Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
2) Графики
3) Рисунки
Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например : изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.
4) Символы
Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.
5) Личный дневник школьника
Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и др. с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.
Начинаем работу с того, что на родительском собрании знакомим родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомим детей с содержанием дневника.
В 3-4 классах в начале каждой недели ученики
класса пишут цель на эту неделю, для этого
отведена специальная строчка. Например « На этой
неделе буду активно работать на уроках», «Я
постараюсь получать хорошие отметки». В конце
недели школьники могут оценить степень
достижения цели. Например « Я выполнял домашние
задания самостоятельно», «На этой неделе я
получил 5 по русскому языку» и др.
При ведении дневника ученик ежедневно оценивает
свои достижения, анализирует свои достижения и
недостатки, а также ищет пути устранения
последних. Благодаря ведению дневника
младший школьник может научиться планировать
свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе
«План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в
какие дни ему нужно сделать. Добиться
регулярности записей помогают родители. В конце
дневника напечатано содержание программ по
предметам.
Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.
При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.
6) «Портфель ученика»
Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.
В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.
По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:
– Чем отличился на протяжении всех 4 лет
обучения.
– По каким предметам был успешнее?
– Какие предметы не совсем удавались? В чем
причина?
– На что будешь обращать внимание в 5 классе?
– Какую цель поставишь в 5 классе?
7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используем следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились
лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводим самоанализ своей работы. Для этого используем следующие вопросы:
– Какими результатами первой четверти можешь
гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В
чем причина?
– Какую цель поставишь на следующую четверть?
8) Таблицы.
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.
Для того, чтобы развитие самооценки было
эффективным следует выполнять следующие
условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками
четких эталонов оценивания для каждого
конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического
настроя обучающихся для анализа собственных
результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного
свободного эталонного оценивания учащимися
своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности
работы;
5. Составление учениками собственной программы
деятельности на следующий этап обучения с учетом
полученных результатов.