Метод проектов для формирования профессиональных компетенций выпускников

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время метод проекта занимает одно из главных ведущих мест в подготовке конкурентноспособных выпусников.

Что такое проект?

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Что такое учебный проект для обучаемого? – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность ,направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, – носит практический характер и значим для самих преподавателей.

Что такое проект для преподавателя? – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности. Рефлексия, самоанализ, презентация, поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская деятельность.

Какую роль может выбрать преподаватель во время проекта?

Руководитель проекта – несёт серьёзную ответственность за ход и результат работы.

Коллега по работе – равноправный партнёр!

Эксперт-знаток – является источником информации по проблеме проекта. Предоставляет необходимые сведения и даёт советы, когда автор проекта обращается за ними.

Супервизор – вдохновляет автора на работу и создаёт условия для её успешного осуществления.

План работы исследовательской группы(2011-2012учебный год)

Дата Содержание задание
Конец сентября    
Тема: Проблема, цель, тема проекта Обсуждение предложенных тем Начать сбор информации
Конец октября    
Тема: Критерии оценивания проекта Ознакомление с критериями Просмотреть критерии оценивания и внести предложения
Ноябрь    
Тема: Утверждение темы проекта, типа проекта, плана проекта Обоснование проблем проектов ,уточнение типов Продолжить сбор информации
Январь    
Тема: Работа над расчётной частью проекта Ознакомление с требованиями Завершение работы с информацией
Февраль    
Тема: Отчёт о работе над проектом Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации Завершение работы над отчётом оценщика
Март    
Тема: Подведение итогов защиты проектов Ознакомление участников с индивидуальными результатами защиты проектов.
Обсуждение «+»  «–» работы каждого.
Подведение итогов проектного цикла. Выдвижение кандидатов на участие в студенческом конкурсе.
Осмысление результатов, подготовка к студенческому конкурсу.

Метод проекта формирует компетентности:

ОК4. Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
ОК8. Самостоятельное определение задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК1.4. (метод проекта позволяет) участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий в части определения сметной стоимости объектов недвижимости

Критерии оценивания, используемые при работе над проектом:

1. Постановка цели проекта – максим балл 3
2. Выбор исходных данных– максим балл 3
3. Планирование– максим балл 3
4. Раскрытие темы проекта – максим балл 3
5. Разнообразие источников информации – максим балл 3
6. Личная заинтересованность автора – максим балл 3
7. Соответствия требованиям оформления расчётной части – максим балл 3
8. Анализ хода работы. Выводы и перспективы – максим балл 3
9. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию презентации – максим балл 3
10. Качество проведения презентации – максим балл 3

Межпредметные связи

Дисциплина, по которой выполнялась исследовательская работа, « Оценка рыночной стоимости строительства». Курсового проекта по данной учебной дисциплине нет, но студенты готовы к работе над проектом, т.к. предшествует большая подготовка  на предыдущих дисциплинах: курсовые проекты: архитектура «Промышленные здания», «Технология и организация строительного производства», «Экономика отрасли», большой курс в области информационных технологий. Определение стоимости объекта недвижимости различными методами формирует у студентов профессиональные способности.

Этапы работы над проектом «Определение стоимости объекта недвижимости», проект Э.Кадыровой, студента  4 курса, 2011-2012уч.год

Этапы работы Тип проекта: исследовательский Примечание
Проблематизация В настоящее время существуют различные методы оценки объектов недвижимости и школы оценщиков.(личностный смысл: могу ли я быть конкурентным оценщиком?) Осознание учебной задачи

Организация самостоятельной работы

Целеполагание Определить стоимость объекта недвижимости различными подходами  
Цель Приобрести навыки исследовательской деятельности, формирование умений в процессе нахождения стоимости объекта недвижимости  
Задача Определить стоимость ремонтно-механической мастерской на 50условных капитальных ремонтов.  
Проектный продукт Отчёт об оценке объекта недвижимости  
Планирование Определение всех основных этапов работы и более мелких шагов внутри каждого этапа , определение сроков, последовательность всех шагов  
Реализация 1. Исследование документов: Международный стандарт оценки – 1, Международный стандарт оценки – 2.
2. Сайт Пермская промышленная торговая палата.
3. Анализ информации
4. Обобщение
5. Оформление выводов
6. Защита проекта и презентация
Осмысление учебного материала. Анализ и синтез.
Рефлексия Осмысление полученного опыта: Какую пользу принесла эта работа самому студенту?
Выявление неточностей. Определение перспектив расчётов.
Самооценка работы.
Обзор трудностей.
Рефлексивный анализ учебной деятельности. Умение проверить правильность и точность расчётов.
Успешное выступление на студенческой  конференции, презентация.

Литература.

  1. М.А. Ступницкая  Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Edu.1sentember. ru
  2. Э.Кадырова, студент 4 курса «Определение стоимости объекта недвижимости: Ремонтно-механическая мастерская на 50 условных капитальных ремонтов с применением элементов метода проекта». ГБОУ Березниковский строительный техникум, 2012г.

Приложение 1

Приложение 2