Агрегатное состояние вещества

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (781 кБ)


Цели урока:

  • Образовательная:
    • повторить и закрепить основные положения МКТ.
    • изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.
    • выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.
  • Развивающая:
    • совершенствовать навыки самостоятельной работы,
    • активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
  • Воспитательная:
    • развитие познавательного интереса к предмету,
    • развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Оборудование: модели кристаллических решеток твердых тел, проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание знаменитого Альберта Эйнштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».

1. Повторение изученного по теме «Строение вещества»

Ученики отвечают на вопросы:

  • Из чего состоят все вещества?
  • Что такое молекула?
  • Как ведут себя молекулы в веществах?
  • Как связана быстрота движения молекул с температурой тела?
  • Какие два вида взаимодействия существуют между молекулами веществ?

Подведем итоги:

  • Все вещества состоят из отдельных частиц – молекул, между которыми есть промежутки.
  • Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся.
  • Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

2. Новый материал «Агрегатные состояния вещества»

Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: а) твердом; б) жидком или в) газообразном. (слайд 2)
– Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (слайды 3, 4)

На примере моделей кристаллических решеток (демонстрируется модель) видно, что в твердом состоянии положение молекул упорядочено. Они не могут свободно перемещаться по телу. (Слайд 5) Запись в тетрадь

Молекулы жидкости не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия у них меньше, чем у молекул твердых тел, и поэтому даже под действием небольших внешних сил они легко перемещаются. Жидкости обладают текучестью. (слайд 6) запись в тетрадь
Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом и поэтому перемещаются по всему объему с большими скоростями. При этом они часто сталкиваются друг с другом. На примере распространения запаха духов комнате это можно наблюдать. (слайд 7) Запись в тетрадь

Вывод:

во-первых, в разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно;
во-вторых, внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна. (слайд 8)

Запись в тетрадь

Но как из одного состояния получить другое? (Слайд 9) рисунок в тетрадь
Процесс перехода вида «твердое вещество — жидкость» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает. Процесс называется плавлением (слайд 10) запись в тетрадь (слайд 11, пример)
Процесс перехода вида «жидкость — твердое вещество» идет с выделением тепла. При этом скорость молекул уменьшается и внутренняя энергия уменьшаются. Процесс называется кристаллизацией. (слайд 12) Запись в тетрадь
(слайд 13 пример)
Процесс перехода вида «жидкость – газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает. Процесс называется парообразованием (слайд 14) запись в тетрадь (слайд 15, пример)
Процесс перехода вида «газ – жидкость» идет с выделением тепла. При этом скорость молекул уменьшается и внутренняя энергия уменьшаются. Процесс называется конденсацией. (слайд 16) запись в тетрадь (слайд 17 пример)
Иногда бывает так, что вещество из твердого состояния сразу переходит в газ, минуя жидкую фазу. (слайд 18) запись в тетрадь
Процесс перехода из твердого состояния в газообразное, называется сублимацией или возгонкой. Любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах, сублимирует. Сублимирует кусочек нафталина в бабушкином сундуке. (слайд 19 пример)
Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации, – десублимация. (слайд 20) запись в тетрадь

3. Закрепление изученного материала

Весь класс делится на 2 команды

1. (Слайд 21) Обсуждение ответа в команде, объяснение своего ответа, выслушиваем соперников, жетон получает отвечающий.
2. (Слайд 22) Обсуждение ответа в команде, объяснение своего ответа, выслушиваем соперников, жетон получает отвечающий.
3. (Слайд 23) Обсуждение ответа в команде, объяснение своего ответа, выслушиваем соперников, жетон получает отвечающий.

(Жетон является бонусом для получения отметки на следующем уроке).

Домашнее задание

1. § 37 учебника; вопросы и задания к параграфу;
2. Сборник задач В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1012, 1013.

Если осталось время, можно поработать с «литературной минуткой»

Загадки

1. Над водою – ушко,
Под водою – брюшко. (Айсберг)

– О каких состояниях воды идет речь в загадке?

2. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

– Может ли воздух быть в жидком состоянии?

3. Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)

– О каком процессе идет речь?

4. Утром падаю всегда —
Не дождинка, не звезда —
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.(Роса)

– Как называется процесс при котором наблюдается выпадение росы?

5. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, –
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю. (Вода)

– Перечислите все переходы воды в различные состояния которые здесь встречаются?