ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание любого учебного предмета в системе обучения должно, прежде всего, обеспечить оптимальное общее развитие каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка “Немецкий без отметок”. Занятия кружка “Немецкий без отметок” предназначены для учащихся 5-6 классов.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами культуры речи, грамматики немецкого языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка. Работа кружка, проводимая в форме игры, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения решать творческие задачи, а также совершенствовать фонетические, лексические навыки.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами, чтобы занятия немецким языком связывались у детей с положительными эмоциями и чувством радости, а формулировки заданий соотносились с возрастом и интересами учащихся. У младших школьников преобладает непроизвольный вид памяти. Ребенок легко и надолго запоминает то, что ему интересно, поэтому наиболее эффективной формой проведения кружка будет игра. Каждое занятие предполагает наличие теоретической части (введение лексических единиц, речевых клише, текстов песен и т.д.), а также практическую часть, в которую включены различные виды игровых упражнений на развитие внимания, памяти, моторики, речи детей (лото, домино, пантомима, мини-театр и др.) Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Цель
Основной целью занятий в кружке по немецкому языку является формирование способности и готовности к общению на немецком языке и ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями немецкоязычных стран.
Задачи
- Воспитание толерантности к культуре и обычаям немецкоязычных стран на примере фольклора, детской художественной литературы и других видов искусства.
- Расширение общего кругозора на основе знакомства с культурой и бытом сверстников за рубежом.
- Формирование элементарных коммуникативных умений и навыков в четырех видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.
- Развитие познавательных и интеллектуальных способностей ребенка (памяти, внимания, логического мышления).
Принципы программы:
1. Обеспечение мотивации
– развитие интереса к немецкому языку
– успешное выступление на олимпиадах по
немецкому языку
– повышение качества знаний по предмету
2. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение фонетических, лексических навыков, что положительно скажется при подготовке к олимпиадам по предмету, повышение качества знаний по предмету.
3. Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Основные принципы развития и воспитания учащихся в языковом кружке:
1. Социокультурная направленность, подразумевающая воспитание толерантности через диалог культур.
2. Развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации. Важнейшими составляющими развивающего процесса в кружке немецкого языка является знакомство учащихся с различными укладами жизни, культурой и менталитетом народа страны изучаемого языка. Межкультурная компетенция рассматривается в современной системе образования, в том числе и в кружковой работе, как существенная черта формирования зрелой личности. Развитие иноязычной компетентности осуществляется в процессе знакомства с условиями жизни в немецкоязычных странах, с речевым этикетом, а также с традициями проведения немецких национальных праздников. В условиях современной глобализации это предполагает:
* чуткое отношение к традициям, обычаям, иной
культуре, умение воспринимать и понимать их,
находить различия и общность;
* умение ориентироваться в явлениях иного образа
жизни, иного образа сознания и системы чувств,
что обогащает собственную картину мира;
*усвоение детьми знаний о повседневной культуре;
3. Коммуникативная направленность занятий в кружке по немецкому языку. Под коммуникативной компетентностью понимается способность и готовность учащихся вести на немецком языке диалог с конкретными собеседниками в естественных ситуациях речевого общения, а также способность извлекать социокультурную информацию из текста.
4. Формирование навыков автономной (самостоятельной) работы детей в кружке.
Принцип автономности связан с формированием у ребенка готовности и привычки самостоятельно работать. С этой целью активно используются подходы, которые оптимизируют самостоятельную работу ребенка. Это творческие задания, проектная работа, групповые задания и тому подобное. Все это создает благоприятный климат для формирования навыков самостоятельного обучения.
5. Развитие и воспитание ребенка через кружок немецкого языка как творческий процесс. В зависимости от возраста детей, от используемого материала работа в кружке по немецкому языку организуется прежде всего как игра, разработка проектного задания и т. п. Главной целью при этом является обращение к интеллектуальной и эмоциональной сфере личности ребенка, предоставление ему возможности для индивидуального самовыражения. Этот процесс стимулирует способность детей к свободному творческому мышлению, формирует их картину мира.
Методы и формы обучения:
– самостоятельное изучение информационных
материалов
– дифференцированный,
личностно-ориентированный подход к учащимся
– широкое использование игровой деятельности
(песни, стихи, считалки, рифмовки, поговорки)
– рефлексия, контроль (итоговый, промежуточный,
самоконтроль)
– конкурсы зачетных творческих работ, проектов,
поделок
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
– формировать творческое мышление;
– способствовать улучшению качества письменной
и устной речи учащихся;
– способствовать расширению страноведческих
понятий;
– формировать умения общаться на немецком языке
с учетом речевых возможностей и потребностей
младших школьников;
– формировать умения адаптироваться в новом
языковом мире;
– привить интерес к предмету немецкий язык.
Инструментарий для оценивания результата – творческие работы (открытки, кроссворды, поделки к праздникам), проекты.
Методические рекомендации:
- Заниматься могут учащиеся, не изучающие немецкий язык.
- Рекомендуется использовать парную, групповую, индивидуальную и самостоятельную работу, наглядность (журналы, книги, творческие работы, проводимые ранее, отдельные заготовки для поделок и творческих работ, готовые поделки).
- Учащиеся могут включиться в работу в любом из триместров.
- Занятия должны проходить в игровой форме, учитывая возрастные особенности учащихся.