Цель: направить усилия педагогов и родителей на формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
- Развивать эмоционально-положительное отношение к природе, окружающему миру у каждого участника проекта.
- Формировать ключевые компетенции взаимодействия взрослых и детей с окружающим миром, позитивный опыт совместной практической экологически ориентированной деятельности.
- Формировать активную нравственно-экологическую позицию у всех участников проекта по отношению к окружающему миру (живая и неживая природа, рукотворный мир, социум, человек), понимание того, что в природе все взаимосвязано и любое нарушение одной из связей приведет к другим изменениям.
- Показать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды
- Познакомить детей с представлениями наших предков об окружаю-щем мире, расширить круг знаний об оберегах (символах, знаках) и обрядах, связанных с отношением к природе, у древних славян.
Направленность проекта: нравственно-экологическая.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации: январь-апрель 2013 года.
Участники проекта: дети дошкольного возраста – воспитанники Центра развития дошкольников «Филип-пок» МБОУ ДОД «Дом детского творчества», их родители, педагоги ЦРД «Филип-пок».
Актуальность проекта
С древнейших времен люди искали защиты от природных катаклизмов (засухи, наводнений, ураганов и т.п.) у высших сил. У русского народа сложилась традиция использования различных знаков, предметов, символов как оберегов от разнообразных несчастий. В давние времена русичи обожествляли солнце и ветер, с любовью и трепетом относились к земле-кормилице.
Пришли другие времена. Теперь уже человек должен стать «оберегом» жи-вой и неживой природы, чтобы сохранить красоту и уникальность родного края. А что это значит – оберегать природу? Какая роль отводится дошколь-никам в этом процессе? Что могут сделать взрослые, чтобы заинтересовать детей, сформировать у них компетенции экологически грамотного и культурного человека?
Новизна данного проекта заключается в использовании символики наших предков, с которой дети и родители знакомятся на занятиях и тематических экскурсиях в мини-музее «Горенка», и информационных компьютерных технологий (презентации, раскраски в режиме реального времени и на бумажных носителях, тесты для родителей), позволяющих соединить прошлое и настоящее. «Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки … всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек – природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов русской культуры в целях экологического воспитания». (Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»).
Основным фактом, обеспечивающим эффективность проекта, является личное участие детей, родителей и педагогов в конкретных делах.
Экологический проект учитывает специфику развития детей дошкольного возраста. В его основе – деятельностный подход и игровые методы. Помимо этого проект предусматривает использование элементов соревнования, состязательности. За участие в каждом деле родители и дети будут получать знаки-обереги. На видном месте планируется оформить плакат с фамилиями детей, где будет отмечаться количество оберегов, полученных семьей ребенка и им самим. Все дети в конце проекта будут посвящены в оберегов природы, а те, у кого будет наибольшее количество знаков-оберегов, получат звания «Главный оберег природы».
Гипотеза
Если образовательный процесс осуществлять с использованием проектной технологии (экологический проект «Оберег»), то возрастет экологическая просвещенность всех участников проекта, будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности детей и родителей, у детей будут сформированы элементарные компетенции экологически грамотного человека, возрастет ответственность каждого участника проекта за своё поведение в городе, на природе.
Прогнозируемые результаты
- Участие в проекте поможет формированию экологически безопасного для живой и неживой природы и людей поведения всех его участников.
- Дети и родители приобретут опыт совместной деятельности по охране природы.
- Участники проекта узнают о запрещающих и разрешающих экологических знаках, придумают свои собственные знаки.
- Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят профессиональное мастерство.
- Будет создано единое воспитательно-образовательное пространство ЦРД и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Подготовительный этап
1. Провести совещание с педагогами ЦРД «Филип-пок» о необходимости проекта, его месте в образовательном процессе; «мозговой штурм» по разработке этапов проекта; распределить обязанности по подготовке и реализации проекта.
2. Провести «Родительские встречи» (неформальные родительские собрания) по активизации участия родителей в проекте. Познакомить родителей с целями, задачами проекта, видами деятельности по его реализации. Формировать позицию активного участника во всех этапах проекта, подающего пример бережного отношения к природе своему ребенку и всем детям. Познакомить с четырьмя законами, сформулированными в популяр-ной форме американским ученым Барри Коммонером: все связано со всем; все куда-нибудь девается; все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром); природа знает лучше.
3. Разработать пакет документов проекта (положения о конкурсах, акциях, сценарии праздников, планы-конспекты занятий).
4. Разработать план-сетку реализации проекта.
5. Оформить стенд «Обереги» с материалами по проекту.
6. Приготовить с помощью ИКТ листы – клише для рукописной книги «Обереги» и Книги жалоб природы.
7. Провести диагностику представлений детей подготовительных к школе групп о компонентах, составляющих экологическую культуру человека, с помощью шкалы ценностей.
Экологическая культура – это:
- знание и соблюдение правил поведения в природе;
- желание как можно чаще бывать на природе (в лесу, на озере, на лугу и т.п.);
- стремление разумно относиться к природе (не ломать, не рвать, не мусорить и т.п.);
- понимание ценности природы для жизни человека;
- элементарные практические экологические умения;
- интерес к природоохранной деятельности.
8. Оформить папку-подборку экологических знаков, используемых при маркировке некоторых продуктов питания, одежды, бытовой техники, посуды и т.п.
9. Провести тематические экскурсии в мини-музей «Горенка»: «Что хранит сундук древностей?» (рассматривание и примерка головных уборов, обуви, элементов народных костюмов), «Сударушки» (выставка кукол в костюмах народов России), «На чужой каравай рот не разевай!» (приметы, обряды, связанные с земледелием).
Основной (технологический) этап
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Участники | Ответственные |
1. | Занятия по знакомству с окружающим миром: | 17-18 января | Мухина Л.П. | |
– “Часы истории”; | Дети 6-7 лет | |||
– Учебный проект “Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу!”; | Дети 5-6 лет | |||
– “Помоги птицам”; | Дети 4-5 лет | |||
– “Порадуй птичек зимой”. | Дети 3-4 лет. | |||
– Фотосессия “Чистюльки”. | Родители | |||
2. | Обереги, на помощь! Птицы голодают! Акция “Мы к Крещению и елку наряжаем, и деревце кормушкой украшаем!” |
15-16 января | Все дети и родители | Мухина Л.П. |
3. | Мастер-класс по изодеятельности для родителей “Коллективные работы – плакаты “Покормите птиц зимой!” | 16 января | Родители Дети 5-6 лет |
Гусева Е.А. |
Изготовление экологических закладок для книг “Бережем воду”. | 23 января | Дети 6-7 лет | ||
4. | Конкурс на лучший текст Устава оберегов природы. | 1-22 февраля | Родители, педагоги | Мухина Л.П. |
5. | Выставка “Игрушек много не бывает” (выставка изготовленных дома поделок из упаковочного и бросового материалов). | Апрель | Дети, родители, педагоги | Мухина Л.П. |
6. | Игра “Экологический светофор”. (Интернет – ресурсы) |
14-15 марта | Дети 5-7 лет | Мухина Л.П., родители |
7. | Конкурс рисунков и аппликаций “Сбережем природу!” | Март | Дети 5-6 лет | Мухина Л.П., Гусева Е.А. |
8. | Конкурс на лучший знак, символ экологического оберега. | 1-22 февраля | Дети 6-7лет, родители, педагоги | Мухина Л.П., Гусева Е.А. |
9. | Класс-концерт для родителей “Мы природу будем беречь!”. | Апрель | Дети 5-6 лет Дети 6-7 лет |
Васильева Т.В., Кова-лева А.В. |
10. | Тематическая экскурсия в Центр детского и семейного чтения “Кладовая природы”. | Март | Дети 6-7 лет | Работники библиотеки |
11. | Создание мини-библиотеки для семейного чтения “Книги нам расскажут о природе”. | Весь период | Дети 4-7 лет, родители | Мухина Л.П. |
12. | Участие в городском конкурсе рисунков “Жалобы окружаю-щей среды”. | До 21 марта | Дети 5-7 лет | Мухина Л.П., Гусева Е.А. |
13. | Создание рукописной книги “Обереги”. | 1-12 апреля | Дети 5-7 лет, родители, педагоги | Мухина Л.П. |
14. | Экскурсия в краеведческий музей “Природа родного края”. | Апрель | Дети 6-7 лет | Работники музея, Мухина Л.П. |
Заключительный этап (Апрель 2013 г.)
1. Праздник посвящения детей в “оберегов природы”. (22 апреля, Международный день Земли.)
2. Рефлексия педагогов. Обсуждение положительных сторон проекта и его недоработок, возможности использования проекта в целом или отдельных частей в дальнейшей работе.