Авторская дополнительно-образовательная программа "Химия и научно-технический прогресс"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Направленность ДО-программы

Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по предметам естественно цикла, их межпредметным связям; понимание и осознание учащимися важной роли химии в научно–техническом прогрессе: смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на развитие общества, его эволюцию.

Цели:

Программа рассчитана на:

  • формирование у учащихся научно-технического мировоззрения;
  • осознание учащимися социальной значимости рассматриваемых проблем;
  • понимание ими необходимости осознанного выбора будущей профессии;
  • формирование у них активной жизненной позиции;
  • воспитание у них чувства патриотизма.

Задачи

  • Развивать познавательные способности учащихся.
  • Развивать аналитическое мышление.
  • Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН.
  • Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками.
  • Совершенствовать ЗУН по проведению исследований (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение).
  • Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ.
  • Развивать умение оформлять проекты, делать презентации.
  • Развивать умение видеть и определять приоритеты инновационных технологий.
  • Познакомить учащихся с основами различных химических производств (устройство, принцип действия аппаратов, научные принципы производства).
  • Ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в моделировании и конструировании процессов и аппаратов химических производств.
  • Развивать умения и навыки моделирования и конструирования (создание макетов химических производств на практических занятиях)
  • Совершенствовать практические умения и навыки по проведению химического эксперимента.

Отличительные особенности данной ДО – программы: Программа с социально-значимой направленностью

Возраст детей: 9–11 классы.

Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии

Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций, моделей химических производств, моделей молекул, получение химических веществ “Большой химии”

Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах, семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских)

Содержание дополнительной образовательной программы

Образовательная программа “ Химия и научно – технический прогресс” предусматривает рассмотрение некоторых глобальных проблем человечества, пути и способы разрешения их. Новые подходы, новое мышление, создание и использование “ революционно – прорывных” инновационных технологий – необходимое требование сегодняшнего дня в решении актуальнейших задач, как в мире, так и в нашей стране.

Смена материалов для труда и производства всегда влияло и влияет на технический прогресс в обществе. Роль химии при этом всегда была и остается значительной.

В связи с этим в курсе рассматривается роль химии в научно – техническом прогрессе общества, рассматривается проблема необходимости развития химической промышленности опережающими темпами по отношению к другим отраслям народного хозяйства, необходимости синтеза новых веществ и композиций с заданными свойствами, нужных для решения задач в разных сферах жизни и деятельности человека.

Рассматривается, как конкретно химия способствует развитию машиностроения, авиастроения, электроники, космической техники, легкой промышленности, медицины, пищевой промышленности и др., а значит, способствует научно – техническому прогрессу и развитию общества в целом, т.е. его эволюции. Поэтому в программе рассматриваются проблемы сохранения органического сырья для нужд химической промышленности, разработки и создания принципиально новых альтернативных источников энергии, усовершенствования уже имеющихся технологий.

В программе предусмотрено рассмотрение таких важных аспектов нашей жизни как сохранение здоровья человека, продление лет его жизни. Обеспечение населения продукцией фарминдустрии – одно из важнейших направлений в деятельности ученых – химиков, инженеров, химиков – технологов.

Демографическая проблема особенно актуальна на сегодняшний день в нашей стране.

Новые подходы, новые технологии дают возможность решать некоторые сложные проблемы репродукции человека и планирования семьи. Хотя данная проблема требует к себе более серьезного и комплексного подхода.

Население планеты увеличивается. И проблема обеспечения продуктами питания его является архиважной. Успехи в синтезе белка, создание искусственной и синтетической пищи, геномодифицированных продуктов обнадеживают мир. Хотя здесь еще имеется много своих вопросов и проблем.

Решение экологических проблем также требует от человечества нового подхода и нового мышления. О разумном созидании, разумной деятельности человека говорил еще В.И. Вернадский. Он считал, что биосфера должна стать ноосферой – сферой разума.

Дополнительная образовательная программа рассчитана не только на формирование научно – технического мировоззрения учащихся, но и призывает молодых людей к практическим делам и свершениям, активному участию их в созидательном труде.

В программе предусмотрено выполнение практических работ учащимися, проведение экскурсий в музеи и на заводы; написание рефератов или создание проектов по ходу этого курса. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении тех или иных проблем на уроках, связанных с темой “Химия и научно – технический прогресс”, представляют свои работы, презентации и готовят, таким образом, себя и других учащихся к более осознанному выбору профессии.

Методическое обеспечение ДО программы

Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии

Приемы организации УВП:

  • Словесные (лекции, семинары, беседы)
  • Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
  • Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)

Методы организации УВП:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Метод проблемного изложения
  • Методы научных исследований

Дидактический материал

  • Учебники, пособия, справочники
  • Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)
  • Тематические слайды
  • Аудиовидеофильмы, – фрагменты
  • Тренажеры для выполнения упражнений
  • Образцы творческих работ учащихся
  • Коллекции
  • Таблицы, схемы, рисунки
  • Модели производств
  • Образцы творческих работ учащихся

Техническое оснащение занятий:

  • Компьютер, сканер, принтер,
  • мультимедийный проектор, оверхедпроектор
  • видеодвойка, интерактивная доска
  • Internet
  • Химическая лаборатория
  • Аудиовидеотека
  • К-дискотека

Тематическое планирование
программы по дополнительному образованию
“Химия и научно-технический прогресс”

Темы занятий

Число часов
1 Глобальные проблемы человечества 1
2 Новое мышление по решению глобальных проблем 1
3 Роль химии в научно – техническом прогрессе 2
4 Опережающие темпы развития химической промышленности – необходимый фактор для технического прогресса 1
5 Современные конструкционные материалы 1
6 21 век – век новых материалов 2
7 21 век – век новых технологий 2
8 Органическое сырье – химикам! 1
9 Альтернативные источники энергии 2
10 Возобновляемые источники энергии. Перспективы в использовании их 2
11 Ядерная энергетика. Перспективы в использовании ее 2
12 Термоядерная энергетика. Перспективы в использовании ее 1
13 Гелий -3 – лунное топливо. Перспективы в использовании его 1
14 Водородное топливо. Перспективы в использовании его 1
15 Использование нанотехнологий в энергетике 1
16 Соперники бензина 1
17 Искусственная нефть из каменного угля. Работы Бергиуса 1
18 Подземная газификация топлива – идея Менделеева 1
19 Искусственная нефть из газа. Работы Фишера – Тропша 1
20 Современные биотехнологии – топливо из биомассы 1
21 Вещества “Большой химии”. Синтезы неорганических веществ 2
22 Вещества “Большой химии”. Синтезы органических веществ 2
23 Практическая работа “Получение неорганических веществ” 2
24 Практическая работа “ Получение органических веществ” 2
25 Практическая работа “Моделирование молекул” 2
26 Современное химическое производство. Научные принципы производства. Перспективы в развитии 2
27 Экскурсия в Политехнический музей – “Химическое производство” 1
28 Практическая работа по моделированию и конструированию (создание макетов химических производств) 2
29 Металлургическое производство. Перспективные направления 2
30 Экскурсия в Политехнический музей – “Металлургия” 1
31 Мир электронной техники. Полупроводниковые материалы. “Кремниевая долина” 1
32 Строительные материалы. Скоростная стройка 1
33 Материалы для авиационной и космической техники 1
34 Материалы для легкой промышленности 1
35 Автомобилестроение. Материалы, топливо, присадки. Электромобиль 1
36 Демографическая проблема. Планирование семьи и репродукции человека. Использование новейших технологий в медицине 2
37 Болезни века. Фармхимия на страже жизни и здоровья людей 2
38 Новейшие технологии в лечении болезней 2
39 Проблема пищевых продуктов. Синтетическая пища 2
40 Успехи в синтезе белка. Белково-витаминные концентраты (БВК) 1
41 Транс-жиры 1
42 Генномодифицированные продукты. Вред и польза 1
43 Некоторые проблемы сельского хозяйства решают химики 1
44 Освоение природных ресурсов в суровых климатических зонах. Материалы, снаряжение, оборудование 1
45 Решение экологических проблем. Биосфера. Ноосфера 1
  Итого 63

Список литературы

  1. “Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.
  2. “Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.
  3. “Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.
  4. Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. “Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.
  5. Поллер З. “Химия на пути в третье тысячелетие”, 1982.
  6. “Chemcom”. “Химия и общество” (американское химическое общество), 1995.
  7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Книга по химии”, 1995.
  8. Максименко О.Б. “Домашняя образовательная библиотека”, 2003.
  9. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. “Химия” 8, 9 класс, 2005.
  10. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия” 8–11, 2009.
  11. Габриелян О.С. “Настольная книга учителя химии”, 9 класс, 2001.
  12. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. “Методическое пособие”. Химия 11 класс, 2003.
  13. Колтун М. “Мир химии” – М.: Детская литература, 1988.

Интернет-сайты:

  1. “Химия и научно-технический прогресс”
  2. “Техника и естествознание”
  3. “Достижения химии и биологии”
  4. “Википедия” http://ru. Wikipedia