Форма проведения: беседа.
Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности.
Задачи: обратить внимание воспитанников на одну из самых животрепещущих и актуальных тем подростков; формировать правильное взаимоотношение полов.
ХОД БЕСЕДЫ
Введение
Воспитатель: Ребята, сегодня День
Святого Валентина, и речь пойдет о
чувстве,которое характерно для каждого
человека.Как вы думаете,что
это за чувство?
Действительно – любовь. Любовь может быть
разной: к родине, к родственникам, к родителям, к
природе, к мужчине или женщине. Так о какой же
любви у нас пойдет речь? (мальчика к девочке и
девочки к мальчику) . Сегодня мы поговорим с вами
о любви к противоположному полу. О любви, которая
рано или поздно придёт к каждому из вас. А может
быть уже и приходила.
Исполнение песни «Снегопад».
1 ведущий: Начнем мы разговор с высказываний о любви, которые принадлежат известным людям.
Возможные высказывания (презентация)
- “Любовь – это язык Бога, поддерживающий нашу душу”. (Л.Ребе)
- “Если собираешься кого-нибудь полюбить, научись сначала прощать”. (А.Вампилов)
- Любовь – это такое чувство, о котором можно говорить только с тем, кого любишь”. (П.Сычёв)
- “У первой любви, легковерной и мнительной, всегда свои причуды”. (К.Седых)
- “Любить – значит делать добро”. (Л.Толстой)
Сказка о любви
2 ведущий: Очень сложно ответить на вопрос: »Что такое любовь?» В разные времена писатели, поэты, мыслители достаточно много высказывались на тему любви. Сегодня мы с вами тоже попытаемся ответить на этот не простой вопрос. В этом нам поможет старая сказка, которую когда-то давно Василию Сухомлинскому рассказала его бабушка. Я попрошу рассказать нам её.
Сказка
Бог создал мир, он расселил живые существа на
земле, научил продолжать род. Отвел мужчине и
женщине поле, показал, как строить шалаш, дал
мужчине лопату, женщине – горсть зерна.
Пришел Бог с Архангелом Гавриилом на Землю через
год. Видят – рожь колосится, шалаш построен, а
рядом колыбелька, и в ней спящий ребенок. На земле
сидят и смотрят в глаза друг другу мужчина и
женщина. И увидел Бог в этом взгляде что-то
сильное, нежное и совершенно ему непонятное.
“Что это?” – спросил Бог Архангела. “Это –
любовь”, – ответил ему Гавриил. “Но ведь я её не
создал! – воскликнул Бог. – Что ж, человек, отныне
ты будешь стареть. Каждый день будет уносить твою
молодость. А через тридцать лет я приду и
посмотрю, что осталось от твоей любви”.
Прошли годы. Спустился Бог с Архангелом на землю
вновь. На месте шалаша стоит изба, цветут сады,
вокруг раскинулись поля, а на них работают дети,
рядом резвятся внуки. А на крылечке сидят,
взявшись за руки, мужчина и женщина... и смотрят в
глаза друг другу. И взгляд их столь же прекрасен!
Он прекраснее цветущих садов, утреннего неба,
прекраснее всего того, что создал Бог. И
появилось в этом взгляде что-то еще, что никогда
не видел Бог. “А это что?”– спросил Бог Гавриила.
“Вера”,– ответил ему Архангел. Разгневался Бог:
“Берегись, человек. Я приду через три года и
посмотрю – остался ли этот свет в твоих глазах”.
Пришли Бог с Архангелом через три года и видят:
сидит около маленького холмика старик, глаза
грустные, грустные, но кроме скорби и грусти в них
всё тот же прекрасный свет, ставший еще сильней.
“Память сердца”,– сказал Архангел.
Повернулся Бог, в поле стояли, взявшись за руки,
мужчина и женщина и смотрели в глаза друг другу...
И ушел Бог с Земли на небо, так и не поняв, что же
это такое – любовь. А на Земле остался человек.
Воспитатель: Скажите, какой вывод вы сделали для себя? Так что же такое любовь?
Примеры высказываний учащихся класса:
- Любовь – это такая штука, когда испытываешь чувства к любимому человеку. Без которого сложно, которого хочется постоянно видеть, обнимать, общаться. С которым хочется быть каждую секунду.
- Любовь – это порыв страстей.
- Любовь – это необъяснимое чувство.
- Любовь – это нечто для каждого. Для кого-то это высшее чувство, а для кого-то это просто слова.
- Любовь – это когда душа видит свое отражение в другом человеке. Это дружба, страсть, романтика, привязанность.
- Любовь – это взаимопонимание и доверие друг к другу.
- Любовь – это иллюзия, игра, потребность. Хочется узнать и почувствовать что-то новое.
- Любовь – это прекрасное чувство.
Любовь или влюблённость?
Воспитатель: Вроде бы все понятно из ваших высказываний, но…Чтобы продолжить наш разговор, послушайте небольшой рассказ из дневника вашей сверстницы Ани.
1 ведущий: Сегодня я видела Марину. Её
лицо было белое как бумага, а глаза красные, как
будто она проплакала весь день. Я спросила её, что
случилось, и она опять заплакала. Она сказала, что
мальчик, с которым она дружила, нашел себе другую
подружку, а её бросил. Он даже сказал своим
друзьям, что она – эгоистичная дура. Просто не
могу себе представить, что это правда. Я так
завидовала Марине, это была моя тайна. Я
завидовала её красивой одежде, её взрослости,
тому, что у неё есть мальчик, который ходит к ней
каждый день. Но теперь мне её просто жалко. Она
похожа на сломанную куклу. Может быть, она и
хорошенькая, но теперь я ни за что не хотела бы
оказаться на её месте.
Раньше я никогда об этом не думала. Каждый раз,
когда я видела их обнимающимися у нас в холле, я
чувствовала такую зависть. Я думала: «Вот если бы
нашелся человек, который считал бы меня такой
красивой!» Мне никогда не приходило в голову, чем
закончится их роман. Но теперь я так рада что я –
это я. Я могу делать всё что угодно. Мне не нужно
беспокоиться о том, чтобы доставить удовольствие
какому-нибудь мальчику. И я не боюсь остаться в
одиночестве, если сделаю, что-нибудь не так. Я
могу дружить со всеми, кто мне нравится, – и с
ребятами, и с девчонками. Я не хочу быть сломанной
куклой, как Марина. Я хочу, чтобы у меня в жизни
была только одна любовь, и чтобы это случилось
позднее, а не сейчас. Мама сказала, что я похожа на
растущий цветок, и теперь я понимаю, что она имела
в виду. Я думаю, что Маринин цветок открылся
слишком рано, и теперь она чувствует себя
одинокой, брошенной и неуверенной в себе. Бедная
Марина, я рада, что всё это случилось не со мной.
Воспитатель (вопросы для
обсуждения): Встречались ли вы с подобной
ситуацией? Была ли любовь у Марины? Если это не
любовь, тогда что же?
– А чем же отличается влюбленность от любви?
Влюблённость:
– Влюблённость прежде всего думает о себе:
«Когда он рядом, я так счастлива!»
– Влюблённость быстро растет и неожиданно
исчезает.
– Влюблённость смотрит на внешность человека, а
не на его сердце.
– Когда вы увлечены кем-то, от этого часто
страдают ваша учёба, отношения с друзьями и т.д.
– Вы думаете, что тот, в кого вы влюблены,
совершенен и не видите в нем никаких недостатков.
Любовь:
– Любовь направлена на благо другого человека.
– Настоящая любовь начинается медленно и с
течением времени растет, становясь все глубже.
Исполнение песни «Я ничего не хочу».
1 ведущий: Когда мы увлечены, то нам может казаться, что у нас появились крылья; мы радуемся, и нам хочется поделиться этой радостью со всем миром. Конечно, в этом нет ничего плохого. Но наряду с этим в состоянии влюблённости человек бывает настолько поглощён своими чувствами, что часто принимает необдуманные решения, о которых впоследствии приходиться сожалеть. Если, скажем, мы пришли домой на два часа позже, чем обещали, из-за того, что бегали на свидание, то это ещё можно как-то исправить. Но есть одно решение, которое может оказать влияние на всю нашу последующую жизнь, и поэтому о наших чувствах важно задуматься уже сейчас.
2 ведущий: Когда мы влюблены, нам необходимо научиться контролировать свои чувства, а не подчиняться любым их порывам. Иногда нам придётся сознательно управлять ими, и только тогда мы сможем обрести свободу любить. Влюблённость – это прекрасное чувство, но не забывайте, что это ещё не любовь.
Стихотворение «Чувства».
Исполнение песни «Осенний сад».
1 ведущий:
Хоть и говорят любовь прекрасна,
Но не забывайте,подчас она коварна и опасна.
Сейчас мы в 21 веке.
И здесь любовь уже не та, как у Ромео и Джульеты...
Сценка «Встреча в саду Ромы и Даши»
2 ведущий:
Бывает и такое к сожаленью,
У каждого свои понятия, своя любовь.
Свод нравственных правил, необходимых знать юноше и девушке
Воспитатель: Давайте попробуем определить те правила, которые необходимо знать юноше и девушке (памятка раздать и зачитать.)
1. Смотреть на первую любовь, как на чувство
нуждающееся в особом самоконтроле и дисциплине,
и сознавать ответственность и перед собой, и
перед любимым, и перед близкими, и перед
обществом
2. Сознавать необходимость сдержанности чувств и
недопустимость физической близости между
любящими до наступления социальной зрелости и
экономической готовности образовать семью и
нести ответственность за все последствия своих
отношений.
3. Бережно относиться к любимому человеку.
5. Не хвастаться своей любовью.
6. Не ставить в неудобное положение предмет своей
любви, оберегать его от насмешек посторонних и
самому не давать для этого повода.
Воспитатель: Соблюдение названных норм, требований любящими защищает и оберегает раннюю первую любовь.
Стихотворение «Школьный романс».
Заключение
Воспитатель: Любовь разная: счастливая и горькая, взаимная и безответная; любовь – радость, любовь – страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше. Достоевский говорил, что любовь – это тайна, которая должна быть скрыта от всех людских глаз.
Ведущие: Мы желаем найти всем вам свою любовь.
Рефлексия
Воспитатель: На сердечках из цветной бумаги напишите ваше мнение о теме классного часа, может быть изобразите графически в виде рисунка и закрепите на доске.