Тема урока: "Число четыре. Цифра 4. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить с получением числа четыре путем прибавления 1 к числу 3 и обозначением его цифрой 4;
  • учить писать цифру 4;
  • усвоить состав числа 4, все случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 4;
  • способствовать развитию внимания, логического мышления, речи, кругозора учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, сотрудничества, умения работать в паре.

Оборудование: компьютер, проектор, числовые карточки.

Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали удачи. Сели ровно, не забываем о правильной посадке, о том, что нужно быть активным и внимательным на уроке.

I. Актуализация знаний.

Любопытная точка приглашает нас в страну Математики, в гости к числам. Но чтобы попасть туда, мы должны выполнить несколько заданий. <Рисунок 1 (Точка)>

– Все ребята готовы выполнять задания?

– Итак, в путь!

– Поднимите руку, у кого на столе лежит карточка?

(Выполняют индивидуальные задания.)

– Внимание на доску. Назовите фигуры. <Рисунок 2 (на доске)>

– Сосчитайте фигуры. Сколько их?

– Продолжите ряд на две фигуры.

– Какими они будут по счету в натуральном ряду чисел?

– Обозначьте их карточками-числами.

– На какие группы можно разделить фигуры?

(По форме и цвету.)

– На сколько групп разделили по цвету?

Ребята, мы не можем попасть в Страну Математики, т.к. ступеньки, ведущие туда, перепутаны.

– Найдите ошибку в числовом ряду, исправьте ее, объясните свое решение.

(После числа 1 должно стоять число 2. После числа 2 – стоит 3. 1 и 3 – соседи числа 2.)

– Какие числа мы уже умеем записывать цифрами? (1, 2, 3).

– Поставьте их под числовыми карточками.

– Как получить последующее число?

– На сколько последующее число больше предыдущего?

– Как получить предыдущее число?

– Назовите соседей числа 3.

– Какое из них предыдущее?

– Какое последующее?

– Как получили 3? (К 2 + 1)

– Какое число следует за числом 3?

II. “Открытие” нового знания и формулировка темы урока.

– Кто догадался, в гости к какому числу отправимся с Точкой? Какова тема нашего урока?

(Познакомимся с числом 4, Презентация. Слайд 1, читаем тему.)

Да, узнаем, как получить число 4, какой цифрой это число записывается, научимся писать эту цифру, познакомимся с составом числа 4. Итак отправляемся в полет!

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

Сели. Посадка. Прилетели в страну Математической точки. Послушайте стихи, которые помогут нам получить число 4.

К речке бежали трое утят.
Свежей воды все напиться хотят.
Уточка – мама за ними спешит.
Сколько их вместе? Скорее скажи.

Приготовьте счетные палочки.

– Сколько утят было? (3) Выложите столько палочек.

– Сколько уточек спешило за ними? (1) Положили еще 1 палочку.

– Сколько их стало вместе?(4)

– Как получили 4? (к 3 + 1)

Назовите соседей числа 4 (3 – предыдущее, 5 – последующее.)

Внимание на доску. Слайд 2.

– Кого вы видите на картинке? (Птиц.)

– Какие это птицы? (зимующие.)

Птицы – наши друзья. Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

– Сколько птиц изображено?

– Сколько синиц? Клестов?

– Как получили 4? (к 3 + 1)

– Как еще можно получить 4? (к 1 + 3)

Рассмотрим следующую иллюстрацию.

– Что видим? (Грибы.)

– Какие грибы? Что вы о них знаете?

А вы знаете, что ядовитый гриб мухомор для лосей – ценное лекарство.

– Сколько мухоморов?

– Сколько белых грибов?

– Сколько всего?

– Как получили 4? (к 2 + 2)

Подумайте, где в жизни мы встречаемся с числом 4? Слайд 3.

Бегут четыре колеса
Резиною обуты
Что ты пройдешь за два часа,
Они за две минуты.

Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола
И по четыре лапки
У мышки и у кошки.

III. Письмо числа 4.

Любопытная точка приглашает вас обратиться к учебнику.

Откройте учебник на с.48. Прочитайте выделенный текст. (Ученики читают.)

– Каким знаком записано число 4? (цифрой 4)

– На что похожа цифра 4?

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(С.Маршак)

Поставим цифру 4 в числовом ряду.

– Прочитайте задание на с.48 № 4.

Прежде чем приступить к записи цифры 4, подумайте, какая закономерность прослеживается в первой строке? Обсудите в парах. (В каждой следующей группе на одну цифру больше)

– Посмотрите, как правильно написать цифру 4, Слайд 4.

Ведем прямую наклонную линию до серединки клеточки, повернули вправо, получился уголок. Ведем вторую наклонную линию до нижней стороны клеточки.

– Запишите цифру 4 в тетради, соблюдая закономерность.

– Рассмотрим следующую строку.

– Обсудите в парах, как ее продолжить.

– Какая пара уже справилась с заданием? (Цифры записывают в прямом, потом в обратном порядке.)

– Обведите. Продолжите ряд.

– Обсудите, как продолжить следующую строку?

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями. Сверим записи пары с записями на доске, Слайд 5.

– Кто нашел ошибку?

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

IV. Любопытная точка приглашает вас выполнить задание № 5 на с. 49.

– Сколько вишен на картинке слева? (4)

– На картинке справа? (3)

– Почему? (1 съели)

– Как получили 3? (4 – 1)

Выполняем № 6 с.49

V. Наши друзья Вова и Лена затеяли спор. Как разбить вагоны на группы?

Вова считает, что нужно вагоны разделить по размеру.

Лена думает, что нужно разбить вагоны по цвету.

– Кто из детей прав? Давайте выясним.

– Кто согласен с Вовой? Поднимите руку.

Вы будете разбивать вагоны по размеру и глядя на опору, составлять равенства в тетради.

– Кто согласен с Леной? Поднимите руку.

Используя опору, разбейте вагоны по цвету и составьте в тетради равенства.

– Кто может найти значение выражений без опорных схем? Поднимите руку.

Вы будете выполнять в тетради № 4.

Проверка.

– Назовите равенства с ответом 4. (1 + 3 = 4; 3 + 1 = 4; 2 + 2 =4.)

– Кто прочитает равенства с ответом 3? (4 – 1 = 3; 2 + 1 = 3.)

– С ответом 2? (4 – 2 = 2).

– С ответом 1? (4 – 3 = 1).

– Кто прав? Вова или Лена? (и Вова, и Лена).

Число 4 можно составить по-разному.

Вывод. Как можно составить число 4? Слайд 6.

Сверим наши выводы с выводом в учебнике. Прочитаем внизу на с.49, как составить число 4? Слайд 6.

VI. Итог урока.

С каким числом познакомились?

– Каким знаком его записывают?

– Что узнали о составе числа 4?

– Как вы считаете, цель урока достигнута? (Да, мы научились писать цифру 4, познакомились с числом 4 и выяснили его состав.)

Точке очень понравилось путешествовать вместе с вами по стране Математики. И она обязательно пригласит вас в следующее путешествие.

Список литературы:

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. 1-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Баласс, 2010.
  2. Козлова С.А., Кремлева И.И., Рубин А.Г. Математика. 1-й класс: Методические рекомендации для учителя – М.: Баласс, 2010.