Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита.
Б.М.Неменский
Школа – центр образования № 1089 «Коллаж»
существует 25 лет. Наряду с традиционной
программой осуществляется образование по
различным направлениям искусств (музыка, театр, изобразительное
искусство). Центр образования сотрудничает с
учебными заведениями: музыкальная академия им.
Гнесиных; московский государственный
художественно-промышленный университет, ныне
Академия им. Строгановых; музыкальный институт
им. Шнитке, ЦНХО Б.М.Неменского.
Во второй половине дня в центре образования
работает свыше 50 различных студий эстетического
развития учащихся на бесплатной основе. Школа
является дважды грантодержателем второй степени
конкурса проектов в рамках культурной
программы фонда Сороса.
Я, Бацких Ирина Геннадьевна, преподаю «Рисунок» и «Живопись» в художественных классах, а также веду студии по данным предметам, на которых занимаются учащиеся не только художественного, но и других направлений эстетического цикла школы. Возглавляя методическое объединение нашего Центра образования, курирую учащихся всех художественных классов, а также оказываю помощь нашим молодым специалистам. Разрабатывая методическую задачу школы «Формирование интеллектуальных, личностных, мотивационных учебных умений и навыков учащихся через использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ», вместе с учителями изобразительного искусства школы, создаем художественный блок сайта школы. На сайте выкладываются художественные работы учащихся и учителей, стимулируя мотивацию обучения в художественных классах Центра образования. Тема методической работы нашего объединения: «Развитие творческих способностей учащихся за счет применения современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства и в студийной деятельности».
Изменение экономических и социальных отношений привело к спросу на творческую личность, способную генерировать идеи, осваивать новые технологии, обладающую художественным вкусом, умеющую самоопределяться и организоваться для коллективной работы. Хорошо понимаю «социальный заказ» современного общества: вырастить человека, находящегося в гармонии с окружающим миром, умеющего творчески применить любую информацию в будущей деятельности, умеющего хранить культуру, способного к самореализации и саморазвитию. «Настрой на успех», создание атмосферы дружеского сотворчества учителя и ученика помогают вовлечь учащегося в процесс работы.
Презентация «Цвет для теоретиков и практиков» к авторской программе «Цветоведение»
Создание мультимедийной композиции к
мастер-классу для педагогов округа.
Описание понятий: хроматические и
ахроматические цвета. Примеры.
Демонстрация цветового круга. Примеры…
Подборка слайдов и тематических пояснений по
теме «Родственные цвета и
родственно-контрастные». Примеры.
Гармонизация по цветовому кругу.
Гармонические сочетания: триады и тетрады.
Примеры.
Примеры меняем: детские, студенческие работы, дизайн помещений.
Авторская программа Бацких И.Г. «Цветоведение». Данная программа представляет собой элективный курс. Она предназначена для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений различных типов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
В нашем центре образования данная программа используется в специализированных классах, имеющих в своем составе группы изобразительного искусства (художественные группы). Именно для учащихся этих групп и предназначена, в первую очередь, данная программа. Кроме того программа может быть использована и в учреждениях дополнительного образования детей.
Первый год обучения предполагает 20 часов работы, второй – 30. Вхождение в образовательную схему программы можно начать со второй или третьей четверти 7-го класса, что будет продолжено до второго полугодия или до четвертой четверти учебного года. Количество часов второго года обучения возрастает в связи со сложностью предполагаемых заданий. Режим занятий – 2 часа в неделю (1 час), продолжительность одного занятия – 2 часа. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Состав группы – одновозрастной, смешанный (мальчики занимаются совместно с девочками). Общий объем учебной нагрузки образовательного цикла – 50 часов.
Выход работы по «цветоведению» предполагает в 8 (9) классе интеграцию предмета со школьным предметом «информатика», где часть элективного курса продолжает осваиваться в рамках компьютерных программ (фактуры, интерьер).
Программа может быть ориентирована на 10-11 художественный класс, где набор уч-ся производится в 10 художественный класс, а также для педагогов-предметников. Учителя могут получить возможность, пользуясь знаниями и умениями цикла занятий, грамотно оформлять кабинеты, сайты, создавать школьную сберегающую среду, создавать презентации уроков, где не теряется информация из-за внешней излишней яркости, пестроты, визуальной перегруженности.
В условиях возрастания социальной роли личности для будущего художника важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Программа обеспечивает развитие алгоритма решений для визуального контакта с социумом, создание собственного отклика на цвет в художественной культуре и дизайне сегодняшнего дня, а также ознакомление с цветовыми традициями разных национальных культур.
Цвет – важнейший компонент окружающей человека природной и искусственной среды. Основная сложность в освоении искусства цвета дизайнером – осмыслить цвет в качестве специфического предмета художественно-конструкторского мышления.
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении базовых основ живописи, основ народного и декоративно-прикладного искусства с ориентацией на продолжение получения профессиональных знаний в средних и высших учебных заведениях. Художник-конструктор не может ограничиваться интуитивным постижением вещи. Анализируя многообразные стороны и проявления вещей, воссоздать вокруг проектной вещи мир культуры.
Цель «цветоведения» заключается в развитии способностей и умения пользоваться цветом в профессиональном труде.
В задачи курса входит:
- Воспитание цветом – визуальная гигиена учащихся, уменьшение зрительной утомляемости от монохромности и пестроты; воспитание цветом как здоровье сберегающая технология, обеспечивающая уход от внешних агрессивных факторов к восприятию и созданию комфортной цветовой визуальной среды. Воспитание цветом – умение пользоваться гармоническими цветовыми сочетаниями для поддержания оптимистического жизненного настроя – арт-терапия.
- Расширение возможностей цветоощущения и совершенствование чувства цвета.
- Получение знаний о художественной выразительности цвета, создаваемой его физическими, пространственными и прочими свойствам совместно с особенностями восприятия.
- Изучение основных свойств и особенностей технического материала «гуашь».
- Опытные изучения правил цветообразования.
- Знакомство с основами гармонизации цветов.
- Дать понимание развития путей художественно-эстетических творческих навыков и перехода в профессионально ориентированное русло.
В результате освоения задач курса учащиеся могут не только оперировать знаниями колорита холодного и теплого, ломаного, насыщенного, затемненного, разбеленного, но и влиять на процессы развития среды любого слоя населения, осуществляя важные аспекты восприятия людьми цветовых комбинаций.
Понимание психологических характеристик цвета, возможностей влияния на эмоциональную сферу зрителя через определенный колорит, дисциплинирует и гармонизирует самих учащихся, возраст которых 13-14 лет.
Общение с цветом – это процесс творческий, это мост в подсознание, возможность самовосстановления личности, арт-терапия, возможный путь к совершенствованию личности. Процесс обучения становится для многих детей желанным и радостным.
Упражнения данного курса не повторяют аналогов в учебных программах общеобразовательной школы. Программа, разработанная мною для студенческой среды (в течение 10 лет я преподавала в МХПИ Алексея Егорова), адаптирована и апробирована на экспериментальной площадке нашего Центра образования для 7-8 классов в течение 3 лет (до этого апробация шла на 8-9 классы). В декабре 2008 года курс был представлен на совещании методистов города Москвы мастер-классом в Центре образования №1089 «Коллаж». Элементы программы частично представлялись на открытых мероприятиях: мастер-класс для учителей изобразительного искусства СЗАО в апреле 2012 года.
На мастер-классе для учителей Северо-западного округа города Москва в апреле этого года продемонстрирована презентация, выполненная в Мicrosoft Power Point «Цвет для теоретиков и практиков», где подведены итоги проделанной работы нескольких лет со студентами МХПИ Алексея Егорова и школьниками ЦО № 1089 «Коллаж».
Урок по программе «Цветоведение» для 8-9 классов (7-8) «Художественное бюро. Оформление парфюмерной продукции» представлен учителям СЗАО.
Задание: создание проекта оформления духов - поиск цветового решения. Работа художника и творческой группы оформителей.
Изучение элементов цветоведения. Активизация творческого мышления при работе в группе и при индивидуальной деятельности. Изучение направлений цветоведения (форма и цвет, осязательные ассоциации, вкус и запах). Проблема – опыт - выбор – творческое решение. Выполнение декоративного сюжета для цветового решения - индивидуальная работа с использованием родственных цветов, палитры теплых цветов и холодной гаммы, использование цветовой гаммы тетрад, триад.
Сбор материала для презентации велся непосредственно на занятиях по апробации программы, а также на текущих просмотрах художественных работ в конце четвертей и годовых просмотров. Использованные работы учащихся демонстрировались на страницах сайта школы. Просмотр, поиск дополнительной информации через интернет занял также большой объем времени. К созданию сценариев учебных фильмов их составных частей просмотрено множество фотографий и видеосюжетов. Большую помощь оказал сайт www.korolevstvo-masterov.ru.
Список используемой литературы:
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Кислов А.В, Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей ребенка. – СПб.: Речь, 2010.
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись. Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство Аст», 2002.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественного развития личности. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999.
- Мухина Т.А. Полякова И.Б. Неменский Б.М.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие 6 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Хидеяки Чидзиива. «Гармония цвета». Руководство по созданию цветовых комбинаций. Астрель. АСТ. Москва.
- Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989.
- Сокольникова Н.М. “Основы живописи” Титул, 1995.