Цели урока:
- Образовательная:
- повторить и закрепить основные положения МКТ.
- изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.
- выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.
- Развивающая:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы,
- активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
- Воспитательная:
- развитие познавательного интереса к предмету,
- развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Оборудование: модели кристаллических решеток твердых тел, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание знаменитого Альберта Эйнштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».
1. Повторение изученного по теме «Строение вещества»
Ученики отвечают на вопросы:
- Из чего состоят все вещества?
- Что такое молекула?
- Как ведут себя молекулы в веществах?
- Как связана быстрота движения молекул с температурой тела?
- Какие два вида взаимодействия существуют между молекулами веществ?
Подведем итоги:
- Все вещества состоят из отдельных частиц – молекул, между которыми есть промежутки.
- Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся.
- Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
2. Новый материал «Агрегатные состояния вещества»
Любое вещество, состоящее из атомов или
молекул, может находиться в одном из трех
агрегатных состояний: а) твердом; б) жидком
или в) газообразном. (слайд 2)
– Что же отличает одно агрегатное состояние
вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения
газов, жидкостей и твердых тел? (слайды 3, 4)
На примере моделей кристаллических решеток (демонстрируется модель) видно, что в твердом состоянии положение молекул упорядочено. Они не могут свободно перемещаться по телу. (Слайд 5) Запись в тетрадь
Молекулы жидкости не имеют такой структуры в
расположении, силы взаимодействия у них меньше,
чем у молекул твердых тел, и поэтому даже под
действием небольших внешних сил они легко
перемещаются. Жидкости обладают текучестью.
(слайд 6) запись в тетрадь
Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом и
поэтому перемещаются по всему объему с большими
скоростями. При этом они часто сталкиваются друг
с другом. На примере распространения запаха
духов комнате это можно наблюдать. (слайд 7)
Запись в тетрадь
Вывод:
во-первых, в разных агрегатных состояниях
расположение атомов и молекул различно;
во-вторых, внутренняя энергия одинаковых масс
твердого тела, жидкости и газа при одинаковых
температурах различна. (слайд 8)
Запись в тетрадь
Но как из одного состояния получить другое?
(Слайд 9) рисунок в тетрадь
Процесс перехода вида «твердое вещество —
жидкость» связан с увеличением внутренней
энергии. Значит, в таких превращениях вещество
поглощает тепло, и кинетическая энергия движения
молекул возрастает. Процесс называется
плавлением (слайд 10) запись в тетрадь (слайд 11,
пример)
Процесс перехода вида «жидкость — твердое
вещество» идет с выделением тепла. При этом
скорость молекул уменьшается и внутренняя
энергия уменьшаются. Процесс называется
кристаллизацией. (слайд 12) Запись в тетрадь
(слайд 13 пример)
Процесс перехода вида «жидкость – газ»
связан с увеличением внутренней энергии. Значит,
в таких превращениях вещество поглощает тепло, и
кинетическая энергия движения молекул
возрастает. Процесс называется парообразованием
(слайд 14) запись в тетрадь (слайд 15, пример)
Процесс перехода вида «газ – жидкость»
идет с выделением тепла. При этом скорость
молекул уменьшается и внутренняя энергия
уменьшаются. Процесс называется конденсацией.
(слайд 16) запись в тетрадь (слайд 17 пример)
Иногда бывает так, что вещество из твердого
состояния сразу переходит в газ, минуя жидкую
фазу. (слайд 18) запись в тетрадь
Процесс перехода из твердого состояния в
газообразное, называется сублимацией
или возгонкой. Любое тело в твердом
состоянии, если оно имеет запах, сублимирует.
Сублимирует кусочек нафталина в бабушкином
сундуке. (слайд 19 пример)
Очень интересным процессом является процесс,
обратный сублимации, – десублимация. (слайд
20) запись в тетрадь
3. Закрепление изученного материала
Весь класс делится на 2 команды
1. (Слайд 21) Обсуждение ответа в команде,
объяснение своего ответа, выслушиваем
соперников, жетон получает отвечающий.
2. (Слайд 22) Обсуждение ответа в команде,
объяснение своего ответа, выслушиваем
соперников, жетон получает отвечающий.
3. (Слайд 23) Обсуждение ответа в команде,
объяснение своего ответа, выслушиваем
соперников, жетон получает отвечающий.
(Жетон является бонусом для получения отметки на следующем уроке).
Домашнее задание
1. § 37 учебника; вопросы и задания к параграфу;
2. Сборник задач В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1012,
1013.
Если осталось время, можно поработать с «литературной минуткой»
Загадки
1. Над водою – ушко,
Под водою – брюшко. (Айсберг)
– О каких состояниях воды идет речь в загадке?
2. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
– Может ли воздух быть в жидком состоянии?
3. Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)
– О каком процессе идет речь?
4. Утром падаю всегда —
Не дождинка, не звезда —
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.(Роса)
– Как называется процесс при котором наблюдается выпадение росы?
5. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, –
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю. (Вода)
– Перечислите все переходы воды в различные состояния которые здесь встречаются?