В условиях реализации стандартов третьего поколения особое значение приобретают методы, приёмы педагогической деятельности, позволяющие формировать общие компетенции обучающихся – готовить их к публичным выступлениям, совершенствовать их умения работать с источниками информации, создавать презентации. Статья предназначена для преподавателей в целях оказания помощи при подготовке к занятиям в форме ролевой игры с применением метода проектов.
Ещё гениальный Марк Твен в произведении «Том Сойер» открыл, что любое дело, даже самое неинтересное, можно превратить в игру и получить от этого удовольствие и выгоду. Так, проводя уроки с использованием игр, можно вовлечь обучающихся в захватывающий творческий процесс создания проектов и усилить мотивацию к изучению экономических дисциплин «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика отрасли». Преподаватель даёт как бы толчок, стимул, запускает механизм творчества. Студенты подхватывают идею, развивают и порой получается настолько яркий, интересный результат, которого не ожидал преподаватель. Предложенный урок прошёл апробацию в течение двух лет при проведении «Недели экономики». Каждая студенческая группа внесла в урок что-то новое: музыку, танец, красочные презентации и т.д. Урок является интегрированным: экономика – менеджмент – история – информатика. Экономические дисциплины очень тесно связаны между собой, переплетены и интегрированы сами по себе. Поэтому при их изучении весьма полезно использовать такую форму как бинарный урок или интегрированный урок. Современный урок сильно проигрывает, если не используются информационные технологии, поэтому проведение описанного урока безусловно подразумевает использование системы мультимедиа.
По традиции игрового урока начинается всё с создания особенной атмосферы: на экране звёздное небо и ведущий сообщает о том, что группа путешествует во времени, находится в Древнем Египте, что «фараон умер», но не покинул свой народ, а с неба наблюдает за всем, что происходит на древней земле. Далее можно показать на экране изображения разных фараонов и их жён, кратко описать обычаи Египта, рассказать истории из жизни фараонов. Причем рассказывать может преподаватель или студенты. Группа заранее была разбита на мини-группы, выдано домашнее задание «Принять оптимальное решение: выбрать одно решение из нескольких по строительству пирамиды для фараона (место строительства, материалы, сроки, стоимость)». Кроме того, необходимо было подготовить презентацию проекта с применением компьютерной программы, проявив самостоятельность и изобретательность, артистизм, представить макет пирамиды.
В плане урока отражён компетентностный подход.
Были выдержаны все этапы проекта:
1. Разработка проектного задания (проблема, тема, формирование творческих групп, подбор материала, литературы…).
На первом этапе главная роль отводится преподавателю в подготовке задания, литературы, материалов.
2. Разработка проекта.
На этом этапе студенты проявили самостоятельность: выполнили необходимые экономические расчёты, выбрали вариант (с этим справились все подгруппы), нашли материал в электронных сетях.
3. Оформление результатов.
Все творческие группы создали компьютерную презентацию цветную, красочную, музыкальную. Все студенты показали высокий уровень овладения компьютером .
4. Презентация.
Все группы – это по условию игры строительные компании, конкурирующие между собой. Участники презентации играли роли архитекторов, директоров, строителей, работников службы маркетинга. Они должны были показать, рассказать, сыграть, доказать, что их проект самый лучший.
5. Рефлексия.[2].
Оценку работы строительных фирм давал сам
«фараон» – второй преподаватель. Он показал все
положительные и отрицательные стороны
представленных проектов.
Преподаватель-ведущий подвёл итоги занятия,
проанализировал ход и результаты, предоставил
слово студентам, чтобы услышать их впечатление
от урока.
Всё действие закончилось совместным
фотографированием «строителей» с «фараоном».
Студенты остались довольны проделанной работой
и уроком, проведённым в столь нестандартной
форме.
Приведём определения некоторых терминов.
Методическая разработка – это результат методической работы преподавателя, в котором подробно излагаются вопросы изучения отдельных наиболее сложных тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения. [3] Для разработки урока, описанного в статье, выбрана важная тема дисциплины «Менеджмент»: «Принятие решений». Для выполнения проекта нужны знания «Экономики», «Информатики». Выбран исторический фон. Автор представляет сценарий проведения занятия с применением метода обучения «Игровое производственное проектирование». [1]
Игровое производственное проектирование – активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
- наличие исследовательской, инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
- разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы;
- проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.
Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным, что и показало проведённое занятие «Принятие решений» – игра «Пески Египта».
Интегрированный урок – урок по конкретной дисциплине, но с использованием знаний других дисциплин.
В 2009-2010гг. в Пермском крае был проведён региональный конкурс методических разработок интегрированных уроков «Урок +», что свидетельствует об актуальности данной формы занятий.
Интеграция бывает внутрипредметная и межпредметная. Хуторской Андрей Викторович считает, что «внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов, и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала. Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса».[4]
На подготовленном и проведённом нами уроке прослеживается как узловая внутрипредметная интеграция (знания экономики, маркетинга), так и межпредметная (знания информатики, математики, истории).
Думается, что представленный материал будет полезным для преподавателей образовательных учреждений, заинтересованных в инновационном подходе к учебному процессу.
Подготовка и планирование урока
Урок в нестандартной форме с использование активных методов обучения (ролевая игра), а особенно применение метода проектов требует большой и тщательной подготовки преподавателя и самостоятельной работы студентов.
За неделю до проведения урока студентам было выдано задание – правила игры «Пески Египта» (Презентация).
Поставлена проблема: рассчитать стоимость (не более 10 млн. монет) и время строительства (не более 10 лет) пирамиды для фараона, а также выбрать место строительства, карьер, где ведётся добыча камней и представить этот проект таким образом, чтобы фараон выбрал именно проект данной компании.
Вся группа была разделена на небольшие творческие группы.
Лидер группы распределил работу по подготовке проекта.
Студенты вели поиски исторического, музыкального материала в Интернете, рассчитывали показатели, оформляли проект, проявляя самостоятельность, творчество, инициативу, изобретательность, экономическую грамотность.
Хороший урок начинается с плана (Презентация).
План начинается с постановки цели. Цель – компетенция, которая формируется в ходе урока. Задачи – это пути достижения цели, действия студентов.
Представленный в презентации план урока можно дополнить таблицей, в которой подробно описать действия преподавателя и студентов по этапам урока.
Система действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Преподаватель отбирает темы и предлагает студентам | Студенты обсуждают и принимают решение |
1.2. Формирование творческих групп | Преподаватель организует творческие группы студентов, помогает определить лидера группы | Студенты под руководством лидера распределяют роли и задачи по проекту |
1.3. Подготовка материалов: формулировка вопросов, на которые надо ответить, задание для команд, отбор литературы | Преподаватель дает вопросы, выдает готовое задание, предлагает найти информацию в Интернете, подобрать литературу самостоятельно | Студенты самостоятельно подбирают информацию, обрабатывают её. |
1.4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Предлагает создать презентацию в любой форме | Компьютерная презентация |
2. Разработка проекта | Консультирует, направляет, стимулирует деятельность | делают расчёты, оформляют, создают компьютерную презентацию, репетируют выступление, изготавливают макет пирамиды. |
3. Оформление результатов | Консультирует, направляет, стимулирует деятельность | Создают презентацию на 10 минут, отбирая необходимый материал, пишут небольшой доклад |
4. Презентация | Организует экспертизу | Докладывают о результатах своей деятельности, некоторые студенты играют роли, все группы демонстрируют на экране презентацию |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности студентов | Коллективно обсуждают оценку, высказывают пожелания |
Результаты урока
На уроке при использовании метода проектов деятельность студентов сводится к презентации проектов каждой творческой группой.
На проведённом нами уроке все презентации были компьютерные, красочные, музыкальные. Кроме того, студенты играли разные роли – архитектор, директор, специалист по рекламе и были весьма артистичны, что способствовало активизации образовательного процесса, повышение мотивации к изучению экономических дисциплин на старших курсах. Атмосфера Древнего Египта, некой загадочности на уроке была создана.
На уроке достигнута цель проектного обучения – «созданы условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)…». [2]
В процессе работы над проектом студенты постигают реальные процессы (расчеты показателей, подготовка презентации проекта, выступление с докладом и т.д.). Чтобы постичь, прожить нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Деловая игра – это почти всегда модель реального процесса, что способствует обобщению и усвоению большого объёма информации за короткий период времени. Причём, к этому действию обучающиеся будут мысленно возвращаться несколько раз в разные периоды обучения и всей жизни.
«Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную действительность с целью её изучения...» [2] Опыт показывает, что в игре обучающийся чувствует себя комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
Результаты презентаций проектов на уроке преподаватель – «фараон» заносил в специальную оценочную ведомость.
В завершении урока была проведена рефлексия – анализ всей деятельности студентов, всех отрицательных и положительных итогов урока, были выставлены положительные оценки.
Все студенты остались довольны уроком и оценками, высказывали пожелания чаще проводить занятия в активной (нестандартной) форме.
Рефлексия – это обязательный этап урока с применением метода проектов.
В заключение хочется пожелать успехов преподавателям образовательных учреждений в освоении прогрессивных технологий: метода проектов, деловых игр, интегральных уроков.
Подготовка урока в нестандартной форме способствует личностному и профессиональному росту педагога, усиливает мотивацию плодотворной методической работы в инновационном ключе.
После проведения интересного урока следует обязательно проанализировать и обобщить свой опыт и оформить методическую разработку, может быть, выступить на заседании цикловой комиссии, семинаре, конференции.
Литература
1. Е.Н.Каменская. Педагогика. – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007,
с.168.
2. В.С. Кукушин. Теория и методика обучения. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, с. 238-240.
3. О.Е. Саенко, Н.Ф. Семионова. Настольная
книга заместителя директора колледжа,
техникума.–М: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2207, с.283.
4. Положение о региональном конкурсе
интегрированных уроков «Урок +», 2009.