Пояснительная записка.
Ежегодно в нашей тттколе в рамках “Дня науки” проводится научно-практическая конференция. Самое активное участие в организации и проведение конференции принимают участие учителя и ученики младших классов (3–4), средней и старшей школы. Программа “Дня науки” включает разные формы работы: организуются выставки, проходят мастер – классы, открытые уроки, работают познавательные станции. Для воспитанников детских садов и учащихся младших классов проводятся занятия в игровой форме, где детей знакомят с новыми учебными предметами. На одной из конференций методическим объединением художественно-эстетического цикла была выбрана тема: “Художественное восприятие образов природы”. Предлагаем разработку внеклассного занятия по теме: “Краски и звуки Весны. Город мастеров”.
Программное содержание.
Задачи:
Способствует формированию целенаправленной, гармонической, всесторонне развитой личности, способной осваивать и преобразовывать социальную действительность, воспринимать эмоционально, переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в материальной жизненной среде и природе, в общественных и в межличностных отношениях.
Формирует у детей способность понимать искусство, любить красоту природы и жизни, пробуждает творческие способности человека.
Формирование художественного вкуса, любви к красоте окружающий действительности, развитие эмоционального мира человека.
Привить детям культуру отношения к природе, умение видеть и ценить ее красоту, воспитывать в них творческое отношение и стремление познать тайны природы.
Составить представление о прекрасное в природе. Осмыслить и познать его, задуматься о сохранении окружающего мира для будущих поколений.
Воспитание чувства патриотизма, которое вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.
Расширить представление детей о народной культуре, познакомить детей с исполнителями народной музыки; закрепить знания о народных традициях и обрядах.
Цели:
Познавательная:
Познакомить с русскими народным праздником “Встречи весны”, весенними традициями русского народного календарного года, обычаями, самобытной культурой.
Пробудить интерес и приобщить детей разных национальностей к русской культуре.
Развивающая:
Работать над развитием сценического мастерства учащихся, развивать навыки вокального мастерства, умение выразительного чтения стихов, двигательную активность, творческие способности.
Расширять кругозор, активизировать словарный запас.
Способствовать формированию художественно – эстетического вкуса;
Способствовать формированию творческих способностей ребенка;
Активизировать художественной фантазии и воображение.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг другу и окружающим людям.
Воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;
Приобщение к старинным традиционным календарным праздникам;
Пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам.
Оборудование:
Музыкальные инструменты: фортепиано, ложки, бубны, погремушки;
Компьютер, телевизор, видеомагнитофон, аудио магнитофон;
Портреты народных певцов – сказителей и музыкантов;
Стол с народной утварью: ложки, кувшины, посуда деревянная, вышивки;
Поделки из дерева и рисунки костюмов, узоров в народном стиле;
Книги по музыке и мировой художественной культуре;
Трафареты фигурок жаворонков.
Действующие лица:
Ведущие: Март, Апрель, Май, Девочка – Весняночка, Весна – Красна.
Материал к занятию.
Для проведения такого занятия понадобиться небольшое помещение – это может быть музыкальный класс.
На рабочих столах у детей приготовлены трафареты птиц, цветные карандаши и фломастеры.
На доске нарисовано дерево с весенними птицами. Приготовлены магниты для закрепления на доске птиц сделанных детьми.
Организована выставка “Город Мастеров”, на которой представлены работы детей связанные с народными ремеслами.
Музыкальные фрагменты:
Звуки леса, Весенние Заклички, Русская народная песня “Заплетися, плетень” в исполнении группы “Чете надо?”, Русские народные хороводные.
Приложение.
Приложение № 1: Презентация к занятию –
“Отгадаем загадки” (Слайд – шоу).
Приложение № 2: Фотографии.
Ход занятия
Фонограмма: звуки леса.
Дети заходят в класс и садятся на стулья.
Звучит музыка: (Русская народная песня “Заплетися, плетень”.)
Заходят ведущие: Март, Апрель, Май, Девочка – Весняночка, Весна – красна. Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!!!
Все: Здравствуйте!
Ведущий: А у нас сегодня праздник.
Ведущий: И празднуем мы
Все: Приход весны!
Ведущий:
Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче Весна в гости идет.
Ведущий:
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!
Ведущий:
Тары – бары, тары – бары!
Выходите во дворы!
Ведущий: Будем пляски начинать,
Все: Будем Весну – Красну встречать.
Звучит музыка: (Русские народные хороводные.)
Ведущие заводят хоровод с детьми.
Звучит музыка: (Весенние Заклички.)
Ведущий: Весна! Весна Красна!
Тепло солнышко!
Ведущий: Приди скорей, согрей детей!
Ведущий:
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
Ведущий:
Сольном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Звучит музыка: (Весенние Заклички.)
Появляется Весна. Рисунок № 4.
Весна: Здравствуйте ребята!
Я Весна – Красна, по заречью шла
Да три вестушки несла.
Первая вестушка – ясно солнышко,
Другая, тепло летечко,
А третья вестушка соловей
Поет да с перепелкою!
Фонограмма – звукилеса.
Весна: А теперь ребята, давайте отгадаем загадки.
Презентация к занятию – “Отгадаем загадки” (Слайд – шоу)
Дети вместе с ведущими отгадывают загадки слайд шоу.
Ведущий: В старину весну встречали по-особому. 22 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семена, а вместо глаз – изюминки. Дети развешивали на ветвях деревьев сладкое печенье “жаворонков”. Зазывали весну “песенками закличками ”. Устраивали игры и водили хороводы.
И мы сегодня сделаем птичек и украсим наше дерево.
Фонограмма – звуки леса.
Дети вырезают трафарет весенних птиц и разрисовывают их цветными карандашами и фломастерами. Все участники представления помогают дошкольникам и первоклассникам проделать данную работу.
Звучит музыка. (Весенние Заклинки.)
Ведущий: Жаворонки, жаворонки Прилетите к нам!
Ведущий: Принесите нам лето теплое.
Ведущий: Унесите от нас зиму холодную.
Ведущий: Нам холодная зима надоскучила руки ноги отморозила.
Фонограмма – звуки леса.
Дети оформляют весенние дерево своими поделками.
Все встают в крут
Ведущий:
Весну красную встретили,
да как праздник прошел не заметили.
Под веселый перепляс,
Попрощаемся сейчас.
Звучит музыка: (Русские народные хороводные.)
Ведущие вместе с участниками представления вовлекают детей сначала в хоровод, который переходит в перепляс.
Под звуки народных мелодий дети уходят из зала. Рисунок № 7.