Урок окружающего мира по теме "Как зимой помочь птицам?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока: познакомить учащихся с разнообразием зимующих птиц, их отличительными особенностями, условиями жизни в зимнее время года, правилами безопасного использования разных материалов и инструментов при изготовлении кормушек.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: знать, как называются птицы; уметь различать их по внешним признакам; знать, чем можно подкармливать их; уметь выполнять задание по инструкции.
  • Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  • Личностные результаты: осознавать необходимость помогать птицам в зимнее время года; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова часть 1, рабочая тетрадь; у учителя — компьютер, мультимедийный проектор; у учащихся — цветные карандаши, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тест:

  1. Чем питается лиса?
    А) насекомыми;
    Б) мышами;
    В) травой;
    Г) зернышками;
    Д) орехами;
    Е) лягушками.

  2. Чем питается заяц?
    А) насекомыми;
    Б) мышами;
    В) травой, корой, ветками;
    Г) зернышками;
    Д) орехами;
    Е) лягушками.

  3. Чем питается лягушка?
    А) комарами;
    Б) травой;
    В) мышами;
    Г) зернышками;
    Д) орехами.

  4. Докажите, что животные – живые существа.
    А) они двигаются;
    Б) они рождаются, растут, питаются, приносят потомство, умирают;
    В) они очень милые;
    Г) они относятся к живой природе.

  5. Что необходимо животным для жизни?
    А) хорошее настроение;
    Б) солнце, воздух, вода, пища;
    В) леса и поля;
    Г) вкусная еда.

– О жизни каких животных вы узнали? (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

– Отгадайте загадки Муравьишки Вопросика:

Маленький мальчишка,
В синем армячишке,
По полям шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

– Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком.)

– Сейчас зима. Как вы думаете легко ли приходится этим птицам? (Нет.)

– А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей.)

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Благинина:

Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

– Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

– Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)

– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

– Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в наших краях. (Ответы детей.)

– Найдите отличительные признаки каждой птицы.

  • Свиристель – птица с хохолком на голове.
  • Снегирь – птица с красной грудкой.
  • Воробей – серенькая маленькая птичка.
  • Синица имеет желтую грудку.
  • Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.

– Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это:

Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это? (Кормушка.)

(Учитель показывает кормушку.)

– Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 с. 52

– Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены. Выполните задание: соедини линиями рисунки и названия. Проверь себя по учебнику.

№2 с. 52

– Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задания: определи птиц на этом рисунке. Раскрась их. Закрась кружки возле тех птиц, которые тебе доводилось видеть в природе.

V. Физкультминутка

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

Конечно, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза.

– Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц.)

– У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета. Посмотрите на рисунок-инструкцию в рабочей тетради (с. 53 №3). (Дети делают кормушки, затем учитель организует выставку кормушек.)

– Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание: обведите зеленым карандашом то, чем можно подкармливать птиц. А красным – чем нельзя подкармливать птиц.

2. Беседа, работа по учебнику

– Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить какой корм подходит для птиц.

– А теперь, рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)

Придумайте и расскажите историю по этому рисунку. (Ответы детей.

Прикормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

VII. Рефлексия

– Оцените свои достижения на уроке (дети достают один из значков и объясняют свой выбор)

VIII. Подведение итогов урока

– Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте их на картинке.

– Теперь вы сможете сделать кормушки и правильно подобрать им корм? (Ответы детей.)

Рекомендации для занятий дома

С родителями смастерить кормушку, повесить ее около дома и положить подходящий корм.