Дифференциация звуков и букв "С, Ш" "Путешествие в Простоквашино"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: подготовка детей к обучению в школе, развитие  фонематического слуха и языковой компетенции будущих первоклассников.

Задачи:  

  • Коррекционно-обучающие:
    • учить выделять звуки С, Ш из прямого слога; определять место звука в слове;
    • формировать лексико-грамматический строй: пополнять словарь антонимов, согласовывать существительные и прилагательные в единственном числе, мужском, женском и среднем роде; развивать  навык построения сложных предложений с союзом а;
    • упражнять детей в звуковом анализе двусложного слова со стечением согласных;
    • учить отвечать на вопросы  полно и точно.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков С,Ш по артикуляционному признаку;
    • развивать  артикуляционную  моторику,  мелкую моторику пальцев рук,  речевое дыхание;
    • развивать логическое  мышление, внимание.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формировать положительную  мотивацию к учению;
    • воспитывать умение слушать сверстников и логопеда;
    • учить  выполнять действия в соответствии с инструкцией;
    • воспитывать  доброжелательные  отношения,   усидчивость.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».

Оборудование: магнитные буквы С,Ш, пальчиковый бассейн,   наборы символов  для звукового анализа, смайлы для рефлексии.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Ритуал начала занятия:  «Круг добра»

(Дети входят и становятся в круг)

– Здравствуйте , ребята! Сегодня нам предстоит необычное путешествие. А чтобы оно было приятным надо открыть заветную дверку.

Ключик в сердце повернись, (левая рука  на груди)
Дверка в сердце отворись,      (правая рука на груди)
Скажи волшебные слова
«Я, мой друг, люблю тебя!» (дети объединяются в круг, держась за руки)

2. Уточнение артикуляции звуков С, Ш

– Дети, к нам в гости сегодня пришел пес Шарик. 
– Назовите последний звук в слове «пес». (С)
– А теперь назовите  первый звук в его кличке «Шарик». (Ш)
– А вы знаете,  как называется мультфильм с участием этого героя? (Мультфильм называется Каникулы в Простоквашино).
– Чем мечтал заниматься Шарик? (Охотиться).
– Сегодня  пес Шарик предлагает вам  поохотиться на звуки С-Ш .
– Послушайте стишок от Шарика про звук С.

Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти , звук С-С-С произнеси.

– Какой звук С? (Согласный, глухой)
– Где находится язык, когда мы  произносим звук? (У нижних  зубов)
– Какую стрелочку выберем? (Ту, которая показывает  направление сверху вниз)
– А теперь послушайте стишок про звук Ш:

Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше,
Сделаем из язычка чашечку ,подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво осторожно
Чтобы ветерок бежал,  
Чтобы Ш-Ш-Ш, как шелк,  шуршал.

– Какой звук Ш? (Согласный, твердый, глухой)
– Где находится язычок? (У верхних зубов)
– Какую стрелочку выберем? (Ту, которая показывает  направление снизу вверх)
– Чем отличаются  звуки С, Ш? (Положением языка: у звука С – внизу,у звука  Ш – вверху).

3. Фонетическая зарядка

1) – Послушайте песенку, запомните и потом повторите.

СА-СА-ША            ШО-ШО-СО
ШО-СО-ШО           ША-СА-ША
УС-УШ-УС            ШУ-СУ-ШУ

Са-са-са – бегает лиса
Су-су-су – не поймаем мы лису.
Ша-ша-ша – Наша Маша хороша
Шо-шо-шо – у нас в группе хорошо.

2) – А теперь пес Шарик предлагает вам поиграть в игру «Угадай-ка» .Какой звук он загадал, определите по положению стрелочки.

4. Пальчиковая гимнастика

– Ребята! Шарик приготовил вам сюрприз. Но он спрятан на дне бассейна. Давайте посмотрим!

(Дети проходят к  пальчиковому бассейну, наполненному фасолью и вытаскивают из него буквы)

– Какие буквы вы вытащили из бассейна? (буквы С и Ш)

5. Соотнесение звуков и букв в отгадках

–  А какими буквами обозначаются звуки с, ш?
– Теперь я буду загадывать загадки, если в отгадках есть звуки С или Ш , поднимите такую же букву.

1) Сидит на макушке, завязаны ушки. (Шапка)

2) Если дождик ,  мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

3) С одной стороны лес,
с другой поле.  (Шуба)

4) Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (Кошка)

– А как звали кота в Простоквашино?  (МатроСкин)    (слайд кот Матроскин)
– Какой звук слышится в его кличке? (С)  В каком месте? (Звук в середине слова)

6. Дифференциация звуков  Ш, С в словах

– Ребята, Шарик и Матроскин поссорились, они никак не могут поделить предметы .  Давайте им поможем. Коту Матроскину нужны вещи со звуком С, а Шарику – со звуком Ш.

– Итак , что нужно Матроскину?  Начните ответ со слов «Матроскину нужно...
– А что нужно Шарику? Начните ответ со слов «Шарику нужно…»

7. Звуковой анализ слова «сушка»

– Послушайте чистоговорку и запомните слово, в котором есть звук С и Ш.
«Шарик любит сушку, а Матроскин – ватрушку»

– Проговорите слово «сушка» и послушайте все звуки.
– Какие звуки в нем живут? Назовите их по порядку и  обозначьте  символами.

8. Согласование числительного с существительным

– А теперь посчитайте, сколько тут сушек. Загибаем пальчики : 1 сушка, 2 ..., …, …, 5 сушек.

9. Физминутка для глаз

– Отгадайте загадку:

С неба звездочка упала
Белая, хрустальная.
Я ее рукой поймала.
А она растаяла. (Cнежинка)

– Посмотрите на танец снежинки.  (Электронная физминутка для глаз)

10. Слоговой анализ

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

– Сколько слогов в слове ? (Два слога)
– А как ласково сказать ? (Солнышко)
– Есть ли в слове «солнышко» звуки С,Ш? В каком месте их искать? (С – в начале слова, ш – в середине слова)
– Сколько слогов в слове? (Три слога)
– Ребята! Шарик и Матроскин очень любят лежать и греться на солнышке. 
– Какое оно бывает?  Назовите как можно больше слов. (Солнышко  ласковое, яркое, теплое, лучистое, жаркое)

11. Игра «Наоборот» (антонимы)

– Закончите предложение подходящим по смыслу словом:

Летом солнышко яркое, а зимой – ... (тусклое)
Летом солнышко теплое, а зимой ... (холодное)

– Если  утром солнышко, то утро какое? (Солнечное)
– А если днем солнышко, то день какой ? (Солнечный)
– А если настроение хорошее, то про него как можно сказать? (Что оно – солнечное.)

12.Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так! (Дети выставляют вперед большие пальцы)
Как идешь ? – Вот так! (Маршируют на месте)
Как плывешь? – Вот так! (Показывают, как плывут вразмашку)
Обеда ждешь? – Вот так! (Подпирают голову левой рукой, которая опирается на      правую руку)
Вдаль глядишь? – Вот так! (Левую ладонь поднести ко лбу, наклониться)
Как шалишь? (Надувают щеки и хлопают по ним ладонями)
А сидишь? – Вот так! (Усаживаются на стулья)

13. «Доскажи словечко»

– Послушайте начало предложения и закончите его словом со звуком С или Ш.

Положили в миску ... (кашку)
Надевал пожарный ... (каску)
Спит в берлоге бурый ... (мишка)
На столе с салатом .... (миска)

– Какими звуками отличаются слова  КАШКУ – КАСКУ, МИШКА – МИСКА?

14. Составление предложений

– Посмотрите на экран и ответьте на вопрос :
– Что делает Матроскин? (Кадр из м/ф «Каникулы в Простоквашино)

Матроскин играет на гитаре. Матроскин сидит на скамейке.

Сколько слов в предложении?
– А что делает Шарик?  (Шарик месит тесто, или «мнет» тесто)

15. Итог

– Наше занятие подходит к концу.
– Вам понравилось играть с Шариком и Матроскиным?  (да)
– А какое у вас сейчас настроение? Покажите  его с помощью солнышек, которые лежат у вас на столе.
–  Шарик и Матроскин  говорят вам «До свидания!»  До новых встреч!

Список литературы:

1. Агранович  З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий  для преодоления недоразвития  фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160с. + цв.вкл.48 с.
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми»)
3. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.  – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 – 128с.