Цели:
- Образовательная
Оборудование:
- Учебник “Информатика в играх и задачах”. 3-й класс: в 2-ух частях. А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова;
- Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы;
- Тетради;
- Компьютер, проектор, маркерная доска; компьютерная презентация к уроку (в среде MS POWER POINT).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. | Нам урок пора начать. Пришло время алгоритмы составлять. И на трудные вопросы Вы ответ сумейте дать. |
|
2. Сообщение темы урока, целей урока. | – Тема нашего урока: “Виды
алгоритмов”/ Приложение 1, Слайд 1 На этом уроке мы с вами закрепим понятие “алгоритм”, знания о видах алгоритма. |
|
3. Актуализация знаний о видах алгоритма. | Пресс-конференция. – А сейчас мы с вами проведем пресс-конференцию. Дома вы готовили вопросы по видам алгоритма. |
1 ученик читает вопросы, подготовленные дома. Остальные ученики отвечают на вопросы |
1. Что такое алгоритм? | Алгоритм – система точных и
полных предписаний (указаний) исполнителю для совершения им
последовательности действий, направленных на достижение указанной
цели или решения поставленной задачи. Командой. |
|
2. Как называется каждый шаг в
алгоритме? 3. Какие способы записи алгоритма существуют? 4. Какой алгоритм называется линейным? |
Словесный, графический,
программирование. Линейный алгоритм-это алгоритм, действия (команды) которого выполняются строго друг за другом. |
|
5. Когда в алгоритме используется ветвление? | В алгоритме используется ветвление, если в нем есть команды, которые выполняются не всегда, а при соблюдении некоторого условия. | |
6. Когда в алгоритме нужен цикл? | В алгоритме используется цикл, когда в нем есть шаги, которые нужно выполнять несколько раз до соблюдения некоторого условия. | |
7. Какой алгоритм называется циклическим алгоритмом с параметром? | Если в алгоритме известно число повторений одного и того же действия, то такой алгоритм называют циклом с параметром. | |
8. Какую команду принято записывать в начале и в конце алгоритма? | “Начало” и “Конец”. | |
Дополнительные
вопросы к ученику. – Придумай условие к данному алгоритму. Слайд 2 – Какой это вид алгоритма? Почему? |
Есть нужные билеты? Ветвящийся, потому что встретились слова “если”, “то”, “иначе”. |
|
4. Работа в группах. | – У нас 2 команды. Каждая команда приготовила задание для другой команды. | |
– Составьте алгоритм заданного
вида, используя карточки с записанными на них командами из файла у
вас на столе. Определите вид алгоритма. |
1 группа – алгоритм с
ветвлением, встретились слова “если”, “то”, “иначе”. 2 группа – циклический алгоритм. Встретилась команда “Повторяй несколько раз”. |
|
– Проверьте, правильно ли вы составили алгоритмы. | Слайды 3, 4 | |
5. Творческая работа. | Отгадайте загадку. Разные ношу
одежды, |
|
– Молодцы! Вы правильно отгадали загадку и за это получаете по конфете. Съешьте конфету. | Дети едят конфету. | |
– А сейчас мы с вами составим
линейный алгоритм “Съешь конфету”.
1 ученик выйдет к доске, он будет исполнитель, а вы проговорите еще раз команды (по цепочке).
|
Ученик выполняет действия по
командам детей. Запись алгоритма. |
|
– Какой вид алгоритма изображен на
доске? Измените алгоритм так, чтобы он стал полным.
|
Ветвящийся алгоритм, неполный. Если в коробке есть конфеты, то я возьму конфету, иначе… Я останусь без конфеты. Возьму печенье. Возьму новую коробку. |
|
6. Постановка проблемы. | – Как вы думаете, можем ли мы
линейный алгоритм превратить в циклический алгоритм? – Запишите этот алгоритм.
|
1 ученик записывает алгоритм на доске. |
7. Творческая работа. | Составление схемы по тексту. | |
– Я вам предлагаю составить
блок-схему к тексту. Слайд 5 |
Дети составляют блок-схему в
своих тетрадях, 1 ученик работает у доски. |
|
– Проверьте выполнение работы на
доске. У вас также? – Сверим работы по образцу. Слайд 6 |
Дети проверяют свои работы по образцу. | |
– Какой вид алгоритма? Почему? | Вид алгоритма – ветвящийся. Встретились слова “если”, “то”, “иначе”. | |
8. Физкультминутка. | Приложение 2 | Дети выполняют физкультминутку для глаз. |
9. Работа с учебником. | – Откройте учебник на стр. 18.
Прочитайте задание 21. – Какое условие запишем? – Выполните работу самостоятельно. |
1 ученик читает задание вслух. |
– А теперь поменяйтесь тетрадями со
своим соседом по парте и проверьте работу. – Какой вид алгоритма выполняли? Почему? |
Дети меняются тетрадями и
проверяют работу. Вид алгоритма – циклический. Встретилась команда “Повторяй несколько раз”. |
|
10. Практическая работа на компьютере. | – Помните о правилах работы за компьютером. | Ученики пересаживаются за компьютеры. |
11. Итог урока. | – Какие виды алгоритма мы знаем? | Линейный, ветвящийся, циклический, алгоритмы с параметрами. |
– Сегодня мы с вами закончили тему:
“Алгоритмы”. Более подробно вы будете изучать эту тему в старших
классах. В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату. Спасибо всем за урок. Вы хорошо потрудились, молодцы! |
||
12. Домашнее задание. Инструктаж выполнения. | – Вам необходимо составить дома блок-схему к алгоритму, который вы получаете на листочках. | Дети записывают домашнее задание в дневники. |