Понятие как форма мышления

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательная:

  • Сформировать представление о понятии как одной из форм мышления.
  • Дать представление о назначении и работе электронных словарей.

Развивающая:

  • Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять, абстрагировать, и как следствие этого логически осмысливать ситуацию, задавать уточняющие вопросы, правильно формулировать свою мысль.

Воспитательная:

  • Содействовать формированию умения принимать совместное решение, умения включиться в диалог, умение слушать других.

Тип урока: комбинированный урок.

К уроку учащиеся должны знать:

  • Что является информацией для человека;
  • Какие знания относятся к фактам, какие знания относятся к правилам;
  • Что такое реальная действительность;
  • Какое познание называют чувственным;
  • Как описать предмет.

К уроку учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • Выполнять основные операции с файлами;
  • Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов, создавать списки и таблицы;
  • Определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к восприятию.

Средства обучения: компьютерный класс, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1, Приложение 2), задания практической работы (Приложение 3), отгадки (Приложение 4).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание установки на работу (эпиграф)

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хочется начать со слов Альберта Энштейна «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы». (Слайд 1)

2. Актуализация знаний

Давайте вспомним, что мы с вами узнали на предыдущем уроке? (Мы узнали, как человек познает мир через чувства).

Как происходит чувственное познание? (Сначала мы ощущаем объект, потом воспринимаем его. Восприятие складывается из отдельных ощущений.).

Давайте обсудим некоторые факты из параграфа, заданного на дом.

Как воспринимают зеленый луг художник, биолог и крестьянин. (Художник восхитится его красотой, биолог увидит различные виды растений, крестьянин подумает, сколько можно получить сена). (Слайд 2)

Восприятие одного и того же объекта разными людьми отличается? (Да).

Что такое представление? (Это чувственный образ объекта воспринятого ранее).

Представление зависит от восприятия? (Да).

Т.е. если мы воспринимаем по-разному, то представления, образы объектов у людей разные? (Да). (Слайд 3)

3. Постановка проблемы

О чем вы думаете? (Дети называют, как правило, первое, что придет в голову: о стульях, о еде, о природе, о людях и т.д.) Ответы фиксируются на доске.

Содержание наших мыслей разнообразно.

А думаем мы стульями, едой, растениями (перечислить то, что сказали дети)? (Нет).

А чем? (Образами, представлениями).

Согласна. Представьте и вы зеленый луг. Образы разные? (Да). Можно попросить некоторых учеников описать то, что они представили.

Образы совсем разные, но мы друг друга понимаем, т.к. все думают о зеленом луге. Согласны? (Да)

Какой вопрос у вас возникает? (Почему мы понимаем друг друга?). На доске появляется вопрос. (Cлайд 4) Можно перейти к другому этапу урока, т.к. проблема возникла.

Если вопроса у детей не возникает, то его ставит учитель.

Почему мы понимаем друг друга? Почему никто не представил горы, лес? (Нас так учили, нам так говорили, мы знаем это), т.е. для детей это очевидно, Они интуитивно понимают, что есть единое общепринятое обозначение для всех объектов.

Нас всех учили, что зеленый луг – это: (привести одно из сказанных учениками описаний луга). (Нет. Затруднение).

Другой пример. Я говорю «яблоко». Все представили яблоко? (Да) Мы поняли друг друга? (Да) Поднимите руки те, у кого возник образ зеленого яблока (поднимают руки), у кого – красного (поднимают руки). У кого возникли другие образы? (Некоторые представляют само слово или яблочный сок и т.д.). (Cлайд 5)

Предположим, образ яблока у Лены зеленый. Если мы попросим ее дать определение что такое яблоко, она начнет думать (мыслить) своим образом и скажет? (Яблоко – это зеленый круглый фрукт. Яблоко – зеленое).

В образе у Миши яблоко красное. Если мы спросим у него что такое яблоко, то он, подумав, будет утверждать, что яблоко – это красный фрукт, но никак не зеленый. А Коля будет утверждать, что яблоко – это желтый фрукт, но никак не красный или желтый. Они правы? (Нет).

Почему? (Потому, что яблоки бывают и красные, и зеленые и желтые).

Но если, мы мыслим образами, то объясняя, что такое яблоко мы должны опираться только на возникший образ, т.е. для одних яблоки только зеленые, а для других – только красные. (Значит, мы мыслим не только образами, но и еще чем-то. Другие говорят: «Мы мыслим не образами»).

Какой возникает вопрос? («Как мы мыслим?», «Чем мы мыслим?»). На доске появляется вопрос «Как мы мыслим?». (Слайд 6)

4. Решение проблемы.

Итак, вернем к вопросу «О чем вы думаете?». На доске открывается перечисленный детьми список.

Дайте более общее название всему тому, что здесь написано. (Предметы, люди, живая и неживая природа, окружающий мир, реальная действительность и т.д.). Приходим к термину объекты. На экране весь список обводится в круг и заменяется словом «объекты».

Давайте поиграем в игру «Что это?», разделимся на 3 группы. Каждая группа опишет объект, не называя его. (Задания выдаются на карточках: 1 группа – описать «помидор»; 2 группа – «клавиатура»; 3 группа – «источник информации».

Проверим, что у вас получилось. С помощью документ– камеры проектируются по одному признаки объекта. «Вы понимаете, о чем идет речь? У вас возник образ?». Например, о «помидоре». Вначале видно только первое слово «красный» (что-то смутное), далее круглый (красный круг), овощ (догадываются, что помидор). Можно привести контраргумент.

Перец тоже бывает красным и круглым, уточните. (Дети из 1-й группы дополняют описание: «Из него делают кетчуп»).

Что такое «красный», «круглый», «овощ», «из него делают кетчуп»? (Свойства, признаки помидора). Какие признаки вам позволили точно ответить на вопрос «Что это?» («овощ» и «из него делают кетчуп»)

Как их можно назвать? (Главные, отличительные, существенные).

Когда вы точно поняли, что это помидор? (когда перечислили существенные признаки). На доске появляется от слова «Объект» – «Существенные признаки». (слайд №6)

Аналогично открывается «клавиатура». (Это устройство для ввода информации, имеет клавиши с буквами и цифрами). Если не скажут, то уточнить для ввода текстовой информации.

Какие существенные признаки у «клавиатуры»? (Устройство для ввода текстовой информации). Обратить внимание:

Чтобы ответить на вопрос, нам нужно обязательно указать существенные признаки.

Посмотрим, что сделала 3-я группа. Возможны 2 ситуации: либо дети хорошо помнят материал 5-го класса и формулируют понятие, либо интуитивно начинают перечислять, что может быть «источником информации» (идти от состава объекта). Второй вариант наиболее вероятен. Возникают трудности в понимании.

Ребята третьей группы, вас поняли? (Не совсем. Нам досталось самое сложное задание).

Уточняю, про объект «помидор» и объект «клавиатура» все поняли? (Да).

Т.е. у вас возник образ помидора и клавиатуры. (Да.)

А про третий объект поняли? (Нет).

Значит, чтобы возник образ нам нужно? (Понять о чем говорят).

А понимаем мы, когда говорят существенные признаки, т.е. суть объекта. Значит, суть все понимают одинаково? (Да.) Можно еще раз привести пример: «при словах «из него делают кетчуп» все однозначно, т.е. одинаково сказали, что это помидор, а не баклажан или что-то другое».

Мы можем ответить на вопрос «Почему мы понимаем друг друга?» (Да, Потому, что суть объектов все понимают одинаково).

Если мы суть понимаем одинаково, а образы у всех разные, то мы мыслим только образами? (Нет).

Кроме того, что у нас есть образ объекта, мы его еще и понимаем, т.е. имеем о нем? (Понимание. Понятие.) На доске «Объект» – «Существенные признаки» – Понятие».

Так как мы мыслим? (Понятиями и образами).

Мы, например, говорим так: «Я вчера кушала красный, круглый овощ, из которого делают кетчуп» или «Мама насолила целую банку красных, круглых овощей, из которых делают кетчуп»? (Нет, мы говорим «помидор», так же говорить проще. В слово вкладываем смысл).

Вернемся к заданию третьей группы. Ребята пытались сформулировать свои мысли. Открывается файл третьей группы.

Давайте все-таки ответим на вопрос «Что это?». Дети рассуждают, задают вопросы друг другу, и приходят к выводу: «Газеты, журналы, книги, интернет, люди, которые что-то знают, телевидение – т.е. все то, откуда мы черпаем информацию – есть «Источник информации».

Пример. Убери в корзину те слова, которые не являются существенными признаками понятия «МЯЧ» (слайд 7)

Если наши мысли укладываются в понятие, то тогда, что такое понятие? (Понятия – это наши мысли)

Т.е. мы мыслим? (Понятиями!).

Наши мысли могут быть отрывистыми, беспорядочными, но когда мы их выстраиваем в логическую цепочку, они приобретают определенную форму, мы даем название этой форме и образуется понятие.

Так что такое понятие? (Это форма логически выстроенных мыслей, понятие – это форма мышления.). На доске «Понятие – это форма мышления».

Какая тема урока? (Понятие – форма мышления.) (Слайд 8)

Вернемся к помидору. Объект – помидор. Мыслим мы понятием «помидор» в который, как в форму заключаем смысл выражения «красный, круглый овощ, из которого делают кетчуп».

Что содержит или отражает эта форма? (Смысл, существенные признаки).

Итак, сделайте заключительный вывод о том, что такое понятие. (Понятие – это форма мышления, которая отражает существенные признаки объекта).

Все сейчас понимают что такое «Источник информации»? (Да).

Можно сказать, что вы познали понятие «источник информации»? (Да) (дети могут это сказать и сами без наводящих вопросов).

Вы познавали через чувства? (Нет, через мышление).

Мышление – это наивысшая ступень человеческого познания.

Понятие – это суть объекта. О каждом объекте в обществе есть некое общее представления, единое общепринятое обозначение его сути. Поэтому мы с вами и понимаем друг друга. Когда мы не знаем значение слова, то где его можем посмотреть? (В толковом словаре. Можно посмотреть в интернете).

Слово может иметь различные значения? (Может, например, слова ключ, листок.).

Как называются эти слова? (Слова-омонимы). (Слайд 9)

Слова «бой», «битва», «сражение», выражают одно понятие? (Да).

Как называются эти слова? (Слова-синонимы).

5. Физкультминутка

Упражнения для глаз под музыкальное сопровождение (3 мин).

Слайд «Природа».

Крепко глазки мы зажмурим –
Раз, два, три, четыре, пять!
Вдаль посмотрим, удивимся –
Раз, два, три, четыре, пять!
И зажмурим их опять –
Раз, два, три, четыре, пять!
Снова нужно открывать!

Повторить 2–3 раза

6. Компьютерный практикум.

Этот этап урока является одновременно этапом закрепления знаний по теме «Понятие как форма мышления» и ИКТ составляющей частью урока.

– Откройте учебник на стр.138, выполните практическое задание №7. Размещаем текст и графику в таблице.

7. Итог урока

Мы ответили на вопрос урока? Да
Что нового вы узнали на уроке?
Назовите слово, с которым у вас ассоциируется этот урок.
Составим синквейн. (слайд 10)

Понятие

Познавательное, существенное, логическое
Мыслить, думать, рассуждать
Мыслим мы понятиями
Познавайте!

8. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 2.3 (стр.36-38). Придумать примеры слов-омонимов и слов-синонимов.

Спасибо за урок!

Литература: Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л.Босова, – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007

Раздать памятки

Запомните самое главное:

  • Логика – это наука, изучающая законы и формы мышления
  • Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками.
  • В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.
  • В языке понятие выражается одним или несколькими словами.
  • Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.