Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
- Уточнение представлений о смысловой значимости предлогов за, из-за, уточнение пространственных отношений, выраженных этими предлогами
- Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях, тексте.
- Закрепление навыка практического употребления предлогов в речи.
- Закрепление умения правильного написания предлогов со словами.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
- Воспитание умения работать в группе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.
Оборудование: фигуры дерева, забора, конуры, тучи, дома, солнца; героев м/ф «Простоквашино»; схемы предлогов; сюжетные картинки; карточки с заданиями; макеты: солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра.
Ход занятия
I. Орг. момент.
– Постарайтесь узнать, о чём мы будем говорить на занятии из этой записи:
Зермажквпредлогинхшмса
II. Основная часть.
1. Повторение.
– Что такое предлоги? (это служебная часть речи)
– Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
– А что ещё служит для связи слов в предложении? (окончания)
– Какое значение имеет предлог? (предлог показывает, где один предмет находится по отношению к другому предмету)
– Как пишутся предлоги со словами? Почему? (отдельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос) табличка
– С какими частями речи дружат предлоги? (с именами существительными и прилагательными, а с глаголами не дружат, поэтому перед глаголами не употребляются)
– Назовите предлоги, с которыми мы работали.
2. Новый материал.
Постановка цели: Мы сегодня с вами продолжаем работу над предлогами.
1) Выделение предлога за.
На доске лист бумаги, с изображенными наложенными контурами.
– Назовите какие предметы вы здесь видите? (картинки прикрепляются на доску: дом, дерево, забор, конура, туча).
Звучит музыка из м/ф «Простоквашино» - Из какого м/ф эта музыка? Сегодня мы отправимся с вами в деревню Простоквашино. Каких главных героев нам не хватает для этого? Посмотрите внимательно вокруг и найдите их. (Показываются картинки: дядя Фёдор, Шарик, кот Матроскин, Галчонок).
– Ответьте на вопрос одним словом.
– Куда я спрятала солнце? (за тучу), Дядю Фёдора? (за дерево), Шарика (за дом), Галчонка (за забор), Матроскина (за конуру).
– Какой предлог звучал в ваших ответах? (за)
– Какой вопрос я задавала? (Куда?)
– Предметы двигались или стояли? (двигались)
– Где находится солнце? (за тучей), дядя Фёдор? (за деревом), Шарик? (за домом), Галчонок? (за забором), Матроскин? (за конурой).
– Чем похожи ваши ответы? Какой предлог вы использовали в ваших ответах? (предлог за)
– Какой вопрос я задавала? (где?)
– Предметы двигались или стояли? (стояли)
– Что обозначает этот предлог? (когда предмет движется за что-то или находится позади чего-то)
– Какой вопрос мы задаём к слову с предлогом за? (Где? Куда?)
Вывешивается схема предлога за.
– Составление предложений с предлогом за.
– По сюжетной картинке придумайте предложение с предлогом За (если не получается, то с помощью наводящих вопросов)
Девочка зашла за дом.
Собака спряталась за куст.
Мальчик сидит за столом.
Птичка сидит за окном.
Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос)
– Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса слово. Например, (Мальчик сидит за обеденным столом).
2) Выделение предлога из-за
– Вспомните и скажите, где находится солнце, Шарик, Галчонок, Матроскин, дядя Фёдор?
– Ответьте на вопрос: Откуда вышло солнце? (из-за тучи)
Откуда появился дядя Фёдор? (из-за дерева)
Откуда вылетел Галчонок? (из-за забора)
Откуда выскочил Шарик? (из-за дома)
Откуда показался Матроскин? (из-за конуры)
– Какой предлог звучал в ваших ответах? (из-за)
– Что обозначает этот предлог? (когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)
– Какой вопрос можно задать к слову с предлогом из-за? (Откуда?)
(вывешивается схема предлога из-за)
– Это сложный предлог, который состоит из двух предлогов из, за и пишется через дефис.
– На что указывает предлог из-за в предложениях.
Лена не пошла в театр из-за болезни.
Из-за проливных дождей реки вышли из берегов.
Диму не отпустили в кино из-за плохой оценки.
(указывает на причину)
– Составьте предложения с предлогом из-за с помощью вопросов и картинок.
– Откуда выехала машина?
– Откуда выглядывают дети?
– Откуда смотрит девочка?
– Откуда показалось солнце?
Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос). Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса другое слово.
3) Сравнение предлогов за, из-за.
– Посмотрите на схемы и скажите, что можно сказать о предлогах за, из-за? (предлог за может обозначать место и направление, предлог из-за показывает направление)
– Ответьте на вопрос словом с предлогом за, из-за, (у детей и педагога макеты солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра)
– Куда залетел самолёт? (за тучу)
– Где он теперь? (за тучей)
– Откуда вылетел самолёт? (из-за тучи)
Далее дети сами по очереди, опираясь на вопросы, совершают действия с макетами и составляют предложения с предлогами.
– Игрушки двигались или стояли
4) «Скажи наоборот» с мячом. Физкультминутка.
За дом (из-за дома) Из-за горы (за гору) Из-за стола (за стол) За тучу (из-за тучи) Из-за куста ( за куст) |
за дерево (из-за дерева) за поворот (из-за поворота) из-за конуры (за конуру) из-за парты (за парту) за магазин (из-за магазина) |
– Какие слова с предлогами вы запомнили, придумайте с этими словами предложения.
5) Работа со словосочетаниями.
– Прочитайте словосочетания на карточках, что здесь пропущено? (предлоги). Все ли слова вам здесь понятны? Что такое прилавок? (картинка). Зачитывается определение детьми: узкий, закрытый спереди стол в магазине, отделяющий полки с товарами и продавцов от покупателей, а также стол для продажи товаров на рынке. Придумайте предложение с этим словом.
– Вставьте предлоги за, из-за. Изменять слова нельзя. (первое словосочетание разбираем вместе, далее самостоятельно).
встала …прилавок |
вышел … двери |
Проверяем, читаем и называем предлог. Как предлоги пишутся со словами?
6) Работа с предложениями.
– Исправьте ошибки на карточках.
- Собака выбежала за конуры.
- Марина вышла из-за дома.
- Солнце спряталось из-за тучу.
- Мячик укатился из-за диван.
- Миша спрятался за дверь.
- Гости встали за стола.
7) Работа с текстом.
– Дядя Фёдор своим родителям написал письмо, но пропустил предлоги. Вставьте в предложения пропущенные предлоги самостоятельно.
Мои папа и мама!
Я живу … деревне. … доме есть печка, … окнах висят занавески. Стоит … углу телевизор. Огород … домом, где растёт картошка, капуста. Кот Матроскин ухаживает … коровой Муркой. Шарик ходит … фотоохоту. Спрячется … куст и наблюдает. Покажется зверь, он выскочит …. куста и снимок сделает. Галчонок сидит … шкафу и вещи туда таскает.
До свидания. Ваш сын дядя Фёдор
III. Заключение.
– С какими предлогами мы сегодня работали?
– Какой вопрос мы задаём к словам с предлогом за? Из-за?
– Как пишутся предлоги со словами?