Цели:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; совершенствовать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
- Развивающие: развивать логическое мышление и аналитические навыки (умения выделять главное, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы); развивать устойчивость внимания, умение работать во времени;
- Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; бережное отношение к родному языку.
ХОД УРОКА
I. Активизация познавательной деятельности учащихся
Слайд № 2
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.П. Чесноков
– Какая часть речи зашифрована в этой загадке?
Слайд № 3
– Раскройте общее грамматическое значение причастия.
Слайд № 4
– Прочитайте высказывания.
«Часть речи, причастная глаголу, в образе
прилагательного». (В.И.Даль.)
«Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени и
глагола силу». (М. В. Ломоносов.)
– В чём смысл этих высказываний? Назовите морфологические признаки причастия.
Слайд № 5
– Какова синтаксическая роли причастий в предложении?
Слайд № 6
II. Обобщение изученного по теме «Образование и правописание причастий»
На уроке мы обобщим знания по теме «Образование и правописание причастий», закрепим умения по выявлению и обособлению причастных оборотов и сделаем это в несколько необычной форме. Сегодня мы не просто класс и ученики, а агенты детективного агентства «ШИК».
Слайд № 7
Итак, детективное агентство «ШИК» (школа при исправительной колонии) 11 «А» класса приступает к расследованию по делу «Образование и правописание причастий»
1. Обнаружены глаголы. Слайд № 8
– Расскажите, как образование причастий зависит от вида и от переходности-непереходности глагола. Слайд № 9
2. Обнаружены причастия настоящего времени. Слайд № 8
– Расскажите об образовании и правописании причастий настоящего времени. Слайд №10
Доказательство по делу «Образование причастий настоящего времени». Слайды № 8, 11, 12
1) Образовать причастия настоящего времени от глаголов цвести, падать, лететь, лежать (действительные); освещать, ненавидеть (страдательные).
2) Вставить пропущенные буквы.
Мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, ла..щая собака, стел..щийся туман, дремл..щий старик, ссор..щиеся воробьи, та..щий снег, стро..щееся здание, знач.. щееся по списку количество, клокоч..щий смех, слыш..мый издалека, прослушива..мый телефон, колебл..мый ветром, клее..мая поверхность, муч..мый жаждой.
3. Обнаружены причастия прошедшего времени. Слайды № 8, 13, 14
– Как и при помощи чего образуются
действительные причасти прошедшего времени?
(Слайд № 13)
– Расскажите об образовании страдательных
причастий прошедшего времени. (Слайд № 14)
Доказательства по делу «Образование причастий». Слайды № 8, 15, 16
1) Образовать возможные формы причастий от глаголов бросать, бросить, бороться, колоть, дремать, посеять. Слайд № 15
2) Выписать причастия, распределив их по времени и по форме. Слайд № 16
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.В.А.Жуковский
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.А С. Пушкин
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;А.С.Пушкин
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.А.С.Пушкин
4. Доказательства по делу «Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и в отглагольных прилагательных». Слайды № 8, 17, 18, 19
1) Агенты, используя таблицу слайда № 17, приводят доказательства и делают соответствующие выводы.
2) Цифровой выборочный диктант. Слайд № 18
Выписать номера словосочетаний, в которых пишется две буквы Н
- Ране..ый боец
- Изране..ый солдат
- Некоше..ый клевер
- Скоше..ая трава
- Гружё..ая лесом баржа
- Линова..ая тетрадь
- Листы пронумерова..ы
- Скова..ые движения
- Отчая..ый крик
- Писа..ые людьми законы
- Свеча погаше..а
3) Поучительная история. Слайд № 19
– Почему история названа «поучительной»?
– Агентам привести доказательства по делу:
объяснить правописание букв Н – НН в
данном тексте.
III. Пунктуация при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами. Слайды № 8, 20
Детективное агентство продолжает расследование. Агентам необходимо:
1) вставить пропущенные буквы в словах и
объяснить выбор орфограммы;
2) указать цифры, на месте которых ставятся
запятые, и привести доказательства выбора;
3) распределить причастия по времени и форме.
Возвратившись со смотра (1) Кутузов (2) сопутству..мый австрийским генералом (3) прошёл в свой кабинет (4) и (5) кликнув адъютанта (6) приказал подать себе некоторые бумаги (7) относившиеся до состояния (8) приходивших войск (9) и (10) письма (11) получе..ые от эрцгерцога Фердинанда (12) начальствовавшего передовою армией.
IV. Тест Слайды 8, 21-29
Агенты подошли к завершающему этапу расследования. Для того чтобы проверить, насколько хорошо дело раскрыто, им требуется пройти профессиональное тестирование.
А. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1. Разнош..нный, ове..ны;
2. Завис..вший, удерж..ный;
3. Потревож..нный, движ..мый;
4. Вынес..нный, рису..мый.
Б. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
1. Дыш..щий, ре..щий;
2. Мол..щий, мел..щий;
3. Бре..щийся, ла..щий;
4. Трепещ..щий, ла..щий.
В. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1. Ненавид..мый, немысл..мый;
2. Колебл..мый, независ..мый;
3. Подмеч..нный, слыш..мый;
4. Узнава..мый, реша..мый.
Г. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1. Посе..нный, обстрел..нный;
2. Увенч..нный, скле..нный;
3. Застрел..нный, расе..нный;
4. Раскро..нный, застел..нный.
Д. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)на стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
- 1, 3, 5;
- 1, 3, 4, 5;
- 1, 2, 3, 4, 5.
Е. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
В середине комнаты стоял стол, покрытый оборва(1)ой чёрной клеёнкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изреза(2)ые перочи(3)ыми ножами. Кругом стола было несколько некраше(4)ых, но от долгого употребления залакирова(5)ых табуретов.
- 1, 3, 4, 5;
- 1, 2, 5;
- 1, 2, 3, 5.
Ж. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется Н?
Затем перед прокуратором предстал светлобородый красавец с орли(1)ыми перьями в гребне шлема, со сверкающими на груди золотыми льви(2)ыми мордами, в зашнурова(3)ой до колен обуви на тройной подошве и в наброше(4)ом на левое плечо багря(5)ом плаще.
- 1, 2, 5;
- 1, 3, 4, 5;
- 1, 3, 4.
З. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется Н?
Среди лесов, унылых и заброше(1)ых,
Пусть остаётся хлеб в полях нескоше(2)ых!
Мы ждём гостей незва(3)ых и непроше(4)ых,
Мы ждём гостей!
- 1, 3, 4;
- 2, 3, 4;
- 3, 4
V. Итог урока
Выставление и комментирование ответов учащихся. Слайд № 30.
Детективным агентством «ШИК» расследование завершено. Рассмотрены все доказательства по делу. Дело раскрыто. Создана база знаний учащихся.