Знакомство с альбомом фортепианных пьес иркутского композитора Ольги Горбовской "Лучезарные краски детства"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Альбом фортепианных пьес иркутского композитора Ольги Олеговны Горбовской продолжает ряд сочинений для детей, написанных в разное время композиторами многих стран. Меняется эпоха, развивается музыкальный язык, но остаются традиционными признаки детской музыки: яркость, образность, доступность восприятия.

В возрасте младшего школьника преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности; этот возраст является самым благоприятным для нравственно-эстетического воспитания, развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.

Музыкальный репертуар для слушания детьми должен постоянно расширяться и обновляться, включать новые произведения современных композиторов. Дети должны знать и любить родной край и слушать музыку, созданную их земляками.

Произведения должны быть доступны по содержанию и интересны детям. Доступность художественно-образного содержания музыки должна соотноситься с эмоциональным опытом ребёнка и носить ассоциативный характер. Несмотря на различие интересов, в определённом возрасте детей объединяют и общие увлечения. Они с удовольствием слушают произведения, отражающие их детский мир, музыку, написанную на основе знакомых литературных сюжетов с узнаваемыми и любимыми героями или музыку, вызывающую определённые настроения или чувства.

Всем этим требованиям отвечает Альбом фортепианных пьес иркутского композитора Ольги Горбовской «Лучезарные краски детства», за который композитор была удостоена губернаторской премии за 2006 год.

Альбом состоит из 5 разделов, большинство из них имеют  программное название: «Игры и игрушки» (ряд небольших, разнообразных по характеру пьес), «По страницам сказок» (в этот раздел входит 5 зарисовок-портретов персонажей различных сказок), «У прабабушки в деревне» (несколько зарисовок картин природы и деревенской жизни), «Когда взрослых нет дома» (5 пьес, отражающих детские характеры).

Каждая из пьес этих разделов имеет краткий эпиграф в виде четверостишия, что создаёт эмоционально-образный настрой ещё до прослушивания пьесы. Стихи принадлежат автору, композитору О.Горбовской. В пьесах мы встречаем классическую для детских сборников жанровость: вальсы, песни, польки, марши, хотя в названиях они не фигурируют. Мелодический язык отличается естественностью, гибкостью, гармония не загружена излишней «модернизацией», но в то же время смело используется фактура, регистры, все возможности и диапазоны фортепиано. Музыкальный язык большей части миниатюр («Кот-Баюн», «Иванушка-дурачок», «Бабушкина сказка в сумерках») основан на интонациях русской народной музыки, понятен и доступен детям.

Альбом фортепианных пьес иркутского композитора Ольги Горбовской «Лучезарные краски детства» был издан в Иркутске в 2006 году при финансовой поддержке Иркутской городской администрации небольшим тиражом для учеников ДМШ и неизвестен школьным учителям музыки и широкому кругу слушателей.

В рамках празднования 350-летия г. Иркутска совместно со студентами музыкального отделения ИРКПО был подготовлен цикл классных часов для школьников города «Творческие люди Иркутска». Один из них – «Знакомство с Альбомом фортепианных пьес О. Горбовской» был проведён в 3б классе филиала МОУ СОШ №80 студентками колледжа Степаненко Еленой и Слюсарь Надеждой с участием ученицы этого класса и сектора педагогической практики колледжа Власовой Лизы.

Цель урока: пробудить интерес к произведениям композитора – земляка, пропаганда Альбома пьес.

В ходе классного часа мы постарались решить следующие задачи:

  • познакомить с произведениями иркутского композитора,
  • исполнить наиболее характерные произведения, показав связь средств музыкальной выразительности с образом произведения,
  • с помощью вступительной беседы ассоциативной направленности пробудить познавательный интерес и эмоциональный настрой к предстоящему прослушиванию,
  • помочь детям почувствовать значительность вклада родного города в культуру родной страны.

Использовались методы: беседы, наглядной и музыкальной иллюстрации, анализа, сравнения, обобщения.

ХОД УРОКА

– Ребята, вы, конечно, знаете, какой юбилей отмечает наш родной Иркутск. История нашего города связана с такими выдающимися личностями как генерал-губернаторы Муравьёв-Амурский и реформатор Михаил Сперанский, Григорий Шелихов, исследователь и мореплаватель, возглавивший экспедицию, основавшую первые поселения «Русской Америки»; декабристы Волконский и Трубецкой, жившие с семьями в Иркутске на поселении и сыгравшие большую роль в культурной жизни города, А.В. Колчак, полярный исследователь и руководитель Белого движения.

– Наш город прославили выдающиеся писатели Валентин Распутин и Александр Вампилов, памятник которому стоит возле драматического театра, носящего, кстати, имя Николая Охлопкова, выдающегося режиссёра, родившегося и жившего в Иркутске.

– Наш город гордится Денисом Мацуевым, замечательным музыкантом-пианистом, победителем XI Международного конкурса имени Чайковского, народным артистом России, руководителем фонда «Новые имена», благодаря которому талантливые дети получают возможность развиваться. Музыкант-организатор и художественный руководитель ежегодного международного фестиваля «Звёзды на Байкале», о котором вы, конечно, слышали. В Иркутск приезжают лучшие музыканты, солисты, оркестры мира под руководством Владимира Спивакова, Юрия Темирканова, Валерия Гергиева.

– В Иркутске живёт и работает Ольга Олеговна Горбовская, композитор и поэт, автор прекрасных романсов и песен. Для учеников музыкальных школ она написала Альбом фортепианных пьес «Лучезарные краски детства», послушать которые вам, надеемся, будет интересно.

– I раздел Альбома – «Игры и игрушки». В него входят такие пьесы: «Кукла Марина учится ходить», «Железная дорога», «Плюшевый мишка», «Настя наряжается принцессой», «Весёлая масленица со скоморохами». К каждой пьесе композитор сама сочинила эпиграф. Мы познакомим вас с  несколькими произведениями из этого раздела.

Первая пьеса – «Железная дорога».

Поезд мчится все вперёд,
В нём вагонов много,
Веселится там народ –
Хороша дорога!

– Ребята, вы все летом ездили на поезде: на дачу, в лес, к бабушке в деревню. Вы купались, загорали на солнышке, гуляли по лесу, собирали цветы, ягоды и грибы. У вас, наверное, остались очень приятные воспоминания о лете. Расскажите, кто из вас и куда ездил на поезде или на электричке. Сейчас вы послушаете пьесу под названием «Железная дорога» и с удовольствием вспомните об этом. Пьеса начинается острым звучанием – сигналом к отправлению. Чёткий ритм постепенно переходит в равномерное движение басового голоса, нарастание напряжения с помощью всё более высоко звучащего регистра наглядно показывает, как поезд электрички отошёл от станции, набрал ход и постепенно снизил его: впереди следующая станция. Обратите внимание, как точно композитор передаёт в музыке сигнал отходящего от станции поезда,  равномерный стук колёс поезда. (Исполнение)

– Какими средствами музыкальной выразительности передаёт композитор движение поезда, стук колёс?
– Какое воспоминание вызвала у вас эта пьеса?

Следующая пьеса – «Плюшевый мишка».

Как люблю прижаться к мишке,
Для него сошью штанишки,
Спать с собою уложу,
Сказку мишке расскажу.

– Ребята, у вас у всех есть любимые плюшевые игрушки: у кого заяц, у кого собачка или кошечка. Но самая мягкая, уютная игрушка – это, наверное, плюшевый мишка. Кто из вас любил ложиться спать, обняв любимого плюшевого медвежонка? Послушайте эту ласковую, тихую, спокойную пьесу. Очень тихая, медленная, с мягким звучанием пьеса отличается спокойным, равномерным ритмом и близко расположенным к мелодии, как бы обволакивающим её аккомпанементом. Звучание пьесы спокойно и безмятежно. (Исполнение)

– Как можно по-другому назвать эту пьесу? Почему?

– Следующая пьеса – «Весёлая масленица со скоморохами».

Скоморох весёлый зазывает публику,
Чтоб с горы катались, поедая бублики.

– Ребята, что это такое, масленица? Правильно, Масленица – старинный славянский народный праздник проводов зимы и встречи весны. Вы все, наверное, участвовали в этом ярком празднике: ели блины и бублики, пили чай из самовара, катались в санках, запряжённых лошадками с бубенцами, принимали участие в играх и забавах, плясали со скоморохами, наблюдали, как сжигают чучело Масленицы. Композитор О. Горбовская очень выразительно показала всё это в своей пьесе «Весёлая масленица со скоморохами».
Яркая, праздничная, с динамическими и регистровыми контрастами пьеса написана в жанре польки. Быстрая смена событий, калейдоскоп ярмарочных сцен (то топот неуклюжего медведя на цепи, то цоканье лошадки, то более лиричная мелодия, рисующая милых девушек, примеряющих яркие платки, то опять – катанье с гор, круженье на карусели) мастерски передаёт композитор. (Исполнение)

– Какие средства использовал композитор для передачи характера пьесы?
– Как композитор передаёт топот медведя?
– Что вы вспомнили, послушав пьесу, о своём участии в этом весёлом празднике?

II раздел Альбома – «По страницам сказок». В этот раздел входит 5 зарисовок-портретов персонажей различных сказок: «Царевна-Несмеяна», Принцесса на горошине», «Бармалей, но не очень свирепый», «Кот-Баюн», «Иванушка-дурачок».

Сейчас прозвучит пьеса «Принцесса на горошине».

Нет лица на принцессе несчастной,
Словно кто-то всю ночь избивал,
Её коже, по-детски атласной,
Ржавый гвоздь, видно, спать не давал.

– Ребята, кто автор сказки «Принцесса на горошине»? Правильно, великий сказочник Ганс-Христиан Андерсен. А ещё какие-нибудь его сказки вы знаете? «Гадкий утёнок», «Огниво», «Оле-Лукойе», «Стойкий деревянный солдатик», «Снежная королева», «Новое платье короля», «Русалочка», «Дюймовочка» – всех не перечислить! Вам, конечно, читали эти сказки, вы смотрели мультфильмы и фильмы-сказки. Музыкальный материал пьесы изложен в высоком (мелодия) и среднем (аккомпанемент) регистрах. Мелодия, в начале пьесы уверенно устремлённая вверх, далее вся пронизана жалобными интонациями промокшей до нитки, уставшей от долгого пути и получившей множество синяков от маленькой горошины нежной и хрупкой «настоящей принцессы».
– Послушайте пьесу и ответьте на вопрос: в ритме какого танца написана пьеса?

Следующая пьеса – «Бармалей, но не очень свирепый».

Я ребяток обожаю,
С ними в прятки я играю,
Есть детишек не хочу –
Лишь от голода рычу.

– Ребята, все вы знаете сказку К. Чуковского «Айболит» про доброго доктора, который лечит зверей. В этой сказке самый страшный, свирепый персонаж – Бармалей. А в пьесе О. Горбовской он не страшный, а смешной, как будто дети инсценировали эту сказку, и мальчику, исполняющему роль Бармалея, никак не удаётся сохранить серьёзность и свирепость. Пьеса написана в жанре юмористического марша. Она целиком изложена в нижнем регистре, ритм чёткий, звучание отрывистое, громкое и решительное, в мелодии встречаются хроматические ходы либо она «топчется» вокруг одного опорного звука, создавая юмористический эффект. (Исполнение)

– Какие средства музыкальной выразительности передают характер пьесы?

– Дальше вы послушаете пьесу «Кот-Баюн».

Я Яге служу отлично,
Сон – травою окроплю,
Промурлыкаю привычно,
Кого надо – усыплю.

– Ребята, вы, конечно, знаете сказочного Кота-Баюна, персонажа русских народных сказок, попевок, прибауток. Его имя произошло от двух слов: «баять» – говорить, рассказывать и «баюкать» – усыплять. В разных сказках он выглядит по-разному: огромный кот-людоед, сидящий на высоком столбе и поджидающий усталых путников, сказочное чудовище: полуптица-полуживотное, встреча с которым грозит смертью, или пушистый ласковый котик. Он мурлычет свою песенку, сидя на кровати, дети засыпают и им снятся сказочные сны. Музыка этой спокойной, певучей пьесы звучит как колыбельная. Плавная покачивающаяся мелодия, минорный лад, тихая звучность навевают сон, вызывают дремотное состояние. Можно слушать эту пьесу, закрыв глазки, и представлять себе образ сказочного Кота-Баюна. (Исполнение)

– В каких сказках вы встречали Кота Баюна?
– Какому из разных образов Кота-Баюна соответствует музыка пьесы?
– В какой сказке Кот-Баюн жил у Бабы-Яги?

– Ещё один наверняка знакомый вам персонаж – «Иванушка-дурачок». Пьесу под таким названием вы сейчас послушаете.

В целом мире нет такого –
Все объездите моря,
Обхитрить могу любого –
И купчишку, и царя.

– Иванушка-дурачок – персонаж многих русских народных сказок, добряк и простак. В разных сказках он выступает под именами «Иван – крестьянский или солдатский сын», «Иван – медвежье ушко», «Иван – покати-горошек», «Незнайка», «Иван меньшой – разумом большой». Он совершает героические подвиги при  помощи волшебных помощников (Серый волк, Баба-Яга), выходит победителем из трудных положений, добывает Жар-Птицу, убивает Кощея, освобождает Царевну. А знаете ли вы сказку «Сивка-бурка, вещий каурка», где Иванушка-дурачок с помощью замечательной сказочной лошадки добывает перстень с руки принцессы, сидящей в высоком тереме? Слушая пьесу «Иванушка-дурачок», можно отчётливо вспомнить содержание этой сказки.

– В основе пьесы  лежат две русские народные песни. Вступление и заключение – медленные и «важные», средняя часть – быстрая и стремительная, с ярким ускорением, с мелодическими вариациями, передающая скоро сменяющие друг друга захватывающие сказочные события. (Исполнение)
Какие русские народные песни вы узнали в музыке пьесы?
Какую роль сыграл Иванушка в сказке «Сивка-Бурка»?

– Следующий раздел Альбома – «У прабабушки в деревне». В него входят пьесы: «Старая церковь», «Курочка с цыплятами», «Песня у реки», «Одуванчик», «Бабушкина сказка в сумерках».

– Сейчас прозвучит тихая, нежная, лёгкая, воздушная пьеса «Одуванчик».

На тоненькой ножке пушистый цыплёнок.
От ветра дрожит в тёмных летних лесах,
Он словно придуман – так мягок и тонок,
Чуть дунь – превратится в невидимый прах.

– Вам, ребята, знаком такой цветок – одуванчик. Он появляется жёлтеньким цыплёнком в конце весны, из него плетут венки, собирают букеты, а затем цветок становится белым и пушистым и разлетается маленькими парашютиками по всей окрестности. Пьеса иркутского композитора Ольги Горбовской очень хорошо передаёт образ этого всеми любимого цветка. (Исполнение)

– Может ли эта пьеса звучать громко?
– Может ли эта пьеса звучать в басовом регистре?

– Последняя пьеса, которую вы сегодня услышите –  «Бабушкина сказка в сумерках».

Окончен день…тускнеют краски…
На небе виден млечный путь…
Как хорошо от доброй сказки,
Прижавшись к бабушке, заснуть!

– Пьеса очень выразительна и разнообразна. Торжественное аккордовое вступление сменяется спокойной, ровной, певучей мелодией рассказчицы. Средняя часть – более подвижная, громкая, изложенная в нижнем регистре, повествует о драматических, тревожных сказочных событиях, а затем возвращается вновь очень тихая, нежная и спокойная мелодия.

– Ребята, послушайте внимательно музыку пьесы. Вы должны услышать, где композитор передаёт события сказки, где звучит образ бабушки, где – зарисовка, передающая сгущающиеся сумерки на склоне дня. (Исполнение)

– Какие сказки рассказывала вам бабушка на ночь?
– Часто ли вы навещаете свою бабушку, разговариваете с ней по телефону?

– Ребята, вы познакомились сегодня с произведениями иркутского композитора Ольги Олеговны Горбовской. Понравились вам пьесы? Какие особенно? Почему?

Во время классного часа мы внимательно наблюдали за детьми. Проявление интереса характеризуется активностью поведения, желанием задавать вопросы, поглощённостью деятельностью, слабой отвлекаемостью, эмоциональными проявлениями. Характер невербальных проявлений детей (мимика, поза, жесты, восклицания, соответствующие характеру произведений), их рассказы о своих поездках на поезде, любимых игрушках, сказках, найденное ими противоречие между эпиграфом и музыкой пьесы «Кот-Баюн», положительные ответы на вопрос, понравились ли им пьесы, свидетельствуют о проявлении ярко выраженного интереса к произведениям О. Горбовской из Альбома «Лучезарные краски детства».

Как классические сборники детских пьес Шумана, Чайковского, Прокофьева, так и произведения, составляющие Альбом «Лучезарные краски детства», образны и эмоционально заряжены, содержание пьес множеством незримых нитей переплетается с повседневной жизнью маленьких учеников.
Композитор смело применяет новые выразительные средства, произведения разнообразны по содержанию и по форме, ярко образны, остры по гармоническому языку и в то же время близки к истокам русской народной музыки.

Кроме того, сочинения О. Горбовской программны, зримо сюжетны, узнаваемы по жизненным ситуациям. Многие из них опираются на литературную или художественную основу, что вызывает у детей определённые ассоциации со знакомыми персонажами литературных и изобразительных произведений, любимыми игрушками и повышает интерес к музыкальным произведениям.

Знакомство с этими произведениями, надеемся, обогатит детей яркими музыкальными впечатлениями, подготовит к восприятию современного музыкального языка в серьёзных, «взрослых» музыкальных произведениях.

Приложение 1. Нотный текст произведений из Альбома фортепианных пьес О. Горбовской «Лучезарные краски детства»