книгах.
3. «Телевизор» – посмотреть по ТВ.
4. « Телефон» – позвонить специалисту.
5. «Лицо человека» – спросить у другого человека.
6. «Глаз» – посмотреть
7. «Рука человека» – потрогать, обследовать.
По этим карточкам дети выдвигают самые разные варианты.
Первый вариант – «Подумать самостоятельно» (подумали, не нашли ответа).
Второй вариант – «Посмотреть в книгах» (результат, не знаем, что искать в книгах).
Третий вариант – «Посмотреть по ТВ» (в саду нет телевизора).
Четвертый вариант – «Позвонить специалисту» (не знаем, кому звонить).
Пятый вариант – «Спросить у другого человека» (спросили у воспитателя, она тоже в неведении о содержимом посылки)
И в этот момент воспитатель говорит детям: Ой,
ребята, я вспомнила одну игру, которая называется
«Поле чудес». А, давайте мы тоже поиграем в эту
игру и предлагаю отгадать вещь, которая
находится в черном ящике. Я буду ведущим, а вы
игроками и попытаетесь отгадать содержимое
посылки. Как ведущий имею право посмотреть
содержимое ящика.
Чтобы угадать, что лежит в коробке, надо задавать
вопросы. Я буду отвечать «да» или «нет». Помогать
вам будут карточки.
В этой игре используются набор карточек №2, которые помогут детям поэтапно задавать вопросы. На карточках нарисованы символы: форма, цвет, размер, действие, время, местоположение. К концу игры ребята называют отгадку.
Из посылки достаются макеты сердца: тряпичный, бумажный, пластиковый, стеклянный. Воспитатель читает письмо, вложенное в посылку:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Все меня называют бессердечным мальчиком. Помогите мне, пожалуйста, обрести сердце. Высылаю вам сердца, из которых можно выбрать самое нужное. Ваш Алеша из волшебной страны Вежливости».
Воспитатель предлагает рассмотреть содержимое посылки и выбрать самое подходящее для Алеши. Дети, рассмотрев и потрогав сердца, делают вывод, что ни одно из них не подходит для мальчика. Объясняют этот выбор тем, что для человека эти сердца не подойдут, потому – что они не живые. Воспитатель подводит детей к обследованию сердца, задавая вопросы: – Какое сердце нам подойдет? Почему вы так думаете?
– Надо узнать, где находится сердце? (Дети
прикладывают руку к груди)
– А как узнать, что оно работает? (Слушают стук
сердца ладонями)
Потом слушают работу сердца, используя фанендоскоп.
Проводится эксперимент, чтобы узнать работу сердца в разных ситуациях.
I. Дети делятся на две подгруппы. 1-я группа детей выполняют отжимание и прыжки, затем слушают ритм сердца в трех этапах:
– сами себя ладонями;
– первая и вторая группа детей слушают друг
друга ладонями;
– используя фанендоскоп.
II. Все дети выполняют бег на месте. Пока дети слушают работу сердца друг у друга, воспитатель вывешивает итоги эксперимента. Сравнивая результаты, дети делают вывод, что сердце стучит быстрее во время двигательной активности.
Далее воспитатель рассказывает детям, что работа сердца называется – ритмом, что ритм сердца можно узнать и без фанендоскопа, надо только измерить пульс. А в каких местах измеряется пульс? Эти места они должны показать друг на друге.
Воспитатель отмечает, что основная точка измерения пульса находится на внутренней стороне кисти.
– А что надо для того, чтобы сердце работало в нормальном ритме?
На столах выложены картинки с символами, из которых дети отбирают нужные и раскладывают их вокруг символа сердца в виде «паучка». Правильный вариант выставляется на доске ребенком, который объясняет, почему он выбрал именно эту карточку. Выбирают картинки, где нарисованы доброта, полезная еда, чистый воздух, движение, соблюдение режима. На столе остаются – злость, слезы, вредная еда, неправильный режим дня, грязный воздух, неподвижный образ жизни.
Воспитатель одобряет выбор детей и говорит, что сердце у нас одно и оно нуждается в любви.
– Ребята, мы сегодня много узнали о сердце и нам стало легко, радостно, весело. Наши сердца наполняют добрые хорошие чувства. Мы готовы им поделиться друг с другом. У нас даже есть игра « Я – друг, ты – друг».
Стоя в кругу, дети поворачиваются лицом к своей паре и произнося слова, выполняют движения.
Я – друг, ты – друг (ладонями дотрагиваются к своей груди, а потом к груди партнера)
У меня – нос, у тебя – нос (прикасаются к носу)
У меня – глазки, у тебя – глазки (прикасаются к глазам)
У меня – щечки гладкие, у тебя – щечки гладкие (гладят щеки)
У меня – губки алые, у тебя – губки алые (трогают губы)
Я – друг, ты – друг (дотрагиваются ладонями друг друга)
Мы любим друг друга (обнимаются)
– А сейчас мы немного отдохнем и на следующем занятии напишем письмо в волшебную страну Вежливости. Опишем Алеше все, что мы узнали о сердце, о том, что бессердечный – это не значит без сердца. Чтобы люди не называли тебя так, надо уметь себя вести, как воспитанный и добрый мальчик; надо проявлять сострадание и милосердие к окружающим; надо любить и быть любимым.