Не тип фигуры делает человека красивым и здоровым, а правильная осанка. (Слайд 1)
Форма занятия: конференция.
Подготовительный этап: ученикам заранее даются темы докладов. Группы учащихся получают задания. На мероприятие приглашаются медицинский работник школы, учитель физической культуры, старосты младших классов.
Цель: сформировать у школьников представление об осанке и ее значении в жизни человека.
Задачи.
1. Познакомить с понятием “осанка”.
2. Показать роль правильной осанки для здоровья подростка.
3. Выявить причины неправильной осанки у учащихся;
4. Привлечь учащихся к проблеме неправильной осанки.
Ход мероприятия
I. Проблемный вопрос. Слово учителя.
Можно иметь превосходное телосложение, хорошие ростовые и весовые показатели, но если при этом не уметь все это правильно “расположить” в себе, то вы начнете терять здоровье; достаточно просто принять неправильную осанку – сгорбиться, ссутулиться, искривить позвоночник. Около половины учащихся нашей школы и страны в целом страдают этим заболеванием, но серьезно к этому относится лишь небольшое количество детей.
Количество подростков с искривлением осанки не уменьшается, а с каждым годом только увеличивается. Как вы думаете, почему же так происходит? (Все ответы учащихся записываются в “копилку идей” и сохраняются на доске до конца конференции)
Цель нашего занятия: Привлечь внимание наших сверстников к проблеме неправильной осанки и показать большую значимость осанки для здоровья человека.
II. Теоретическая часть. Выступления учащихся (выступают учащиеся-помощники проведения конференции (инициативная группа).
1 ученик (в роли ведущего): В нашем организме все взаимосвязано. Часто случается, так, что несоблюдение элементарных вещей приводит к ухудшению здоровья. Можно иметь превосходное телосложение, быть в хорошей физической форме, но если при этом не уметь все это правильно “расположить” в себе, то вы начнете терять здоровье; достаточно просто принять неправильную осанку – сгорбиться, ссутулиться, искривить позвоночник.
Давайте дадим определение “осанке” и поговорим о значении осанки для здоровья.
- Что, по-вашему мнению, называют осанкой?
(ответы учащихся, ключевые слова в ответах записываются на страницу “идей”, из них потом учащиеся вместе с основным докладчиком выводят определение осанки).
Осанка - это естественная и привычная поза человека, свободно и непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными носками стоп на угол 45-50 градусов. (Слайд 2)
2 ученик (в роли врача): Поговорим о значении осанки для здоровья человека.
Неправильная осанка приводит к целому ряду серьезных заболеваний и самое главное к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Больные корешки спинного мозга приводят к ухудшению работы органов, которыми они управляют. (Слайд 3)
Нарушения осанки возникают чаще всего в период полового созревания ребенка. Для девочек этот период наступает в 13-15 лет, для юношей в 14-16 лет, а так же в периоды бурного роста, когда ребенок может за лето вырасти на 6-8 см. В это время особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы ребенок не спал на мягкой мебели, не стоял на одной ноге( согнув вторую в колене), необходимо правильно располагать туловище во время сидения и равномерно давать нагрузку на позвоночник (не носить в одной руке тяжести). Эти рекомендации относятся не только к детям, но и взрослым людям.
Дефекты осанки приводят к нарушению работы всех внутренних органов (Слайд 4). Люди с неправильной осанкой имеют уменьшенную экскурсию грудной клетки, диафрагмы, меньший объем легких и нарушении функций дыхания. Это негативно влияет на сердечно сосудистую и дыхательную систему, уменьшает возможную физическую нагрузку на организм (например, становится трудно подняться на 7 этаж). Слабые мышцы живота и согнутое положение тела, могут послужить причиной нарушения пищеварения и зашлаковке организма, снижению иммунитета, головным болям, быстрой утомляемости.
Те, кто не имеют естественного прогиба в спине, подвергают свой мозг постоянным микротравмам, которые возникают во время ходьбы бега. При нарушенной осанке ослабляются мышцы, понижается физическая работоспособность. Это может привести к грыжам в области живота и малого таза.
Здоровая осанка позволяет организму взаимодействовать с энергетическими потоками, идущими от Земли и Космоса.
3 ученик (в роли родителя): Я, например, считаю, что объяснять значение правильной осанки лучше всего с детства. Именно тогда заложить фундамент крепкого здоровья на долгие годы и развить навыки правильной осанки проще всего. У детей 9-11 лет подвижность и эластичность позвоночника выше, чем у взрослых. Это имеет как преимущества, так и недостатки в виде нестабильности позвоночника. Осанка похожа на кусок мягкой глины, из которой можно вылепить что угодно, как проблемы в виде нарушений осанки, так и предмет гордости своим чадом. Угадайте, кто является скульптором?
Настроение и эмоции тоже играют свою роль в правильной осанке. Ведь сложно себе представить веселого и уверенного в себе человека сгорбленным, впрочем как и наоборот, когда чувствуешь себя подавленным, все валится из рук, трудно держать голову прямо и держаться ровно. У такого человека признаки правильной осанки тают на глазах. Когда все классно и хочешь петь, легко держать осанку, но что делать, когда все идет не так, как хочешь, поражение идет одно за другим и опускание головы вошло в привычку?
Ответ прост, постепенно развить новую привычку. Если чувствуете, что сегодня не ваш день, то просто поделайте упражнения некоторое время, и вы увидите, вместе с напряжениями в теле уйдут и “напряжения в голове” и настроение понемногу станет лучше. У меня, к примеру, выполнение упражнений настолько стало частью жизни, что, если и найду повод не сделать, то потом плохо чувствую себя весь день. Поэтому я прислушиваюсь к своему организму и даю ему то, что он хочет. Чего желаю своим детям и вам.
III. Практическая часть. Выступление творческой группы с исследовательской работой: “Для чего нужна правильная осанка”.
4 ученик: Прежде чем приступить к нашей исследовательской работе, мы вместе с медицинским работником нашей школы - Константиновой Л.П. проанализировали результаты медицинского осмотра учащихся 1-8 классов и пришли к выводу, что многие дети страдают искривлением позвоночника и имеют неправильную осанку. Подробные результаты представлены в Приложении 1. (Слайд 5).
Далее, мы провели опрос среди учащихся 3-х
классов и 7-х классов по следующим вопросам:
- Что дает человеку правильная осанка?
- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?
- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?
- Почему искривляется позвоночник у детей?
- Как часто учитель напоминает вам об осанке на уроке?
- Почему лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
Результаты представлены на диаграммах в Приложении 2. (Слайд 6-8).
Анализ диаграмм показывает, что дети не понимают значимость осанки и не задумываются о своем здоровье и красоте.
1 ученик (в роли ведущего): На основании представленного нам исследования, мы предлагаем провести просветительскую работу и дать некоторые рекомендации, чтобы учащиеся изменили свое отношение к значимости осанки для своего здоровья.
Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.
IV. Групповая работа.
Класс заранее делится на группы, каждая группа получает задание – составить рекомендации по формированию правильной осанки.
Выступление групп.
1-группа. Мы составили “Правила для поддержания правильной осанки”. (Приложение 3) (Слайд 9). Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
2-группа. Предлагаем ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям. (Приложение 4) (Слайд 10).
3- группа. Мы составили комплекс физических упражнений, который рекомендовали учителям физкультуры, чтобы они обязательно делали с учащимися на уроках. (Приложение 5) (Слайд 11).
Мы просим старост классов донести до своих одноклассников информацию, прослушанную на занятии и следовать рекомендациям.
V. Подведение итогов. Просмотр и обсуждение “Правил в стихах”, составленных классными руководителями. (Слайды с 12-23)
VI. Рефлексия.