Внеклассное занятие для учащихся детского сада и 1-х классов на тему "Краски и звуки весны"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Ежегодно в нашей тттколе в рамках “Дня науки” проводится научно-практическая конференция. Самое активное участие в организации и проведение конференции принимают участие учителя и ученики младших классов (3–4), средней и старшей школы. Программа “Дня науки” включает разные формы работы: организуются выставки, проходят мастер – классы, открытые уроки, работают познавательные станции. Для воспитанников детских садов и учащихся младших классов проводятся занятия в игровой форме, где детей знакомят с новыми учебными предметами. На одной из конференций методическим объединением художественно-эстетического цикла была выбрана тема: “Художественное восприятие образов природы”. Предлагаем разработку внеклассного занятия по теме: “Краски и звуки Весны. Город мастеров”.

Рисунок № 1.

Программное содержание.

Задачи:

Способствует формированию целенаправленной, гармонической, всесторонне развитой личности, способной осваивать и преобразовывать социальную действительность, воспринимать эмоционально, переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в материальной жизненной среде и природе, в общественных и в межличностных отношениях.

Формирует у детей способность понимать искусство, любить красоту природы и жизни, пробуждает творческие способности человека.

Формирование художественного вкуса, любви к красоте окружающий действительности, развитие эмоционального мира человека.

Привить детям культуру отношения к природе, умение видеть и ценить ее красоту, воспитывать в них творческое отношение и стремление познать тайны природы.

Составить представление о прекрасное в природе. Осмыслить и познать его, задуматься о сохранении окружающего мира для будущих поколений.

Воспитание чувства патриотизма, которое вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.

Расширить представление детей о народной культуре, познакомить детей с исполнителями народной музыки; закрепить знания о народных традициях и обрядах.

Цели:

Познавательная:

Познакомить с русскими народным праздником “Встречи весны”, весенними традициями русского народного календарного года, обычаями, самобытной культурой.

Пробудить интерес и приобщить детей разных национальностей к русской культуре.

Развивающая:

Работать над развитием сценического мастерства учащихся, развивать навыки вокального мастерства, умение выразительного чтения стихов, двигательную активность, творческие способности.

Расширять кругозор, активизировать словарный запас.

Способствовать формированию художественно – эстетического вкуса;

Способствовать формированию творческих способностей ребенка;

Активизировать художественной фантазии и воображение.

Воспитательная:

Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг другу и окружающим людям.

Воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;

Приобщение к старинным традиционным календарным праздникам;

Пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам.

Оборудование:

Музыкальные инструменты: фортепиано, ложки, бубны, погремушки;

Компьютер, телевизор, видеомагнитофон, аудио магнитофон;

Портреты народных певцов – сказителей и музыкантов;

Стол с народной утварью: ложки, кувшины, посуда деревянная, вышивки;

Поделки из дерева и рисунки костюмов, узоров в народном стиле;

Книги по музыке и мировой художественной культуре;

Трафареты фигурок жаворонков.

Действующие лица:

Ведущие: Март, Апрель, Май, Девочка – Весняночка, Весна – Красна.

Материал к занятию.

Для проведения такого занятия понадобиться небольшое помещение – это может быть музыкальный класс.

На рабочих столах у детей приготовлены трафареты птиц, цветные карандаши и фломастеры.

На доске нарисовано дерево с весенними птицами. Приготовлены магниты для закрепления на доске птиц сделанных детьми.

Организована выставка “Город Мастеров”, на которой представлены работы детей связанные с народными ремеслами.

Музыкальные фрагменты:

Звуки леса, Весенние Заклички, Русская народная песня “Заплетися, плетень” в исполнении группы “Чете надо?”, Русские народные хороводные.

Приложение.

Приложение № 1: Презентация к занятию – “Отгадаем загадки” (Слайд – шоу).
Приложение № 2: Фотографии.

Ход занятия

Фонограмма: звуки леса.

Дети заходят в класс и садятся на стулья.

Рисунок № 2.

Звучит музыка: (Русская народная песня “Заплетися, плетень”.)

Заходят ведущие: Март, Апрель, Май, Девочка – Весняночка, Весна – красна. Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!!!

Все: Здравствуйте!

Ведущий: А у нас сегодня праздник.

Ведущий: И празднуем мы

Все: Приход весны!

Ведущий:

Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче Весна в гости идет.

Ведущий:

Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

Ведущий:

Тары – бары, тары – бары!
Выходите во дворы!

Ведущий: Будем пляски начинать,

Все: Будем Весну – Красну встречать.

Звучит музыка: (Русские народные хороводные.)

Ведущие заводят хоровод с детьми.

Рисунок № 3.

Звучит музыка: (Весенние Заклички.)

Ведущий: Весна! Весна Красна!

Тепло солнышко!

Ведущий: Приди скорей, согрей детей!

Ведущий:

Приди к нам с радостью!
С великой милостью!

Ведущий:

Сольном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Звучит музыка: (Весенние Заклички.)

Появляется Весна. Рисунок № 4.

Весна: Здравствуйте ребята!

Я Весна – Красна, по заречью шла
Да три вестушки несла.
Первая вестушка – ясно солнышко,
Другая, тепло летечко,
А третья вестушка соловей
Поет да с перепелкою!

Фонограмма – звукилеса.

Весна: А теперь ребята, давайте отгадаем загадки.

Приложение.

Презентация к занятию – “Отгадаем загадки” (Слайд – шоу)

Дети вместе с ведущими отгадывают загадки слайд шоу.

Ведущий: В старину весну встречали по-особому. 22 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семена, а вместо глаз – изюминки. Дети развешивали на ветвях деревьев сладкое печенье “жаворонков”. Зазывали весну “песенками закличками ”. Устраивали игры и водили хороводы.

И мы сегодня сделаем птичек и украсим наше дерево.

Фонограмма – звуки леса.

Дети вырезают трафарет весенних птиц и разрисовывают их цветными карандашами и фломастерами. Все участники представления помогают дошкольникам и первоклассникам проделать данную работу.

Рисунок № 5.

Звучит музыка. (Весенние Заклинки.)

Ведущий: Жаворонки, жаворонки Прилетите к нам!

Ведущий: Принесите нам лето теплое.

Ведущий: Унесите от нас зиму холодную.

Ведущий: Нам холодная зима надоскучила руки ноги отморозила.

Фонограмма – звуки леса.

Дети оформляют весенние дерево своими поделками.

Рисунок № 6.

Все встают в крут

Ведущий:

Весну красную встретили,
да как праздник прошел не заметили.
Под веселый перепляс,
Попрощаемся сейчас.

Звучит музыка: (Русские народные хороводные.)

Ведущие вместе с участниками представления вовлекают детей сначала в хоровод, который переходит в перепляс.

Под звуки народных мелодий дети уходят из зала. Рисунок № 7.