Пояснительная записка
Изучение курса «Основы экономики» в «специальной (коррекционной) школе» имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение «Основы экономики» поможет достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, обеспечить их жизнестойкости в современных социально-экономических условиях.
Учебный материал по экономики, в силу своего содержания, обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно-отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, применять их в практической деятельности.
Основными задачами данного курса являются:
- Познакомить учащихся с понятиями «экономика, как ведение хозяйства»;
- Обобщить знания об экономических документах;
- Познакомить с экономическими объектами;
- Показать необходимость человеку элементарных экономических знаний и умение применять их в быту.
С учетом сниженных познавательных возможностей учащихся к учению, на занятиях предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической деятельности обеспечивают разумное поведение в реальных жизненных ситуациях.
Учитывая десятилетний опыт работы и места прохождения производственной практики учащимися 10-11 классов, возникла необходимость введения новых тем для изучения.
Переработанная, дополненная и адаптированная программа состоит из следующих разделов:
- Экономика, как хозяйство;
- Человек и собственность;
- Человек, как работник;
- Человек, как потребитель;
Эти разделы изучаются в 10 классе
- Человек, как потребитель (продолжение)
- Услуги: финансовые, страховые, нотариальные, платные медицинские
- Человек, как член общества
Эти темы изучаются в 11 классе
Курс предусматривает проведение практических
работ и подготовку рефератов.
На изучение курса экономики отводится 34 часа (1
час в неделю).
Программа 10-го класса
Экономика, как хозяйство
- Понятие об экономике.
- Натуральное хозяйство.
- Бартер.
- Товарное хозяйство.
- Разделение труда (специализация).
- Отрасли экономики.
- Рыночная система экономики.
Человек и собственность
- Собственность.
- Приватизация.
- Ценные бумаги: акции, облигации.
- Рынок ценных бумаг.
- Бедность. Богатство.
- Прожиточный минимум.
- Инфляция.
Человек, как работник.
- Заработная плата (повременная, сдельная).
- Рынок труда.
- Трудовой договор.
- Профсоюзы.
- Безработица.
- Биржа труда.
Человек, как потребитель.
- Торговля. Виды торговли (розничная, оптовая, биржевая).
- Товары в кредит.
- Реклама.
- Сведения о штрих-коде.
- Индекс Е.
- Символы и обозначения на товарах.
Семейная экономика
- Бюджет семьи (доходы, расходы).
- Деньги. Современные деньги.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10-го класса
Учащиеся должны знать:
– из чего складывается экономическое развитие страны;
– натуральное и торговое хозяйство;
– разделение труда;
– производительность труда;
– иметь представление об экономических объектах (биржа труда, торговля). Знать их назначение и определять вид деятельности;
– знать названия экономических документов (ценные бумаги, трудовой договор, кассовый чек, гарантийный талон), назначение документов, права и обязанности владельца документов, срок действия документов.
Учащиеся должны уметь:
– устанавливать цену выбора, обосновывать принятые решения;
– устанавливать равноценность натурального обмена;
– отличать бартер от покупки;
– знать, как начисляется заработная плата;
– определять совокупный доход семьи;
– планировать расходы.
Для учащихся 3 группы достаточно иметь представление о выше перечисленных экономических объектах и документах.
Программа 11-го класса
Повторение – 4 часа
- Производство.
- Факторы производства.
- Фирмы. Виды фирм.
Человек, как потребитель.
- Потребности.
- Потребитель. Потребление.
- Права потребителя.
- Недостаток товара.
- Гарантийный срок. Срок годности.
- Закон РФ «О защите прав потребителей».
Финансовые услуги
- Банк. Виды банков.
- Виды вкладов.
- Банковский кредит.
Страховые услуги
- Страховой случай.
- Виды страховых компаний.
Нотариальные услуги.
- Нотариус. Распространенные нотариальные действия.
- Платные медицинские услуги.
Человек, как член общества.
- Налоги. На что расходуются налоги.
- Социальная защита населения.
- Виды социальной помощи нуждающимся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11-го класса
Учащиеся должны знать:
– природные ресурсы;
– производство, факторы производства;
– основные виды потребностей;
– обязательное и добровольное страхование;
– платные медицинские услуги;
– экономические объекты (фирма, банк, нотариальная контора), их назначения и вид деятельности;
– названия экономических документов (закон РФ « О защите прав потребителей»), назначение документов, права и обязанности владельца документов, срок действия документов.
Учащиеся должны уметь:
– рассуждать о рациональности своего гардероба;
– уметь, по конкретным признакам, судить о качестве товара, анализировать реальные ситуации, связанные с обменом товара.
Для учащихся 3 группы достаточно иметь представление о вышеперечисленных экономических объектах и документах.
Литература
- Т.Н. Стариченко. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 8 вида. Учебно-методическое пособие. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004 г.
- И.В. Лисиц. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 7-8 классов, 9 класса, общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Издательство «Вита – Пресс» Москва 1999 г.
Приложения: Тематическое планирование
- 10 класс
- I четверть (Приложение 1)
- II четверть (Приложение 2)
- III четверть (Приложение 3)
- IV четверть (Приложение 4)
- 11 класс
- I четверть (Приложение 5)
- II четверть (Приложение 6)
- II четверть (Приложение 7)
- IV четверть (Приложение 8)