Цели:
Обучающие:
- рассмотреть примеры вида +2, –2;
- повторить счет в прямом и обратном порядке;
- закреплять навык нахождения ответа разными способами;
- совершенствовать навык письма цифр;
- развивать умения анализировать записи и выбирать соответствующий знак;
- вызвать интерес к изучению математики.
Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать чувство доброты, взаимовыручки.
Тип урока: урок – объяснение нового материала.
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio, оборудование Spectra «Математические кораблики», рабочие тетради: «Математика» 1 класс Е.Э. Кочурова, «Я учусь считать» Е.Э. Кочурова, учебник В. Н. Рудницкой «Математика» 1 часть, 1 класс.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера. Подарите друг другу улыбку. Посмотрите на доску – Вам улыбается солнышко! (1 слайд)
II. Устный счёт.
1. Счёт в прямом и обратном направлениях, начиная с любого числа.
– Продолжите счёт, называя числа шёпотом через одно (1,2(шёпотом),3(4),5 …)
– Продолжите ряд, называя числа от 10 через одно (10, 8, 6 и т.д.)
2. Арифметический диктант.
– Какое число при счёте следует за числом 8?
– Назови предыдущее число числа 5; назови последующее число числа 3.
– Покажи соседей числа 9; 3; 7.
– Увеличь 6 на 1 и ещё раз на 1.
– Уменьши 7 на 1.
Уменьши 9 на 1 и ещё раз на 1.
3. Задание для смекалистых.
Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько.)
4. Задачи в стихах.
Два мышонка грызли корку,
Два – сырок тащили в норку.
Сколько их у нас в квартире?
Два плюс два – всего … .(4)
Васька – ловкий рыбачок –
Ловит рыбок на крючок.
Трёх поймал он на рассвете,
Трёх поймал в вечерний час.
Три плюс три, любой ответит
То, что рыбок … у нас. (6)Кошка в кубики играла,
Кошка кубик потеряла,
Закружилась голова…
Было – три, осталось – ….(2)
III. Сообщение темы урока
Работа с интерактивной приставкой Mimio.
Задание 1.
Найдите «лишнюю» фигуру в каждой строчке.
(Лишняя фигура:
- в первой строчке – большой треугольник;
- во второй – закрашенный треугольник;
- в третьей – 1) квадрат; 2) квадрат зеленого цвета).
Задание 2 (работа в тетради).
– Рассмотрите рисунки (на доске составлена запись из картинок).
– Нарисуйте ответ.
– Что у вас получилось?
– Сравните свое решение с записью на доске
Задание 3.
– Рассмотрите рисунки на доске.
Сравните количество фигур на каждом рисунке (на 1 рисунке – одинаковое количество и ; на 2 – на 2 меньше; на 3 – на 2 меньше).
Сегодня на уроке рассмотрим случаи увеличения и уменьшения числа на 2.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Задание 1 (стр. 58) с использованием оборудования Spectra «Математические кораблики».
Сколько на рисунке репок? (3) Морковок? (6) Редисок? (2) Вилков капусты? (4)
Рассмотрите таблицу в учебнике. Расскажите, как она построена. Выложите фишки в таблицу.
– Что значит выражение «больше на 2»? (Столько же и ещё 2)
– Что значит выражение «меньше на 2»? (Столько же, но без 2)
Задание 2 (стр. 58)
– Прочитайте запись: 3+2 (К трём прибавить два.)
– Получите ответ разными способами, используя линейку.
Дети предлагают свои варианты:
– Прочитайте запись: 7-2 (Из 7 вычесть 2)
– Получите ответ разными способами, используя линейку.
Задание 3. Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2, используя «Математические кораблики».
– Положите перед собой «Математические кораблики» (на доске демонстрационный магнитный плакат).
– Возьмите 6 фишек, уменьшите на 2.
– Сколько получилось?
– Возьмите 8 фишек, увеличьте на 2
– Возьмите 5 фишек, увеличьте на 2
– Возьмите 3 фишки, уменьшите на 2
– Возьмите 4 фишки, уменьшите на 2
Задание 4 (стр. 59) (В гостях у белочки и ёжика)
– Какое задание приготовила белочка? (Каждое число надо увеличить на 2)
– Какое задание приготовил ёжик? (Каждое число надо уменьшить на 2)
Учащиеся выполняют вычисления, используя «Математические кораблики».
Физкультминутка
Вы работали отлично, отдохнуть пора сейчас.
И зарядка к вам привычно на урок приходит в класс.
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре улетела.
Задание 5 (стр. 59)
– Рассмотрите рисунок. Придумайте вопросы. Составьте записи.
Вопросы:
а) В корзинке было 8 перцев, забрали один зелёный перец. Сколько осталось? (8-1=7)
б) На тарелке было 8 перцев, забрали 4 красных перца. Сколько осталось? (8-4=4)
в) На сколько больше жёлтых перцев, чем зелёных? (3-1=2)
Задание 6 (стр. 59)
– Сколько карточек? (3) Чем они похожи? Чем отличаются?
– На какой карточке записаны все цифры? (На синей карточке)
– Какие цифры пропущены на зелёной карточке? (3,6)
– Какие цифры пропущены на жёлтой карточке? (Цифра 0)
V. Работа в печатной тетради.
– Моделирование (рисуем фишки) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2.
– Прибавление и вычитание числа 2 (составление модели и использование линейки).
– Письмо цифр.
– Дополнение модели состава числа 9 (рисование фишек).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что значит «увеличить на 2»? (Столько же и ещё 2)
– Что значит «уменьшить на 2»? (Столько же, но без 2)
– Какие задания больше понравились?
– Нарисуйте солнышко – настроение (весёлое, хмурое, грустное), оценивая свою работу на уроке.