Культура России в эпоху "перестройки" и в "постперестроечный" период

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел “Духовная жизнь общества”.

Предмет: история России 20 века.

Цели:

перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;

ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.

В ходе занятия учащиеся смогут:

- расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;

  • познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
  • выделить основные принципы современной хореографии;
  • познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): “О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления”.

Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.

3. Изучение нового.

3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).

После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.

Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:

- снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;

  • увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
  • укрепление международных связей в области культуры;
  • обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.

Наряду с этими выделяются и отрицательные:

  • коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
  • в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
  • следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия “произведений искусства”;
  • отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
  • постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
  • отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой “чернухи”, ничего общего не имеющей с искусством.

Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.

3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).

Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

4. Рефлексия и подведение итогов.

В качестве основных направлений могут быть названы:

  • модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

В качестве особенностей могут быть отмечены:

- синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела;

  • отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
  • использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
  • ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
  • выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
  • резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет “интегрировало” российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
  • появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
  • стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
  • острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
  • жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, “черного” юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
  • в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
  • фотография выходит  за рамки  репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.

Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

5. Выставление отметок за работу на уроке.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.