Логопедическое занятие по теме "Работа с предлогами "за", "из-за""

Разделы: Логопедия


Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Уточнение представлений о смысловой значимости предлогов за, из-за, уточнение пространственных отношений, выраженных этими предлогами
  2. Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях, тексте.
  3. Закрепление навыка практического употребления предлогов в речи.
  4. Закрепление умения правильного написания предлогов со словами.
  5. Расширение словарного запаса.
  6. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
  7. Воспитание умения работать в группе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.

Оборудование: фигуры дерева, забора, конуры, тучи, дома, солнца; героев м/ф «Простоквашино»; схемы предлогов; сюжетные картинки; карточки с заданиями; макеты: солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Постарайтесь узнать, о чём мы будем говорить на занятии из этой записи:

Зермажквпредлогинхшмса

II. Основная часть.

1. Повторение.

Что такое предлоги? (это служебная часть речи)

Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

А что ещё служит для связи слов в предложении? (окончания)

Какое значение имеет предлог? (предлог показывает, где один предмет находится по отношению к другому предмету)

Как пишутся предлоги со словами? Почему? (отдельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос) табличка

С какими частями речи дружат предлоги? (с именами существительными и прилагательными, а с глаголами не дружат, поэтому перед глаголами не употребляются)

Назовите предлоги, с которыми мы работали.

2. Новый материал.

Постановка цели: Мы сегодня с вами продолжаем работу над предлогами.

1) Выделение предлога за.

На доске лист бумаги, с изображенными наложенными контурами.

Назовите какие предметы вы здесь видите? (картинки прикрепляются на доску: дом, дерево, забор, конура, туча).

Звучит музыка из м/ф «Простоквашино» - Из какого м/ф эта музыка? Сегодня мы отправимся с вами в деревню Простоквашино. Каких главных героев нам не хватает для этого? Посмотрите внимательно вокруг и найдите их. (Показываются картинки: дядя Фёдор, Шарик, кот Матроскин, Галчонок).

Ответьте на вопрос одним словом.

– Куда я спрятала солнце? (за тучу), Дядю Фёдора? (за дерево), Шарика (за дом), Галчонка (за забор), Матроскина (за конуру).

Какой предлог звучал в ваших ответах? (за)

Какой вопрос я задавала? (Куда?)

Предметы двигались или стояли? (двигались)

Где находится солнце? (за тучей), дядя Фёдор? (за деревом), Шарик? (за домом), Галчонок? (за забором), Матроскин? (за конурой).

Чем похожи ваши ответы? Какой предлог вы использовали в ваших ответах? (предлог за)

Какой вопрос я задавала? (где?)

Предметы двигались или стояли? (стояли)

Что обозначает этот предлог? (когда предмет движется за что-то или находится позади чего-то)

Какой вопрос мы задаём к слову с предлогом за? (Где? Куда?)

Вывешивается схема предлога за.

– Составление предложений с предлогом за.

По сюжетной картинке придумайте предложение с предлогом За (если не получается, то с помощью наводящих вопросов)

Девочка зашла за дом.

Собака спряталась за куст.

Мальчик сидит за столом.

Птичка сидит за окном.

Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос)

Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса слово. Например, (Мальчик сидит за обеденным столом).

2) Выделение предлога из-за

Вспомните и скажите, где находится солнце, Шарик, Галчонок, Матроскин, дядя Фёдор?

– Ответьте на вопрос: Откуда вышло солнце? (из-за тучи)

Откуда появился дядя Фёдор? (из-за дерева)

Откуда вылетел Галчонок? (из-за забора)

Откуда выскочил Шарик? (из-за дома)

Откуда показался Матроскин? (из-за конуры)

Какой предлог звучал в ваших ответах? (из-за)

Что обозначает этот предлог? (когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)

Какой вопрос можно задать к слову с предлогом из-за? (Откуда?)

(вывешивается схема предлога из-за)

Это сложный предлог, который состоит из двух предлогов из, за и пишется через дефис.

– На что указывает предлог из-за в предложениях.

Лена не пошла в театр из-за болезни.

Из-за проливных дождей реки вышли из берегов.

Диму не отпустили в кино из-за плохой оценки.

(указывает на причину)

Составьте предложения с предлогом из-за с помощью вопросов и картинок.

Откуда выехала машина?

Откуда выглядывают дети?

Откуда смотрит девочка?

Откуда показалось солнце?

Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос). Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса другое слово.

 

3) Сравнение предлогов за, из-за.

Посмотрите на схемы и скажите, что можно сказать о предлогах за, из-за? (предлог за может обозначать место и направление, предлог из-за показывает направление)

Ответьте на вопрос словом с предлогом за, из-за, (у детей и педагога макеты солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра)

Куда залетел самолёт? (за тучу)

Где он теперь? (за тучей)

Откуда вылетел самолёт? (из-за тучи)

Далее дети сами по очереди, опираясь на вопросы, совершают действия с макетами и составляют предложения с предлогами.

Игрушки двигались или стояли

4) «Скажи наоборот» с мячом. Физкультминутка.

За дом (из-за дома)
Из-за горы (за гору)
Из-за стола (за стол)
За тучу (из-за тучи)
Из-за куста ( за куст)
  за дерево (из-за дерева)
за поворот (из-за поворота)
из-за конуры (за конуру)
из-за парты (за парту)
за магазин (из-за магазина)

Какие слова с предлогами вы запомнили, придумайте с этими словами предложения.

5) Работа со словосочетаниями.

Прочитайте словосочетания на карточках, что здесь пропущено? (предлоги). Все ли слова вам здесь понятны? Что такое прилавок? (картинка). Зачитывается определение детьми: узкий, закрытый спереди стол в магазине, отделяющий полки с товарами и продавцов от покупателей, а также стол для продажи товаров на рынке. Придумайте предложение с этим словом.

– Вставьте предлоги за, из-за. Изменять слова нельзя. (первое словосочетание разбираем вместе, далее самостоятельно).

встала …прилавок
медведь … деревом
вышел … дома
забежал … куст
укатился … диван

 

вышел … двери
выскочил … куста
показалось … леса
завернул … угол
выглянула … куста

Проверяем, читаем и называем предлог. Как предлоги пишутся со словами?

6) Работа с предложениями.

Исправьте ошибки на карточках.

  • Собака выбежала за конуры.
  • Марина вышла из-за дома.
  • Солнце спряталось из-за тучу.
  • Мячик укатился из-за диван.
  • Миша спрятался за дверь.
  • Гости встали за стола.

7) Работа с текстом.

Дядя Фёдор своим родителям написал письмо, но пропустил предлоги. Вставьте в предложения пропущенные предлоги самостоятельно.

Мои папа и мама!
Я живу … деревне. … доме есть печка, … окнах висят занавески. Стоит … углу телевизор. Огород … домом, где растёт картошка, капуста. Кот Матроскин ухаживает … коровой Муркой. Шарик ходит … фотоохоту. Спрячется … куст и наблюдает. Покажется зверь, он выскочит …. куста и снимок сделает. Галчонок сидит … шкафу и вещи туда таскает.
До свидания. Ваш сын дядя Фёдор

III. Заключение.

С какими предлогами мы сегодня работали?

– Какой вопрос мы задаём к словам с предлогом за? Из-за?

– Как пишутся предлоги со словами?