Урок окружающего мира по теме "Предметы и их признаки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Предметные:

  • научить выделять и описывать признаки предметов
  • научить определять (отгадывать) предмет по набору его признаков
  • учить использованию слов “предмет” и “признак” в общении между людьми

Метапредметные: Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • проговаривать последовательность действий на уроке
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные:

  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использую учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Личностные:

  • оценивать жизненные ситуации с т.зр. общепринятых норм и ценностей

Оборудование: Плакаты по теме урока, объекты и предметы с различными признаками.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент – Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
 
2. Актуализация знаний и постановка проблемы – Посмотрите на картинки на доске.
– На какие группы можно разделить эти фигуры?
– А эти картинки?
По цвету, по форме, по размеру

– по назначению

“Отгадай загадки”. Проблемная ситуация Уч-ль загадывает загадки. Поработайте в паре.

– Как вы догадались? (Побуждение к объяснению слова “признак”)

– Предположите, какая у нас будет тема урока. Что мы узнаем на уроке.

Уч-ль повторяет более правильную и общую формулировку.

Дети высказывают предположения
Игра с киндер-сюрпризом Уч-ль показывает киндер-сюрприз.

Его куда можно отнести: в группу “Еда” или в группу “игрушки”

Можно есть-еда

можно играть

3. Совместное открытие нового знания – Что нам надо сделать?
– Из чего состоит киндер-сюрприз?
– Значит, к каким группам отнесём
– Что нам помогло это узнать
– Попробуем сделать вывод.

Чтобы точнее отличать предметы друг от друга, что надо иногда делать. Состав – это признак предмета.

Открыть-посмотреть

Еда и игрушки

– посмотреть из чего он состоит.

Формулирование темы урока – Слово “признак” произошло от слова “признать”, т.е. угадать и понять.

– О чём сегодня будем говорить на уроке. Что нового узнаем.

О признаках предметов
Различные признаки предметов – Люди, знакомясь с предметами природы, заметили их отличие друг от друга по определённым признакам.

Уч-ль демонстрирует два одинаковых по размеру яблока: зелёное и красное.

– В чём их различие. В цвете
Уч-ль демонстрирует два красных яблока: маленькое и большое.
– В чём их различие? В размере
Уч-ль показывает яблоко и грушу.
– В чём различие. В форме
– Можем ли по признакам определить предмет Да
Игра “Угадай признак”

Работа в паре

  – Круглый, в него играют

Круглое, жёлтое, горячее

Потемнело

Высокое, толстое

Физкультминутка – По каким признакам мы узнаём, что перед нами мяч

“-“-“-“– солнце

“-“-“-“– наступил вечер

“-“-“-“-перед нами дерево, а не трава

 
4. Работа с учебником (с.4.2.) – Существуют и другие признаки, по которым можно выявить свойства предметов.  
1 задание – Откройте учебник.

Уч-ль демонстрирует с помощью наглядных предметов свойства.

– Существуют и другие признаки, по которым можно выявить свойства предметов. Предмет можно узнать по свойствам.

 
2 задание – Подбери нужное слово к каждому рисунку.

Загадка на с.4.3.(вверху)

– Как догадались, что это “часы”

Вывод: узнали предмет по действию

Следующая загадка

Вывод: по составу

Анализ признаков загаданного предмета

Это “часы” “ходят” по действию

Это “ножницы”

5. Первичное закрепление.

Работа в рабочей тетради

– Откройте тетради на с.1.3.№2

Что мы видим? Что это? (состав растения)

Корни-стебли-цветы-плоды
Какую часть растения забыл изобразить художник. Лист
– Послушайте загадку:

Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)

Лес
– Как вы догадались Дерево состоит из ветвей, листьев
– С чем сравнивают ветви, листья.

Это признаки дерева.

С руками, с ладошками

Ствол

По его частям

– Какие признаки не назвали в загадке?
Вывод: Как ещё можно узнать предмет.(по его частям)
6. Выводы – Как можно отличать предметы один от другого? По цвету – форме – размеру – назначению – действию – по составу – по свойствам
7. Итог урока – Что нового узнали? С чем познакомились?

– Сегодня на уроке мы научились выделять признаки предметов, их свойства, научились по отдельным признакам узнавать и различать предметы.

 
8. Игра “Пойми меня” (по времени) На доске с изображениями предметов. Ученик стоит спиной к доске. Дети называют признаки, а ученик должен угадать данный предмет.  
9. Оценивание

Самооценка

Все дети хорошо работали на уроке. Молодцы.

_Кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, поднимитесь на носочки, что просто хорошо работал – тот стоит, а кто собой не доволен –приседает.

– Урок окончен.