Пояснительная записка
Направленность ДО-программы
Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по предметам естественно цикла, их межпредметным связям; понимание и осознание учащимися важной роли химии в научно–техническом прогрессе: смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на развитие общества, его эволюцию.
Цели:
Программа рассчитана на:
- формирование у учащихся научно-технического мировоззрения;
- осознание учащимися социальной значимости рассматриваемых проблем;
- понимание ими необходимости осознанного выбора будущей профессии;
- формирование у них активной жизненной позиции;
- воспитание у них чувства патриотизма.
Задачи
- Развивать познавательные способности учащихся.
- Развивать аналитическое мышление.
- Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН.
- Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками.
- Совершенствовать ЗУН по проведению исследований (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение).
- Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ.
- Развивать умение оформлять проекты, делать презентации.
- Развивать умение видеть и определять приоритеты инновационных технологий.
- Познакомить учащихся с основами различных химических производств (устройство, принцип действия аппаратов, научные принципы производства).
- Ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в моделировании и конструировании процессов и аппаратов химических производств.
- Развивать умения и навыки моделирования и конструирования (создание макетов химических производств на практических занятиях)
- Совершенствовать практические умения и навыки по проведению химического эксперимента.
Отличительные особенности данной ДО – программы: Программа с социально-значимой направленностью
Возраст детей: 9–11 классы.
Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии
Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций, моделей химических производств, моделей молекул, получение химических веществ “Большой химии”
Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах, семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских)
Содержание дополнительной образовательной программы
Образовательная программа “ Химия и научно – технический прогресс” предусматривает рассмотрение некоторых глобальных проблем человечества, пути и способы разрешения их. Новые подходы, новое мышление, создание и использование “ революционно – прорывных” инновационных технологий – необходимое требование сегодняшнего дня в решении актуальнейших задач, как в мире, так и в нашей стране.
Смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на технический прогресс в обществе. Роль химии при этом всегда была и остается значительной.
В связи с этим в курсе рассматривается роль химии в научно – техническом прогрессе общества, рассматривается проблема необходимости развития химической промышленности опережающими темпами по отношению к другим отраслям народного хозяйства, необходимости синтеза новых веществ и композиций с заданными свойствами, нужных для решения задач в разных сферах жизни и деятельности человека.
Рассматривается, как конкретно химия способствует развитию машиностроения, авиастроения, электроники, космической техники, легкой промышленности, медицины, пищевой промышленности и др., а значит, способствует научно – техническому прогрессу и развитию общества в целом, т.е. его эволюции. Поэтому в программе рассматриваются проблемы сохранения органического сырья для нужд химической промышленности, разработки и создания принципиально новых альтернативных источников энергии, усовершенствования уже имеющихся технологий.
В программе предусмотрено рассмотрение таких важных аспектов нашей жизни как сохранение здоровья человека, продление лет его жизни. Обеспечение населения продукцией фарминдустрии – одно из важнейших направлений в деятельности ученых – химиков, инженеров, химиков – технологов.
Демографическая проблема особенно актуальна на сегодняшний день в нашей стране.
Новые подходы, новые технологии дают возможность решать некоторые сложные проблемы репродукции человека и планирования семьи. Хотя данная проблема требует к себе более серьезного и комплексного подхода.
Население планеты увеличивается. И проблема обеспечения продуктами питания его является архиважной. Успехи в синтезе белка, создание искусственной и синтетической пищи, геномодифицированных продуктов обнадеживают мир. Хотя здесь еще имеется много своих вопросов и проблем.
Решение экологических проблем также требует от человечества нового подхода и нового мышления. О разумном созидании, разумной деятельности человека говорил еще В.И. Вернадский. Он считал, что биосфера должна стать ноосферой – сферой разума.
Дополнительная образовательная программа рассчитана не только на формирование научно – технического мировоззрения учащихся, но и призывает молодых людей к практическим делам и свершениям, активному участию их в созидательном труде.
В программе предусмотрено выполнение практических работ учащимися, проведение экскурсий в музеи и на заводы; написание рефератов или создание проектов по ходу этого курса. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении тех или иных проблем на уроках, связанных с темой “Химия и научно – технический прогресс”, представляют свои работы, презентации и готовят, таким образом, себя и других учащихся к более осознанному выбору профессии.
Методическое обеспечение ДО программы
Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии
Приемы организации УВП:
- Словесные (лекции, семинары, беседы)
- Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
- Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)
Методы организации УВП:
- Объяснительно-иллюстративный
- Метод проблемного изложения
- Методы научных исследований
Дидактический материал
- Учебники, пособия, справочники
- Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)
- Тематические слайды
- Аудиовидеофильмы, – фрагменты
- Тренажеры для выполнения упражнений
- Образцы творческих работ учащихся
- Коллекции
- Таблицы, схемы, рисунки
- Модели производств
- Образцы творческих работ учащихся
Техническое оснащение занятий:
- Компьютер, сканер, принтер,
- мультимедийный проектор, оверхедпроектор
- видеодвойка, интерактивная доска
- Internet
- Химическая лаборатория
- Аудиовидеотека
- К-дискотека
Тематическое планирование
программы по дополнительному образованию
“Химия и научно-технический прогресс”
№ |
Темы занятий |
Число часов |
1 | Глобальные проблемы человечества | 1 |
2 | Новое мышление по решению глобальных проблем | 1 |
3 | Роль химии в научно – техническом прогрессе | 2 |
4 | Опережающие темпы развития химической промышленности – необходимый фактор для технического прогресса | 1 |
5 | Современные конструкционные материалы | 1 |
6 | 21 век – век новых материалов | 2 |
7 | 21 век – век новых технологий | 2 |
8 | Органическое сырье – химикам! | 1 |
9 | Альтернативные источники энергии | 2 |
10 | Возобновляемые источники энергии. Перспективы в использовании их | 2 |
11 | Ядерная энергетика. Перспективы в использовании ее | 2 |
12 | Термоядерная энергетика. Перспективы в использовании ее | 1 |
13 | Гелий -3 – лунное топливо. Перспективы в использовании его | 1 |
14 | Водородное топливо. Перспективы в использовании его | 1 |
15 | Использование нанотехнологий в энергетике | 1 |
16 | Соперники бензина | 1 |
17 | Искусственная нефть из каменного угля. Работы Бергиуса | 1 |
18 | Подземная газификация топлива – идея Менделеева | 1 |
19 | Искусственная нефть из газа. Работы Фишера – Тропша | 1 |
20 | Современные биотехнологии – топливо из биомассы | 1 |
21 | Вещества “Большой химии”. Синтезы неорганических веществ | 2 |
22 | Вещества “Большой химии”. Синтезы органических веществ | 2 |
23 | Практическая работа “Получение неорганических веществ” | 2 |
24 | Практическая работа “ Получение органических веществ” | 2 |
25 | Практическая работа “Моделирование молекул” | 2 |
26 | Современное химическое производство. Научные принципы производства. Перспективы в развитии | 2 |
27 | Экскурсия в Политехнический музей – “Химическое производство” | 1 |
28 | Практическая работа по моделированию и конструированию (создание макетов химических производств) | 2 |
29 | Металлургическое производство. Перспективные направления | 2 |
30 | Экскурсия в Политехнический музей – “Металлургия” | 1 |
31 | Мир электронной техники. Полупроводниковые материалы. “Кремниевая долина” | 1 |
32 | Строительные материалы. Скоростная стройка | 1 |
33 | Материалы для авиационной и космической техники | 1 |
34 | Материалы для легкой промышленности | 1 |
35 | Автомобилестроение. Материалы, топливо, присадки. Электромобиль | 1 |
36 | Демографическая проблема. Планирование семьи и репродукции человека. Использование новейших технологий в медицине | 2 |
37 | Болезни века. Фармхимия на страже жизни и здоровья людей | 2 |
38 | Новейшие технологии в лечении болезней | 2 |
39 | Проблема пищевых продуктов. Синтетическая пища | 2 |
40 | Успехи в синтезе белка. Белково-витаминные концентраты (БВК) | 1 |
41 | Транс-жиры | 1 |
42 | Генномодифицированные продукты. Вред и польза | 1 |
43 | Некоторые проблемы сельского хозяйства решают химики | 1 |
44 | Освоение природных ресурсов в суровых климатических зонах. Материалы, снаряжение, оборудование | 1 |
45 | Решение экологических проблем. Биосфера. Ноосфера | 1 |
Итого | 63 |
Список литературы
- “Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.
- “Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.
- “Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.
- Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. “Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.
- Поллер З. “Химия на пути в третье тысячелетие”, 1982.
- “Chemcom”. “Химия и общество” (американское химическое общество), 1995.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Книга по химии”, 1995.
- Максименко О.Б. “Домашняя образовательная библиотека”, 2003.
- Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. “Химия” 8, 9 класс, 2005.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия” 8–11, 2009.
- Габриелян О.С. “Настольная книга учителя химии”, 9 класс, 2001.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. “Методическое пособие”. Химия 11 класс, 2003.
- Колтун М. “Мир химии” – М.: Детская литература, 1988.
Интернет-сайты:
- “Химия и научно-технический прогресс”
- “Техника и естествознание”
- “Достижения химии и биологии”
- “Википедия” http://ru. Wikipedia