Внеклассное мероприятие проводится в виде соревнования двух команд.
Подготовительный этап: выбор участников игры (по 5 учащихся от каждого класса), капитана команды, обсуждение названия и девиза команды.
Игра состоит из девяти разнообразных конкурсов для команд и конкурсов для болельщиков. Все задания направлены на повторение темы «Южная Америка» и проверяют знания, умения и навыки учащихся по данной теме.
Цели:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся знания по географии материков и океанов;
- Развивать познавательный интерес, развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- Воспитывать чувство дружбы, товарищества, умения работать в команде, повысить интерес к изучению географии.
Оборудование:
- настенная физическая карта Южной Америки;
- атласы мира;
- мультимедийная презентация;
- компьютер, проектор.
Ход мероприятия
Организационный момент. Вступление.
Сегодня для самых любознательных, эрудированных семиклассников проводится интеллектуальная географическая игра по Южной Америке «На далекой Амазонке не бывал я никогда».
И я приглашаю на арену игры команды 7-х классов: команду 7 «А» класса и команду 7 «Б» класса.
Звучит песня в исполнении Никитиных «На далекой Амазонке не бывал я никогда».
Представление участников, представление капитана команды, их название и девиз.
Сообщение правил игры.
Уважаемые игроки, чтобы ваша команда могла добиться заветной цели и победить, необходимо выполнять следующие условия игры:
Быть внимательным и сообразительным во время игры. Помнить, что самое главное в любой игре – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать правильные решения. В каждой команде есть капитан, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении.
Итак, вперед за победой! Желаю вам успеха.
Представление жюри.
Умения команд в конкурсах оценивает наимудрейшее, наиталантливейшее, наилучшее жюри в составе…
Основные этапы игры:
1 конкурс – разминка.
Для каждой команды я задам по 7 вопросов, за правильный ответ по 1 баллу.
Вопросы для команды 7 «А» класса:
- Назовите русского ботаника-путешественника, который в Ю.Америке нашел центры древних очагов земледелия и происхождения культурных растений. (Николай Вавилов)
- Что такое сейба? (дерево, растущее в экваториальных лесах Амазонии – священное дерево майя)
- Кто такие метисы? (потомки от браков европейцев и индейцев)
- Самый высокий водопад в мире? (Анхель)
- Самая длинная и полноводная река в мире? (Амазонка)
- Что такое пампа? (степь)
- Как называется дерево, получившее за свою твердую древесину название «сломай топор»? (кебрачо)
Вопросы для команды 7 «Б» класса:
- Самое высокогорное озеро в мире? (Титикака)
- Самая маленькая птичка в мире? (колибри)
- Назовите имя путешественника, в честь которого назван пролив между Ю.Америкой и архипелагом Огненная Земля. (Фернан Магеллан)
- Что такое «сельва» и где расположена? (влажные экваториальные леса)
- Горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»? (Анды)
- Как называется дерево, из сока которого получают каучук? (гевея)
- Как называется полупустыня на юге материка, место приключений героев Жюля Верна «Дети капитана Гранта»? (Патагония)
2 конкурс – конкурс картографов.
Каждой команде дается контурная карта с нанесенными цифрами вместо названий географических объектов. В течение 3 минут нужно подписать эти названия. Названий 5. За каждый правильный ответ один балл, максимум 5 баллов.
3 конкурс – конкурс капитанов.
Каждому капитану дается карточка с названиями. Капитан читает название и говорит, что это такое. Потом показывает на карте. За каждый правильный ответ получают 1 балл. Максимум 3 балла.
Капитан 7 «А» класса: | Капитан 7 «Б» класса: |
Аконкагуа | Ла-Плата |
Маракайбо | Атакама |
Игуасу | Котопахи |
Вопросы капитанам:
- Какой океан омывает Ю. Америку с запада – Тихий или Атлантический?
- Какая низменность расположена южнее – Амазонская или Ла-Платская?
- Какой водопад севернее – Анхель или Игуасу?
- Что расположено восточнее – Бразильское плоскогорье или Анды?
- Что расположено севернее – Амазонская низменность или Гвианское плоскогорье?
- Перуанское течение омывает восточные или западные берега Ю. Америки?
- Какая низменность лежит севернее – Оринокская или Амазонская?
- Какое озеро расположено севернее – Титикака или Маракайбо?
4 конкурс – конкурс кроссвордов.
Каждой команде даётся готовый кроссворд. Для его расшифровки команде отводится время – 5 минут, максимум 5 баллов.
- Река, впадающая в залив Ла-Плата Атлантического океана.
- Озеро на севере Южной Америки, соединяющееся с Карибским морем.
- Самый высокий водопад в мире на реке Ориноко.
- Крайняя южная точка материка.
- Водопад на реке Игуасу.
- Пустыня на побережье Тихого океана.
- Плоскогорье на севере материка.
5 конкурс – конкурс художников.
Команды должны нарисовать с закрытыми глазами контур материка.
6 конкурс – конкурс видеовопросов «Растения и животные материка».
7 конкурс – конкурс «Мозаика».
Команды должны собрать из разрезанных фрагментов физическую карту Южной Америки. Найти лишний фрагмент и определить из какого материка он вырезан.
8 конкурс – конкурс знатоков географии.
А) Что лишнего в этом списке (подчеркнуть): Парана, Замбези, Укаяли, Риу-Негру, Конго, Тапажос, Оранжевая, Мадейра, Лимпопо.
Б) Найдите в этом списке истинных американцев (подчеркнуть): апельсин, репа, помидор, лук, картофель, кукуруза, берёза, гевея, арбуз, табак, подсолнух, кофейное дерево.
В) Запишите столицы:
- Аргентина – Буэнос-Айрес
- Чили – Сантьяго
- Боливия – Ла-Пас
- Бразилия – Бразилиа
- Суринам – Парамарибо
- Венесуэла – Каракас
Пока команды выполняют письменное задание, проведем игру среди болельщиков. Вы можете заработать своей команде очки, отвечая на вопросы. Каждый правильный ответ – это один балл.
Конкурс болельщиков
- Самое засушливое место в Южной Америке? (пустыня Атакама).
- Какая река на нашей планете по площади бассейна примерно равна площади материка Австралия? (Амазонка)
- Назовите самую большую летающую птицу Южной Америки. (кондор)
- Название какого водопада переводится как «глотка дьявола»? (Игуасу)
- Что такое Кабу-Бранку? (крайняя восточная точка Южной Америки)
- Самое крупное из высокогорных озер мира. (Титикака)
- Высшая точка Южной Америки? (гора Аконкагуа)
- Местное название южноамериканской степи? (пампа)
- Пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды? (Дрейка)
- Водяной удав, самая крупная змея в мире? (анаконда)
- Перешеек, соединяющий Южную Америку и Северную Америку? (Панамский)
9 конкурс – конкурс сложных вопросов.
- Можно ли на экваторе в Южной Америке кататься на коньках? (можно, в горах Андах)
- Почему почвы в Южной Америке красно-жёлтые, красные, красно-бурые? (из-за железа)
- Южноамериканская лама – альпако, живущая на широте экватора, имеет густую длинную шерсть. Чем вы объясните этот противоречивый с точки зрения географии факт? (ареал обитания этой ламы – высокогорья Анд, а здесь характерны ночные заморозки)
- Рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 40° ю.ш .120° з.д. В какое течение попал плот? Поможет ли оно людям добраться до берега? (течение Западных ветров. Плот будет нести на восток, к побережью Чили)
Пока жюри подводит итоги и определяет победителей мы проведемконкурс болельщиков.
Конкурс болельщиков
Я буду показывать вам знаки полезных ископаемых Южной Америки, а вы их будете называть.
Жюри объявляет общие итоги игры.
Называет победителей. Награждает команды.