Урок музыки – это постоянное творческое общение между музыкой – учителем – детьми, между композитором – исполнителем – слушателем.
Все подчинены единой цели: воспитание музыкальной культуры как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры. Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность.
Чтобы успешно решать на уроке музыки обозначенные задачи, особое значение имеет применение информационно-коммуникационных технологий.
Мультимедийное сопровождение уроков позволяет
учащимся с особыми образовательными
потребностями самим (под руководством учителя)
«раскрыть» тему урока.
Основой представленного урока является
деятельностный метод обучения. Урок построен
так, чтобы обучающиеся, столкнувшись с проблемой,
сами «открывали» новые знания, имели возможность
их закрепить, проверить уровень усвоения
изученного.
Урок разработан для учащихся коррекционных классов (по программе VIII вида), но он может быть использован и в массовой школе (в другой возрастной группе). Особую актуальность урок приобретает в рамках внедрения ФГОС, где особое значение имеет коррекционно-развивающая работа и работа по формированию Универсальных Учебных Действий.
Представленный урок (на мой взгляд) позволяет решать эти задачи в массовой школе.
Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний
Проблема: Что такое концерт?
Цель урока: знакомство с инструментальным жанром «концерт», закрепление и обобщение знаний учащихся о музыкальных жанрах, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
- Образовательная: познакомить с финалом первого концерта Чайковского, с украинским фольклором, закрепить полученные знания об инструментальных и вокальных жанрах музыки.
- Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.
- Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки, презентация слайдов к уроку, портрет композитора П.И. Чайковского, репродукция картины К. Сомова «Концерт», карточки для обратной связи, картинки третий лишний, слова песни, индивидуальные листы кроссворда и карты самооценки учащихся.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
– Здравствуйте, Любовь Анатольевна! (Слайд №1)
2. Вхождение в урок
Звучит фрагмент первого концерта П.И. Чайковского.
Учитель: Ребята, чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. И вот как это было:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
– Давайте же и мы поприветствуем друг друга.
На фоне музыки:
Учитель: Доброе утро, ребята! Я желаю вам творчески провести этот урок, увидеть и услышать много интересного и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока
(Слайд №2)
Учитель: За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение? (Ярко светит солнце, журчат ручьи, весело щебечут птицы…)
«Вслушайся, весь мир поет
Шорох, свист и щебет
Музыка во всем живет
Мир ее волшебен».
– Ребята, вы знаете, что такое концерт? (Это представление, на котором выступают артисты…)
Учитель: Правильно. Но в конце урока мы сможем дать еще одно определение понятия концерт.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний
(Слайд №3)
Учитель: Концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.
(Слайд №4)
Концерты для разных инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев и многие другие композиторы в различное время года. А у нас весна. Все кругом оживает, на деревьях набухают почки, и, конечно же, распускаются первые весенние цветы. И сегодня на уроке мы с вами будем составлять букет весенних цветов из музыкальных жанров. Ребята, вы знаете, что такое жанр? (Вид музыки)
(Слайд №5)
– Правильно, ребята, молодцы! Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает – вид, манера, тип. Одним словом жанр – это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете? (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…)
(Учащиеся называют жанры, а учитель ставит в вазу заранее приготовленные цветы с названиями жанров).
Учитель: Вот какой замечательный букет получился у нас! И сейчас мы его постараемся этот букет разделить на два букета. В музыке жанры подразделяются на вокальные и инструментальные (Учитель показывает заранее сделанные корзины) В одну корзинку мы будем складывать цветы с названиями инструментальных жанров, а в другую с названиями вокальных жанров. (Приложение 1)
Учащиеся классифицируют цветы по жанрам. Все вместе проверяем.
Учитель: Молодцы, ребята! Все правильно!
На экране – портрет П.И. Чайковского.
(Слайд №6)
Учитель: Ребята, кто-нибудь узнал этого композитора? (Чайковский)
Учитель: Молодцы, ребята! Это – Пётр Ильич Чайковский. Он считается одним из самых величайших композиторов в истории музыки
(Слайд №7)
– Скажите, пожалуйста, какие произведения Петра Ильича Чайковского вы когда-нибудь слышали? (Ответы детей.)
Учитель: Пианистам всего мира
известен «Первый концерт для фортепиано с
оркестром» П. И. Чайковского. Именно это
произведение звучит на Международном конкурсе
исполнителей в Москве, который носит его имя.
Послушайте, пожалуйста, как звучит главная тема
первой части концерта Чайковского?
Прослушивание и просмотр фрагмента главной темы концерта.
Учитель: Кто сейчас участвовал в концерте? (Симфонический оркестр, солист-пианист)
Учитель: Солист просто исполнял свою партию или старался «переиграть» оркестр?
Учитель: Что происходит между солистом и симфоническим оркестром? (Состязание)
Учитель: Кто участвовал в музыкальном состязании? (Фортепиано и симфонический оркестр).
Учитель: Верно, это концерт для фортепиано с оркестром. Можно сказать, что это произведение инструментальное? (Ответы детей.)
Учитель: А какие инструменты вы услышали? (Перечисление инструментов)
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете инструменты.
(Слайд №8)
Беседа по картине.
Учитель: А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран. Русский художник Константин Андреевич К. Сомов создал картину «Концерт». Какой концерт он изобразил? (выступает девушка-певица в сопровождении виолончели)
Учитель: Почему картина называется Концерт? (Ответы детей.)
– Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? (Ответы детей.)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы
замечательно справились и с этим заданием. А
сейчас мы сделаем разминку для глаз.
(Слайд №9. На слайде по щелчку появляются и
исчезают подвижные картинки за которыми следует
следить глазами)
Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.
(Вокально-хоровые упражнения)
(Слайд № 10)
Учитель: Сегодня мы с вами разучим украинскую песню «Веснянка»
Учитель: Скажите, пожалуйста, к какому жанру музыки относится песня-закличка? К вокальному или инструментальному?
Разучивание песни. Дети водят хоровод.
Учитель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы успешно справились. А сейчас мы послушаем третью часть концерта (Финал) П.И.Чайковского. И когда вы будете слушать фрагмент, обратите, пожалуйста, внимание, может он вам что-нибудь напомнит. На какое произведение похожа эта музыка?
Прослушивание фрагмента. Ответы учащихся
Учитель: Правильно. В третью часть концерта – финал – Чайковский включил украинскую народную песню – закличку «Веснянка». Давайте исполним ее.
Дети исполняют «Веснянку»
Учитель: А теперь послушайте, как она звучит в концерте П. Чайковского. Изменяется ли ее характер при повторениях?
Прослушивание фрагмента. Ответы детей.
Учитель: Как «Веснянка» звучит в партии фортепиано? (Ответы детей.)
Учитель: Как она звучит у симфонического оркестра? (Ответы детей.)
Учитель: П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете. «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!». Как вы понимаете эту фразу? (Ответы детей.)
Учитель: П.И. Чайковский, как и многие композиторы, любил музыку народную и часто он использовал ее в своих произведениях. Но не только музыку русского народа любил Пётр Ильич. В музыке «Первого концерта» Чайковский использовал украинские народные темы. Прослушайте еще раз фрагмент концерта и представьте картины, которые вы увидели в своем воображении.
Прослушивание фрагмента.
Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.
(Учащиеся высказывают свои мысли)
5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний
Учитель: Произведения, созданные в жанре концерт, увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему вновь пережить воспоминания, задуматься о настоящем или о будущем. Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Давайте вспомним инструменты симфонического оркестра.
Работа в группах
Детям раздаются фрагменты инструментов в виде мозаики, учащиеся должны правильно сложить картинку и назвать инструмент. (Приложение 4)
Индивидуальная работа.Игра. «Третий лишний»
Нескольким ребятам раздаются карточки с
названием вокальных и инструментальных жанров
музыки. Следует определить какой жанр лишний.
Другим – карточки с картинками различных
инструментов, где учащиеся определяют какой
инструмент лишний, объяснив при этом почему. (Приложение 5)
(Слайд № 11)
Рассказ по картинке.
(Слайд № 12)
Кроссворд. (Приложение 6)
Учитель: Ребята! Если вы правильно ответите на все вопросы, то по вертикали сможете прочитать ключевое слово.
(Слайд № 13)
6. Итог урока
Учитель: Так что же такое концерт? (Ответы детей.)
Учитель: Правильно!
(Слайд № 14)
Концерт – музыкальный жанр.
(Слайд № 15)
Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.
Учитель: Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.
(Слайд № 16)
Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
Учитель: О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? (Ответы детей.)
7. Рефлексия
Учитель: Заполните карту самооценки. (Раздаются карты самооценки ребят)
Учитель: Украсьте дерево цветами. Если вам было всё понятно и интересно – прикрепите красные цветочки, если вы что-то не поняли – жёлтые, а если ничего не поняли, и вам было не интересно – синие.
(Слайд № 17)
Учитель: Спасибо за работу на уроке! Слушайте музыку и будьте здоровы!