Занятие по теме "Русский самовар"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательная. Совершенствование навыков чтения и говорения.
  • Развивающая. Формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге.
  • Воспитательная. Воспитание уважения к культуре, стране изучаемого языка.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; умения определять вид подчинительной связи в словосочетании; морфемный разбор; формирование навыков определять тип и стиль текста.

Развивающие:

  • Развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса.
  • Развитие различных операций мышления (умения наблюдать, обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы).
  • Совершенствование умения работать в паре, строить аргументированный ответ на вопрос.

Воспитательные:

  • Привитие интереса к русским традициям, знакомство с историей самовара и чаепития.

Метод: коммуникативно-деятельственный.

Тип урока. Урок контроля знаний.

Оборудование. Рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карточки с заданиями для обучающихся-инофонов, таблица «Личные окончания глаголов».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия. Определение целей занятия.

2. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над определением спряжений глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. А какое чаепитие без самовара?

Учитель прикрепляет на доску иллюстрации с изображениями самоваров.

Посетив краеведческий музей, мы увидели бы коллекцию русских самоваров. Как вы понимаете слово коллекция?

Ответ. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

Задание. Как вы понимаете значение слова ’’самовар’’?

I. Предтекстовая работа.

1. Словарно-лексическая работа.

На доске записаны слова: самовар, самоварник,самоварщик.

Задание. Найдите в словаре значения следующих слов:

САМОВАР – САМОВАР, самовара, муж. 1. Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. Тульский самовар. Поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар (поставить… … Толковый словарь Ушакова

Словообразовательная работа.

Как образовано слово «самовар»?

Оно образовано сложением основ сам и вар ( от варить в значении «кипятить»).

Найдите однокоренные слова к слову ’’самовар’’ из Толкового словаря Даля.

САМОВАР – САМОВАР, самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища: самокипец. Самоварный верток (кран).… …

САМОВАРНИК в России до 1917 г. – лицо из мещанской среды, занимавшееся «самоварным промыслом» в местах массовых гуляний

Большой толковый словарь.

Слово САМОВАРЩИК в словаре Ефремовой.

Ударение: самова́рщик м.разг.

Тот, кто изготовляет самовары.

2. Грамматическая работа.

– Составить словосочетания с прилагательными русский,горячий,,полезный, с существительными самовар, чай, напиток.

– Подберите видовые пары к глаголам:

Чистить – почистить
украшать – украсить
раздувать – раздуть
идти – пойти
решаю – решу

Винительный падеж объекта (кого? что?). Предложный падеж (кого? чего?).

– Составить словосочетания:

чистить – что? (самовар), делать из чего? (медь), пить – что? (чай), придавать что? (форма), посещать что? (музей), видеть кого? (мастер-самоварник).

– Прошедшее время глагола: поставить глагол в форму прошедшего времени:

Знает – знал, пойти – пошёл, попить– попил, считать– считал, чистить – чистил, засыпать – засыпал, закипать – закипал.

II. Притекстовая работа

Задание 1. Посмотрите на заголовок. Предположите, о чём пойдёт речь в тексте. (Смысловая догадка)

Задание 2.Упражнения, связанные с выразительным чтением (интонирование).

Прослушайте текст, поставьте ударения в словах, разбейте его на синтагмы.

Чтение текста учителем.

Текст

Русский самовар

1) Во всем мире знают русский самовар. 2) Его родиной считают город Тулу. 3) Там было много мастеров-самоварников.4) Даже существует пословица: «В Тулу со своим самоваром не ездят». 5) Первый самовар был изготовлен в 1778 г. Назаром Лисицыным. 6) Самовары делали из меди, серебра и мельхиора, разные по форме и объему. 7) Были даже такие, которые вмещали в себя до пяти ведер воды. 8) Не все знают, как он устроен. 9) Внутри самовара находится труба. 10) В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь.11) Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. 12) Закипала в самоваре вода. 13) «Самовар кипит – уходить не велит», «С самоваром чай важнее и беседа веселее» – эти и многие другие пословицы отражали уважительное отношение к самовару. 14) Только на Руси пили чай из самовара.15) Дорогой был чай в те времена, так как возили его купцы из заморских стран в Россию.16) Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться». 17) Чай признают не только вкусным, но и полезным напитком: он очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость. 18) Самовар – это доброе русское гостеприимство.19) Существуют музеи самоваров. 20) Первый музей был создан в Минске. 21) Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. 22) Открыт музей и в городе Туле. 23) Самовар – это часть жизни русского народа, отражённая в его пословицах и поговорках, в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.А. Блока и М. Горького.

Задание 3. Определите стиль данного текста.

Задание 4. Каким типом речи является данный текст?

Задание 5. Найдите в тексте ответ, соответствующий заголовку.

Задание 6. Произнесите слова мельхиор, был, делал, закипал, пил, коллекция, обращая внимание на произношение звуков (Л*) и (Л). Пословица, самовар, заморских, вкусным, русский, сухие – произношение звуков (С*) и (С).

Задание 7. Прочитайте текст по синтагматической разметке. Обратите внимание на новые слова и выражения, на употребление глаголов, винительного падежа объекта (кого? что?), предложного падежа (кого? чего?), согласование прилагательных с существительными. (Обучающиеся – инофоны читают вслух по очереди). Учитель вешает таблицу с окончаниями глаголов по спряжениям.

Задание 8. Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и чаепитии?
Вспомните, какие окончания глаголов относятся к 1 спряжению?
Выпишите из предложения №17 глаголы, выделите у них окончания, определите спряжение.
Признают, очищает, регулирует, снимает.

Задание 9. Какие окончания глаголов относятся ко 2 спряжению?
Выпишите из предложения №13 глаголы, выделите у них окончания, определите спряжение.
Кипит, уходить не велит.

Задание10. Перестройте четвёртое предложение с союзом что.
Ответ
. Даже существует пословица, что в Тулу со своим самоваром не ездят.

Задание 11. Разделите текст на части (микротексты). Работа в парах. Один задаёт вопрос, а другой отвечает.

Вопросы к первому фрагменту текста:

1. Какой город считают родиной самовара?
2. Кто его изобрёл?
3. Из чего делали самовары?
4. Какие бывают самовары?

Вопросы ко второму фрагменту текста:

1. Как устроен самовар?
2. Что засыпали в трубу самовара?
3. Чем раздували огонь в самоваре?

Вопросы к третьему фрагменту текста:

1. Объясните выражение «чайком побаловаться».
2. Почему чай признают не только вкусным, но и полезным напитком?
3. Как наш народ относится к самоварам?
4. Какие существуют музеи самоваров?
5. Кто из русских классиков воспел самовар в своих произведениях?
6. Как вы считаете, можно ли перевести слово « самовар» на другие языки? (Выявить скрытую информацию).

Ответ. Слово «самовар» не переводится на другие языки, а это значит, что оно интернационально.

Задание 12. – А теперь прочитайте пословицы, которые встретились у вас в тексте. Обучающиеся-инофоны объясняют смысл пословиц.

III. Послетекстоваяработа.

Задание 1. Составьте краткий план к тексту.

Задание 2. Перескажите текст от лица мастера-самоварщика.

Задание 3. Скажите, а из чего пьют чай? Разные народы пьют чай из своей национальной посуды.

Задание 4. Расскажите, как у вас происходит чаепитие?

Рефлексия в форме синквейна.

Самовар.
Тульский, медный.
Засыпать, поджигать, закипать.
Самовар-символ русского быта.
Прибор.