Цели:
Предметные:
- научить выделять и описывать признаки предметов
- научить определять (отгадывать) предмет по набору его признаков
- учить использованию слов “предмет” и “признак” в общении между людьми
Метапредметные: Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- проговаривать последовательность действий на уроке
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника
Познавательные:
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использую учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
Личностные:
- оценивать жизненные ситуации с т.зр. общепринятых норм и ценностей
Оборудование: Плакаты по теме урока, объекты и предметы с различными признаками.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | – Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. |
|
2. Актуализация знаний и постановка проблемы | – Посмотрите на картинки на доске.
– На какие группы можно разделить эти фигуры? – А эти картинки? |
По цвету, по форме, по размеру – по назначению |
“Отгадай загадки”. Проблемная ситуация | Уч-ль загадывает загадки.
Поработайте в паре. – Как вы догадались? (Побуждение к объяснению слова “признак”) – Предположите, какая у нас будет тема урока. Что мы узнаем на уроке. Уч-ль повторяет более правильную и общую формулировку. |
Дети высказывают предположения |
Игра с киндер-сюрпризом | Уч-ль показывает киндер-сюрприз. Его куда можно отнести: в группу “Еда” или в группу “игрушки” |
Можно есть-еда можно играть |
3. Совместное открытие нового знания | – Что нам надо сделать? – Из чего состоит киндер-сюрприз? – Значит, к каким группам отнесём – Что нам помогло это узнать – Попробуем сделать вывод. Чтобы точнее отличать предметы друг от друга, что надо иногда делать. Состав – это признак предмета. |
Открыть-посмотреть Еда и игрушки – посмотреть из чего он состоит. |
Формулирование темы урока | – Слово “признак” произошло от
слова “признать”, т.е. угадать и понять. – О чём сегодня будем говорить на уроке. Что нового узнаем. |
О признаках предметов |
Различные признаки предметов | – Люди, знакомясь с предметами
природы, заметили их отличие друг от друга по определённым
признакам.
Уч-ль демонстрирует два одинаковых по размеру яблока: зелёное и красное. |
|
– В чём их различие. | В цвете | |
Уч-ль демонстрирует два красных яблока: маленькое и большое. | ||
– В чём их различие? | В размере | |
Уч-ль показывает яблоко и грушу. | ||
– В чём различие. | В форме | |
– Можем ли по признакам определить предмет | Да | |
Игра “Угадай признак”
Работа в паре |
– Круглый, в него играют Круглое, жёлтое, горячее Потемнело Высокое, толстое |
|
Физкультминутка | – По каким признакам мы узнаём, что
перед нами мяч “-“-“-“– солнце “-“-“-“– наступил вечер “-“-“-“-перед нами дерево, а не трава |
|
4. Работа с учебником (с.4.2.) | – Существуют и другие признаки, по которым можно выявить свойства предметов. | |
1 задание | – Откройте учебник. Уч-ль демонстрирует с помощью наглядных предметов свойства. – Существуют и другие признаки, по которым можно выявить свойства предметов. Предмет можно узнать по свойствам. |
|
2 задание | – Подбери нужное слово к каждому
рисунку. Загадка на с.4.3.(вверху) – Как догадались, что это “часы” Вывод: узнали предмет по действию Следующая загадка Вывод: по составу |
Анализ признаков загаданного
предмета Это “часы” “ходят” по действию Это “ножницы” |
5. Первичное
закрепление. Работа в рабочей тетради |
– Откройте тетради на с.1.3.№2 Что мы видим? Что это? (состав растения) |
Корни-стебли-цветы-плоды |
Какую часть растения забыл изобразить художник. | Лист | |
– Послушайте загадку:
|
Лес | |
– Как вы догадались | Дерево состоит из ветвей, листьев | |
– С чем сравнивают ветви, листья. Это признаки дерева. |
С руками, с ладошками Ствол По его частям |
|
– Какие признаки не назвали в загадке? | ||
Вывод: Как ещё можно узнать предмет.(по его частям) | ||
6. Выводы | – Как можно отличать предметы один от другого? | По цвету – форме – размеру – назначению – действию – по составу – по свойствам |
7. Итог урока | – Что нового узнали? С чем
познакомились? – Сегодня на уроке мы научились выделять признаки предметов, их свойства, научились по отдельным признакам узнавать и различать предметы. |
|
8. Игра “Пойми меня” (по времени) | На доске с изображениями предметов. Ученик стоит спиной к доске. Дети называют признаки, а ученик должен угадать данный предмет. | |
9. Оценивание Самооценка |
Все дети хорошо работали на уроке.
Молодцы. _Кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, поднимитесь на носочки, что просто хорошо работал – тот стоит, а кто собой не доволен –приседает. – Урок окончен. |