Упражнение №94 (95)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
- Объясните постановку тире во втором предложении (В траве…).
- Из 1-3 предложений выпишите слово (слова), состоящее (-ие) только из глухих согласных.
- Укажите способ образования слова ОСЛЕПИТЕЛЬНО (см. предл. 4).
- Укажите номер предложения, которое присоединяется к предыдущему при помощи указательного местоимения и существительного с обобщающим значением.
- Назовите средство выразительности, с помощью которого писатель передает разнообразие южной природы (предложения 2,8).
Упражнение №107 (108)
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Выпишите из 1-2 предложений слова, в которых йотированные согласные (Е, Ё, Ю, Я) обозначают два звука.
- Выпишите из второго абзаца слова с чередующимися гласными в корне.
- В первом абзаце найдите сложное предложение, состоящее из 3-х частей.
- Из предложений 3 абзаца выписать слова, образованные способом сложения.
- Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.
- Назовите средство выразительности: БЕСЕДКИ, СПЛОШЬ ЗАТКАННЫЕ ВИНОГРАДОМ (предложение 8).
Упражнение №107 (108)
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Во втором абзаце найдите слово (слова), в котором (-ых) все согласные звуки глухие.
- Выпишите из третьего абзаца слова с чередующимися гласными в корне.
- Среди предложений 2-ого и 3-его абзацев найти сложное, состоящее из 3-х частей.
- В 3-ем абзаце найдите предложение, в котором есть сравнение. Укажите его номер.
- Выпишите прилагательное, употреблённое в значении имени существительного (субстантивированное).
- Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе создания образа Блудова болота (см. 1 абзац текста)?
Упражнение № 116 (118)
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста
- Во втором абзаце найдите слова, в которых все согласные звонкие.
- Из второго абзаца выпишите слова, образованные приставочным способом.
- Выпишите из предложений первого абзаца отрицательное (-ые) местоимение (-я).
- В первом абзаце найдите предложения с тремя обособленными определениями.
- Выпишите из текста слова, характерные для разговорного стиля речи.
Упражнение № 116 (118)
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Из предложений 3-5 абзацев выпишите слова, в которых звуков меньше букв.
- Из 5 абзаца выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
- Из первого абзаца выпишите действительное (-ые) причастие(-я) прошедшего времени.
- В 1 абзаце найдите слово, правописание приставки в котором зависит от значения..
- Из 2, 3, 4 абзацев выпишите сложное предложение, одна из частей которого содержит вводное предложение.
- Назовите средство выразительности: беспримерной по масштабам войне.
Упражнение №136
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста.
- Выпишите из предложения 9 слово (-а), в котором все согласные звонкие.
- Выпишите из предложения 9 слова, образованные суффиксальным способом.
- Выпишите из предложений 8-9 слово с чередованием в корне.
- Выпишите из предложений 1-3 страдательное причастие.
- Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
- Из предложений 2-4 выпишите метафоры.
Упражнение №136.
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста.
- Выпишите из предложения 10 слова, в которых все согласные звонкие.
- Выпишите из предложения 2 слова, образованные суффиксальным способом.
- Выписать из предложений 5 – 7 слово с проверяемой согласной.
- Выпишите из предложений 5 – 8 деепричастие.
- Выпишите из предложения 3 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Выпишите из 2 абзаца предложение с обособленным обстоятельством.
- Выпишите из предложений 10-11 метафоры.
Упражнение №146 (154)
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите стиль текста и тип речи:
А. публицистический, рассуждение;
Б. художественный, повествование;
В. Публицистический, рассуждение с описанием;
Г. Художественный, описание.
- Укажите номер предложения, связанного с предыдущим при помощи указательного слова и определительного местоимения (предложения 12–17)
- Выпишите из 4 абзаца словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Среди предложений 1–9 найдите определенно-личное предложение, укажите его номер.
- Среди предложений 4–11 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным.
- Укажите номера предложений, содержащих синонимы, в том числе и контекстные.
Упражнение №146 (154)
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите стиль текста и тип речи:
А. публицистический, рассуждение;
Б. художественный, повествование;
В. Публицистический, рассуждение с описанием;
Г. Художественный, описание.
Определите способ образования слова БЕЗДОРОЖЬЕ (предложение 7). - Определите способ связи слов в словосочетании НА РЕКАХ ПОЯВЛЯЮТСЯ.
- Выпишите из 1-3 абзаца (предложения 1–9) номер сложного предложения, в составе которого есть безличное.
- Найдите среди предложений 12–17 предложение, связанное с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного слова. Запишите его номер.
- Выпишите из 2 абзаца олицетворение.
Упражнение № 147 (155)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Из предложения 5 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
- Выпишите из предложений 15–16 страдательные причастия прошедшего времени.
- Выпишите из предложения 1 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Выпишите номер предложения с составным именным сказуемым (предложения 7–13).
- Среди предложений 1-3 абзацев найдите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите его номер.
- Назовите троп: пылать румянцем умирающих.
Упражнение №196 (216)
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите и запишите одним предложением тему текста.
- Определите стиль текста:
А) публицистический, рассуждение с элементами описания;
Б) научный, рассуждение с элементами повествования;
В) публицистический, описание с элементами повествования;
Г) художественный, описание с элементами рассуждения.
- В первом предложении найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
- Из предложений 3-5 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 5-6 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- В предложениях 10-12 найдите прилагательные, употреблённые в значении существительного (субстантивированные). Выпишите их.
- Среди предложений 7– 9 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
- Из предложений 8-10 выпишите слово со следующими морфологическими признаками: местоимение, притяжательное, во мн. ч., в род. п.
- Назовите средство выразительности:
А) ТЕМНЫЕ леса, ВЕСЁЛЫЕ перелески, ТОНКИЙ туман.
Б) Из предложения 1 выпишите примеры этого же средства выразительности.
- Среди предложений 1–6 найдите то, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
Упражнение №196 (216)
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Сформулируйте и запишите одним предложением основную мысль (идею) текста.
- В предложении 7 найдите слова, которые состоят только из звонких согласных звуков.
- В предложениях 10-12 найдите слово с непроизносимой согласной.
- Определите способ образования слова НАБРОСОК (предложение 7).
- Среди предложений 1-5 указать сложноподчинённое с придаточным определительным.
- Определите разряд прилагательного РЖАНЫЕ (поля) (предложение 5)
- Выпишите фразеологический оборот.
- Укажите номера предложений, включающих в себя приложения.
- Среди предложений 1-6 найдите то, которое присоединяется к предыдущему при помощи указательного местоимения.
- Укажите номера предложений, в которых использована парцелляция.
Упражнение №323 (355)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи и стиль текста.
- Найдите слова, которые можно отнести к окказионализмам (авторским словам), определите способ их образования.
- По следующим морфологическим признакам в предложении 4 найдите слово: страдательное причастие прошедшего времени, совершенного вида, стоит в единственном числе, родительном падеже.
- Выпишите фразеологический оборот из предложений первого абзаца.
- Укажите номер предложения с двумя обособленными определениями.
- Определите количество грамматических основ в предложении 4 .
- Найдите в 1 абзаце предложение, в составе которого есть двусоставное неполное.
- Укажите номер сложного бессоюзного предложения, вторая часть которого поясняет первую.
- Укажите номер предложения, которое присоединяется к предыдущему при помощи повтора слов.
Упражнение №325 (356, текст 2)
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Выпишите из предложения 11 все возможные словосочетания со связью примыкание.
- Определите способ образования слова переходит (предложение 11).
- Выпишите из предложения 4 все наречия.
- Определите способ подчинительной связи в словосочетании ЕГО НОГОЙ.
- В 3 абзаце найдите простое предложение. Запишите его номер.
- Какое средство выразительности использовано в последнем предложении?
Упражнение №325 (356, текст 2)
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста.
- Из предложений 3–4 выпишите все местоимения, укажите их разряды.
- Найдите в предложении 3 словосочетание со связью примыкание.
- В предложениях 4–6 найдите слово, образованное способом сложения.
- Найдите безличное (-ые) предложение(-я) среди предложений 5–11. Запишите их номер(-а).
- Из предложений 1-2 выпишите средства выразительности. Назовите их.
Упражнение № 325 (356, текст 2)
3 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- В предложениях первого абзаца (1-2) найдите словосочетания с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ.
- Из предложения 4 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
- Выпишите из текста все частицы.
- Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.
- Во 2–4 абзацах (предложения 3-8) найдите сложное бессоюзное предложение.
- Укажите номера предложений с вводными словами.
- В каких предложениях есть обособленные обстоятельства? Укажите их номера.
- Укажите номер предложения, в котором используется олицетворение.
Упражнение № 355 (386)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите стиль и тип речи данного текста.
- Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором все согласные глухие.
- Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
- Из предложений 12-15 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть неполное (-ые).
- Укажите номер(-а) сложного(-ых) предложения(-ий) с обособленными обстоятельствами.
- Вставьте на место пропусков в рецензии названия средств выразительности.
Паустовский рисует картину Мещерского края с помощью_______________(предл. 2, 8). Автор использует _____________________(предл. 2,3), чтобы передать свое отношение к природе. Автор употребляет ______________________(предл. 5, 6, 7), благодаря которым рассказывает о богатствах Мещёры.
Упражнение № 364 (395)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- В предложениях последнего абзаца (1-3) найдите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
- Определите способ словообразования слова ЗАРОСШИЕ (см. предложение 2).
- Выпишите все определительные местоимения.
- Выпишите из последнего абзаца частицы.
- Найдите и запишите номер (-а) односоставных безличных предложений.
- К какому лексическому явлению относится слово МШАРЫ?
Упражнение №381 (412).
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, использованный в тексте (описание, повествование, рассуждение).
- Из предложения 4 выпишите 2 словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Определите способ словообразования в слове неизменно (предложение 2).
- Из предложения 1 выпишите все числительные.
- В последнем абзаце найдите обобщенно-личное предложение, запишите его номер.
- Укажите номер предложения, включающего фразеологизм.
- Укажите средство выразительности: «Пунцовые береты, неаполитанские колпаки, зелёные восточные халаты – всё это густо и тесно выливается из ворот…»
а) эпитет
б) сравнение
в) литота
г) метонимия
д) оксюморон
е) окказионализм
Упражнение №410 (441, часть 1)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста. Озаглавьте текст.
- Выпишите предлоги из предложений 1-3.
- Выпишите из 3-его и 4-го абзацев слово (-а) с чередованием гласной в корне слова.
- Все слова в предложении 9 образованы одним способом. Назовите его.
- Укажите номера предложений с обособленными определениями.
- Найдите предложение с обособленным приложением
- Из предложений пятого абзаца (предложения 7-9) выпишите номер односоставного назывного предложения
- Назовите средство связи 3-его и 4-ого предложения.
- Назовите средства языковой выразительности, использованные И.А.Буниным во 2-м и 3-м абзацах.
Упражнение №437 (468)
Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите стиль текста и тип речи.
- Из предложений первого абзаца выпишите слово (-а), образованное (-ые) бессуффиксным способом.
- Из последнего абзаца выпишите действительное причастие прошедшего времени.
- Из предложений последнего абзаца выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Запишите номер сложного предложения, состоящего из 4-х простых.
- Выпишите из текста частицы, укажите их значение.
- Запишите номера сложносочиненных предложений.
- Укажите номер (-а) предложения (-ий), в составе которого (-ых) есть безличное.
- Укажите номера средств выразительности, использованных во 2-ом абзаце текста.
1) риторическое восклицание 2) метафора 3) ряды однородных членов 4) олицетворение 5) гипербола 6) парцелляция 7) лексический повтор 8) градация 9) эпитет
Упражнение №498 (524).
1 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста.
- Из первого предложения выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Из последнего абзаца выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
- Из предложения 6 выпишите словосочетание (-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Среди предложений 1 – 4 найдите простое (-ые) односоставное (-ые). Укажите номер(-а), назовите вид(-ы).
- Выпишите слово(-а), правописание которых определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».
- Укажите количество грамматических основ в предложении 15.
- Укажите предложение с уточняющим обстоятельством.
- Укажите номер сложноподчиненного предложения с однородным подчинением придаточных.
- Во втором абзаце найдите метафору. Выпишите её.
Упражнение №498 (524)
2 вариант. Запишите текст, нумеруя предложения. Выполните задания, соответствующие заданиям ЕГЭ (часть В).
- Определите тип речи, стиль текста.
- Из последнего абзаца выпишите слова, образованные приставочным способом.
- Из предложения 10 выпишите словосочетание (-я) со связью УПРАВЛЕНИЕ.
- Среди предложений 5–9 найдите простое (-ые) односоставное (-ые). Укажите их номер(-а), назовите вид(-ы).
- Из предложений 5–9 выпишите относительное местоимение.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
- Укажите предложение, в котором сказуемое составное именное.
- Укажите предложение с обособленным дополнением.
- Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.
- «Далее деревенька…. гнездится теперь…». Назовите выделенное курсивом средство выразительности.
Примечание. Задания соотносятся с номерами упражнений к учебнику «Русский язык. 10-11 класс. Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина. М., «Русское слово», 2011г., 8-е издание.
В скобках указаны номера упражнений более ранних изданий.