Данная методическая разработка рассчитана
на два урока.
Тема 1 урока: «Опорно-двигательная
система. Кости скелета».
Тема 2 урока: «Строение скелета».
Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р.
Сапин Биология. Человек. 8 класс.
Урок 1
Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
- Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Оборудование: таблицы, презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного
материала.
4. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие учителя)
2. Объяснение нового материала
1 слайд
Вопрос к классу:
– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать,
бегать, танцевать? (Опорно-двигательная
система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный
аппарат? (Скелет и мышцы)
Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».
Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.
1. Опора тела и скелета
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
2. Двигательная
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
2. Защитная
Кости скелета защищают органы от травм
4. Обмен веществ
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
2 слайд
Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:
Форма костей
Трубчатые длинные | Короткие трубчатые | Плоские | Смешанные | |
Примеры | Плечевая, бедренная | Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев | Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина | Позвонки, кости основания черепа |
3 слайд
Строение трубчатой кости
– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)
Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.
4 слайд
– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте
ответить на вопрос: Какое значение имеет
химический состав клетки? (Придает костям
прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические
веществ – соли кальция и фосфора, органические
вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям
прочность, органические вещества – эластичность
и упругость.
5 слайд
Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.
Демонстрация опыта.
При прокаливании кости органические вещества
обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что
органические вещества сгорели. Кость твердая, но
хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты
она способна гнуться во все стороны.
– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)
– С возрастом увеличивается содержание в кости
неорганических веществ и уменьшается содержание
органических.
У детей в костях содержится больше
органических веществ. Их кости более упругие и
эластичные. С возрастом в костях увеличивается
содержание солей. В старости кости становятся
хрупкими, из-за того, что в них содержание
неорганических солей значительно превышает
содержание эластичного компонента.
6 слайд
Внутреннее строение костей
– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите,
какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью –
надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и
губчатое вещество. Их количественное
соотношение и распределение зависит от места
кости в скелете и от ее функции.
– Посмотрите фрагмент фильма.
7 слайд
– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком
направлении?
– При переломах за счет чего происходит
восстановление костей?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.
Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.
8 слайд
– Как соединяются между собой кости в скелете?
Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.
Типы соединения костей
Неподвижное |
Полуподвижное |
Подвижное |
Срастание костей, образование швов | Соединения при помощи хрящей | Соединение при помощи суставов |
Обеспечение защиты и опоры | Обеспечение ограниченного движения | Обеспечение движения |
Кости черепа, кости таза | Между позвонками, ребра с грудиной | Плечевой сустав, тазобедренный сустав |
9 слайд
– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие
особенности строения сустава обеспечивают
относительную прочность соединения костей и их
подвижность? (Связки, суставная головка и
суставная впадина, суставная жидкость, гладкие
эластичные хрящи)
Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.
– Рассмотрим движение в локтевом суставе.
10 слайд
3. Задания на закрепление материала
– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.
4. Домашнее задание
Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11
Урок 2
Цели урока: изучить строение скелета человека.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
- Развивающие: развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье
Оборудование: таблицы, презентация, модель строения черепа.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление и обобщение пройденного
материала.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос
Вопросы к классу:
- Каковы функции опорно-двигательного аппарата?
- Назовите, какие бывают кости по форме?
- Каково внутреннее строение костей?
- Каков химический состав костей?
- Назовите типы соединения костей?
- Назовите части сустава?
3. Объяснение нового материала
11 слайд
Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?
Записываем в тетрадь:
Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей
12 слайд
Скелет головы – череп. Рассмотрите основные
отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы.
Запишем в тетрадь, какими костями образован
мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел черепа: парные – височная,
теменная, и непарные – затылочная, лобная,
клиновидная, решетчатая.
Лицевой отдел черепа: парные – скуловые,
верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные –
нижняя челюсть.
Вопрос к классу.
– Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп? (Защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).
13 слайд
Скелет туловища
Основные отделы – это грудная клетка и
позвоночник.
Посмотрите фрагмент фильма. И ответьте на вопрос,
какая особенность в строении позвоночника
смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках?
14 слайд
– Продолжаем изучение строения позвоночника и
рассмотрим, из каких отделов состоит
позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной( 12 позвонков),
поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков),
копчиковый (4-5 позвонков).
15 слайд
Рассмотри строение шейных позвонков.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.
АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).
АКСИС (2-й шейный позвонок)
Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка.
16 слайд
– Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?
Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).
– Какие функции выполняет грудная клетка? (Защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)
17 слайд
Скелет верхней конечности.
Задание классу:
По учебнику назовите основные кости верхней
конечности.
Пояс верхней конечности и скелет свободной
верхней конечности.
Пояс верхней конечности образован парными
костями: лопатками и ключицами.
Скелет свободной конечности состоит из: плеча,
предплечья и кисти. Предплечье образовано
локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована
запястьем, пястью и фалангами пальцев.
Вопрос классу.
Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? (Плечевой, локтевой).
18 слайд
Скелет нижней конечности.
Задание классу.
По учебнику назовите основные кости нижней
конечности.
Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней
конечности.
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых
костей (подвздошных, седалищных, лобковых).
Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые
кости вместе с крестцом образуют кольцо, на
которое опирается позвоночный столб.
Скелет свободной нижней конечности состоит из:
бедра, голени и стопы.
Голень состоит из большой берцовой кости и малой
берцовой кости. Стопа представлена предплюсной,
плюсной и фалангами пальцев.
Вопрос к классу.
Скажите, какие суставы в нижней конечности
обеспечивают ее подвижность?
(тазобедренный, коленный, голеностопный)
19 слайд
4. Задания на закрепление материала
Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.
20 слайд
Правильно соберите скелет человека.
5. Домашнее задание
Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд по теме: «Скелет»
Литература:
- Учебник Н.И. Сонин, М.Р.Сапин Биология. Человек 8 класс. – М.:Дрофа, 2008г.
- Книга для учителя к учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа,2010г.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- BoneLab – компьютерная программа.
- Фрагменты из видеофильма «Опорно-двигательный аппарат человека».