Анотация
Актуальность данной темы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способность к сотрудничеству, умение работать с информацией. В связи с этим, роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.
Задачи учебного модуля
- актуализация и систематизация знаний и умений учителя, необходимых для организации образовательного процесса в начальной школе с использованием ЦОР, соответствующей специальному уровню профессиональной компетентности учителя;
- формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при организации изучения программного материала начальной школы в профессиональной деятельности учителя начальных классов;
- развитие умений оценки содержательной и технологической характеристик ЦОР с позиций их методической целесообразности и возможности использования при работе в начальной школе;
- формирование умений, обеспечивающих квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение процесса использования ЦОР в школьной практике обучения;
- формирование элементов информационной и коммуникационной компетентности как ключевых, необходимых для успешной профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:
- сформированность умения решать следующие типовые задачи в области учебно-воспитательной деятельности:
- использование цифровых образовательных ресурсов и научное обоснование целесообразности их применения;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся.
- слушатели должны знать основные принципы использования ЦОР, их роль в процессе формирования самостоятельности, креативности, рефлексии и ключевых компетентностей младшего школьника;
- слушатели должны уметь выявлять дидактические возможности ресурса и его развивающий потенциал;
- слушатели должны овладеть навыками работы с ЦОР, предназначенными для начальной школы.
В мою работу включены теоретические материалы, в сжатой форме раскрывающие понятие ЦОР, основные принципы использования ЦОР, их роль в процессе формирования самостоятельности,креативности рефлексии и ключевых компетентностей, а также значение ЦОР в формировании чувственного образа и абстрактного мышления младшего школьника. Данная работа содержит рекомендации по использованию единой коллекции ЦОР, рекомендации по экспертизе ЦОР.
Введение
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью ЦОР и интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.
Преимущества ЦОР для учащихся
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
- При работе с ЦОР возникают некоторые трудности:
- Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
- Временные затраты на подготовку урока очень велики.
- Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Таким образом, положительные возможности ЦОР налицо! Перечислим их ещё раз:
Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.
Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.
ЦОР помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материа
- Дает возможности для профессионального роста;
- Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
- Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
- Повышение уровня использования наглядности на уроке;
- Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
- Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
- Рост качества знаний.
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствуют поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями. В состав каждого набора ЦОР обязательно входят рубрикаторы «Оглавление учебника», «Поурочное планирование» и «Методические рекомендации».
Первый рубрикатор — «Оглавление учебника» — полностью соответствует оглавлению школьного учебника, так как цифровые ресурсы сгруппированы по параграфам этого учебник
Электронный журнал интегрирован и с локальной коллекцией: поурочное планирование можно не только сформировать полностью самостоятельно, но воспользоваться готовым поурочным планированием, загруженным в локальную коллекцию из Единой коллекции образовательных ресурсов.
В этом случае к каждому уроку, окажутся автоматически прикреплены цифровые ресурсы, рекомендованные авторами поурочного планирования.
Журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель назначает задания и всему классу целиком, и подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий. Причем ученикам могут предлагаться как тесты, автоматически оценивающие результаты учащихся, так и задания творческого характера.
На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря, но и качеству усвоения материала.
Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов.
Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.
Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)
Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.
Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок.
Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.
Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)
Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для контроля).
Технологическое направление, как наиболее компьютеризованное, полностью зависит от технического оснащения учебного процесса, что требует от школы создания информационной среды начального обучения. Это направление развивается на основе концепции о «компьютерном всеобуче» при наличии необходимой технической базы. Суть ее в том, что «компьютер для учащегося – рабочий инструмент, используемый в различных сферах деятельности».
Подводя итог анализа разработок в области информатизации в начальной школе, можно сказать, что информационная деятельность детей должна и способна решать задачи:
- вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на определенный уровень для их успешного обучения в средней школе, несмотря на неоднородность методической и технической поддержки обучения информатике в начальной школе;
- создать в начальной школе методические условия для овладения элементарной информационной культурой;
- сформировать информационную среду начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным предметам;
- воспитать у детей культуру творческого общения, стимулировать экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в обучение высокий уровень мотивации к познанию.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Полностью текст работы приведен в Приложении.