Задачи урока: познакомить учащихся с разнообразием зимующих птиц, их отличительными особенностями, условиями жизни в зимнее время года, правилами безопасного использования разных материалов и инструментов при изготовлении кормушек.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты: знать, как называются птицы; уметь различать их по внешним признакам; знать, чем можно подкармливать их; уметь выполнять задание по инструкции.
- Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- Личностные результаты: осознавать необходимость помогать птицам в зимнее время года; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова часть 1, рабочая тетрадь; у учителя — компьютер, мультимедийный проектор; у учащихся — цветные карандаши, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест:
-
Чем питается лиса?
А) насекомыми;
Б) мышами;
В) травой;
Г) зернышками;
Д) орехами;
Е) лягушками. -
Чем питается заяц?
А) насекомыми;
Б) мышами;
В) травой, корой, ветками;
Г) зернышками;
Д) орехами;
Е) лягушками. -
Чем питается лягушка?
А) комарами;
Б) травой;
В) мышами;
Г) зернышками;
Д) орехами. -
Докажите, что животные – живые существа.
А) они двигаются;
Б) они рождаются, растут, питаются, приносят потомство, умирают;
В) они очень милые;
Г) они относятся к живой природе. -
Что необходимо животным для жизни?
А) хорошее настроение;
Б) солнце, воздух, вода, пища;
В) леса и поля;
Г) вкусная еда.
– О жизни каких животных вы узнали? (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
– Отгадайте загадки Муравьишки Вопросика:
Маленький мальчишка,
В синем армячишке,
По полям шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
– Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком.)
– Сейчас зима. Как вы думаете легко ли приходится этим птицам? (Нет.)
– А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей.)
Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Благинина:
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
– Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
– Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)
– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
– Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в наших краях. (Ответы детей.)
– Найдите отличительные признаки каждой птицы.
- Свиристель – птица с хохолком на голове.
- Снегирь – птица с красной грудкой.
- Воробей – серенькая маленькая птичка.
- Синица имеет желтую грудку.
- Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.
– Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это:
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это? (Кормушка.)
(Учитель показывает кормушку.)
– Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 с. 52
– Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены. Выполните задание: соедини линиями рисунки и названия. Проверь себя по учебнику.
№2 с. 52
– Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задания: определи птиц на этом рисунке. Раскрась их. Закрась кружки возле тех птиц, которые тебе доводилось видеть в природе.
V. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
Конечно, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза.
– Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц.)
– У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета. Посмотрите на рисунок-инструкцию в рабочей тетради (с. 53 №3). (Дети делают кормушки, затем учитель организует выставку кормушек.)
– Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание: обведите зеленым карандашом то, чем можно подкармливать птиц. А красным – чем нельзя подкармливать птиц.
2. Беседа, работа по учебнику
– Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить какой корм подходит для птиц.
– А теперь, рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)
Придумайте и расскажите историю по этому рисунку. (Ответы детей.
Прикормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
VII. Рефлексия
– Оцените свои достижения на уроке (дети достают один из значков и объясняют свой выбор)
VIII. Подведение итогов урока
– Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте их на картинке.
– Теперь вы сможете сделать кормушки и правильно подобрать им корм? (Ответы детей.)
Рекомендации для занятий дома
С родителями смастерить кормушку, повесить ее около дома и положить подходящий корм.